Структура и функции центральных банков. Пример развитых стран
p> Банки, не являющиеся членами ФРС, но поддерживающие деловые отношения с банками – членами этой системы, косвенно пользуются услугами ФРС в области кредитно-чекового обращения, клиринга и т.д. Такое сотрудничество банков – аутсайдеров с ФРС обусловило образование специальных клиринговых банков, имеющих право проводить клиринговые операции на равных основаниях с банками
– членами ФРС непосредственно через механизм ФРС. Таким образом, и в организационном, и в функциональном плане ФРС сочетает элементы централизма и определенной самостоятельности на местах при заметном преобладании первого.

Немецкий федеральный банк использует более высокую по сравнению с ФРС США степень централизации. Становление системы центрального банка Германии после второй мировой войны на первых порах отражало политическое положение страны, и, главным образом, деление ее территории на оккупационные зоны. У военной администрации западных зон вначале отсутствовало единое мнение о модели построения центрального банка: США считали наиболее приемлемым вариант ФРС, а Великобритания признавала оптимальной структуру банка
Англии.

В результате процесс формирования центрального банка произошел стихийно, снизу, на уровне оккупационных зон. В 1946-1947 гг. в американской и французской оккупационных зонах появились первые центральные банки земель, основанные на принципах функционирования ФРС. В 1948 г. были учреждены 4 центральных банка земель в британской зоне. Такие структуры, однако, не способствовали решению экономических проблем Германии: инфляция достигла таких масштабов, что привела к натуральному обмену, падению капиталовложений, росту безработицы. Без создания нормально функционирующего центрального банка стало невозможным оздоровление денежного обращения и экономики, поэтому в марте 1948 г. в соответствии с законом западных оккупационных властей был образован Банк немецких земель.
В правовом отношении этот банк являлся дочерним банком юридически самостоятельных центральных банков земель, однако в совокупности эти кредитные институты представляли собой более или менее единую систему. Банк немецких земель осуществлял операции исключительно с коммерческими банками и государственными организациями. Поддерживать деловые отношения с частными нефинансовыми учреждениями и физическими лицами ему было запрещено. Наряду с учетными и ломбардными операциями он устанавливал нормы минимальных резервных требований для частных банков. Вначале Банк немецких земель был лишен права эмиссии, – позднее оно было предоставлено ему специальным законом.

Фактически двухступенчатая система центрального банка (Банк немецких земель и центральные банки земель) была переходной формой организационной структуры центрального банка Германии. В ст. 88 Конституции ФРГ, вступившей в действие в 1949 г., предусматривалась необходимость создания единого центрального банка, деятельность которого регулировалась бы нормами западногерманского законодательства, а не оккупационных властей. Полностью реализовать эту статью Конституции удалось только в 1957 г., когда был специально принят закон о Немецком федеральном банке (Бундесбанке). В результате двухступенчатая система центрального банка была упразднена путем слияния центральных банков земель с Банком немецких земель. Центральные банки земель утратили юридическую самостоятельность и были преобразованы в головные конторы Бундесбанка в землях; при этом наименование центральных банков земель было сохранено.

По конституции Германии Бундесбанк представляет собой институт, осуществляющий единую денежно-кредитную и эмиссионную политику.
Деятельность Бундесбанка регулируется публичным правом. Его уставный капитал принадлежит федеральному правительству Германии, которому перечисляется получаемая Банком прибыль.

Сложившаяся система Бундесбанка весьма эффективна не только в отношении денежно-кредитного регулирования, но и в плане организационной структуры банка (схема 3). Руководящими органами Банка являются:
- Совет центральных банков (расположенный в Бонне);
- Совет директоров (расположенный во Франкфурте-на-Майне);
- Правление центральных банков земель, являющихся территориальными подразделениями Бундесбанка.

Совет центральных банков и Совет директоров приравнены к центральным органам исполнительной власти (федеральному министерству), а правления центральных банков земель (ландесцентральбанков) – к органам исполнительной власти в федеральных землях.

Схема 3. Организационная структура Бундесбанка

Совет центральных банков является высшим органом Бундесбанка; в его состав входят президент Бундесбанка (председатель Совета), вице- президент (заместитель председателя Совета), члены Совета директоров и президенты ландсцентральбанков. Федеральный принцип построения Бундесбанка проявляется в том, что в Совет центральных банков входят как назначаемые центром члены Совета директоров, так и представители регионов, чьи кандидатуры выдвигаются правительствами земель. На заседаниях Совета центральных банков, которые проводятся 1 раз в 2 недели, решения принимаются простым большинством голосов. Совет определяет денежно- кредитную и валютную политику Бундесбанка, издает директивы, касающиеся руководства и управления банком, разграничивает области компетенции других органов банка, если это не предписано самим законом о Федеральном банке.

