Ст. 41 Конституции РФ закрепила право каждого гражданина на охрану здоровья, а в ст. 37 установлено право работника на здоровые и безопасные условия труда. В августе 1993 года были приняты Основы законодательства РФ об охране труда, действие которых распространяется на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности; работодателей; работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; работников кооперативов; другие категории граждан.
12 августа 1994 г. Правительство РФ приняло Постановление «0 государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ», которое мы и приводим далее:
В целях введения единых государственных нормативных требований по охране труда Правительство Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ
1. Установить, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
2. Утвердить прилагаемый перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в
Российской Федерации.
3. Федеральным органам исполнительной власти представлять Министерству труда Российской Федерации утвержденные ими нормативные правовые акты по охране труда, предусмотренные перечнем, указанным в пункте 2 настоящего постановления.
4. Министерству труда Российской Федерации обеспечить формирование банка данных действующих государственных нормативных правовых актов по охране труда для использования их органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности.
ПЕРЕЧЕНЬ видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации
|Наименование вида нормативного правового акта |Органы, утверждающие|
| |нормативные правовые|
| |акты |
|полное |сокращенное | |
|Государственные стандарты|ГОСТ Р |Госстандарт России |
|системы стандартов |ССБТ |Минстрой России |