Совет директоров – высший исполнительный орган Бундесбанка, ответственный за практическую реализацию решений Совета центральных банков.
Совет директоров отвечает за:
- операции с государством и его денежными фондами;
- операции с кредитными учреждениями на всей территории страны;
- валютные операции;
- операции на открытом рынке.

В состав Совета директоров входят президент Бундесбанка, вице-президент и другие члены (до 6 человек). Председателем Совета директоров, как и Совета центральных банков, является президент Бундесбанка. Члены Совета директоров назначаются на срок 8 лет президентом Германии по предложению правительства и по представлению Совета центральных банков. Члены Совета директоров по закону не могут быть отозваны до истечения срока их полномочий, что обеспечивает личную независимость и защищенность высшего руководства
Бундесбанка.

С 1 ноября 1992 г. в соответствии с изменениями внесенными в Закон о
Бундесбанке от 1992 г., организационная структура Немецкого федерального банка была изменена в соответствии с государственным устройством объединенной Германии. Количество центральных банков земель было уменьшено с 11 (по количеству федеральных земель) до 9.

Ландсцентральбанки функционируют в регионах, примерно равных по экономическому потенциалу, охватывающих одну или несколько федеральных земель. Эти 9 центральных банков, полномочия 5 из которых распространяются на регионы, охватывающие 2 или 3 федеральные земли, осуществляют операции в рамках региона под свою ответственность. Закон о Бундесбанке позволяет ландсцентральбанкам осуществлять операции с местными органами власти, а также с кредитными учреждениями их регионов.

Центральные банки земель имеют филиалы в крупных населенных пунктах.
На 1 ноября 1992 г. насчитывалось 190 таких филиалов, в том числе 15 – в новых землях Федерации. Основными задачами филиалов являются контроль за соблюдением требований к минимальным резервам кредитных институтов, расположенных на соответствующей территории, а также осуществление безналичных расчетов.

Руководство ландсцентральбанками осуществляется правлением, в состав которого входят президент, а в более крупных центральных банках земель – и один член правления. Назначение президентов ландсцентральбанков производится в том же порядке, как и членов Совета директоров Бундесбанка, с тем отличием, что их назначение производит президент Германии по предложению не федерального правительства, а Федерального совета (палаты парламента), который, со своей стороны, обязан руководствоваться предложениями правительства земли. Такая процедура позволяет избежать давления со стороны федерального правительства при назначении руководителей центральных банков земель. Вице-президенты и члены правления ландсцентральбанков назначаются на должности президентом Бундесбанка по предложению Совета центральных банков. Однако в этом Совете, в заседаниях которого они могут принимать, они не имеют права голоса.

При ландсцентральбанках созданы также советы, состоящие из представителей банковской системы страны, различных отраслей экономики и лиц, работающих по найму. Задачей каждого Совета является обсуждение с президентом центрального банка земли и с правлением вопросов денежно- кредитной политики и конкретных мер по ее реализации в федеральных землях.
Советы выполняют функции совещательного органа, с помощью которого
Бундесбанк поддерживает в федеральных землях постоянный контакт с банковскими учреждениями и кредитополучателями. Членов советов назначает президент Бундесбанка по предложению соответствующих правительств земель.

Правовые отношения членов директората Бундесбанка, а также правлений ландсцентральбанков регулируются соответствующими договорами с Советом центральных банков и требуют одобрения федерального правительства.

Таким образом, Немецкий федеральный банк является единым банком, располагающим разветвленной сетью территориальных филиалов, обладающих определенной самостоятельностью.

Европейская валютно-экономическая интеграция и перспективы создания
Европейской системы центральных банков. Принципы организации ФРС США и
Немецкого федерального банка нашли определенное отражение в решениях о создании Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).

В настоящее время осуществляется постепенный переход от сформировавшейся в рамках «общего рынка» системы координации денежно- кредитной политики государств – участников Европейского союза (ЕС, преемник
ЕЭС) к единой денежно-кредитной политики государств, входящих в этот Союз.
В подписанном в декабре 1991 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) Договоре о
Европейском союзе предусмотрено трехэтапное создание валютно-экономического союза, конечной целью которого является замена национальных денежных единиц одной валютой – «евро» и образование Европейского центрального банка (ЕЦБ), проводящего единую денежно-кредитную и валютную политику.

На первом этапе, начавшемся 1 июля 1990 г., страны - члены ЕС разработали «программы конвергенции», нацеленные на сближение и улучшение показателей экономической деятельности в этих странах: уменьшение уровня инфляции, сокращение бюджетного дефицита, а также на участие в механизме установления обменных курсов в рамках Европейской валютной системы.

В ходе нынешнего, второго, этапа создания валютно-экономического союза, начавшегося 1 января 1994 г., был образован Европейский валютный институт (ЕВИ), занимающийся технической и процедурной подготовкой к учреждению ЕЦБ. При этом за проведение экономической, денежно-кредитной и валютной политики по-прежнему полную ответственность несут национальные органы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать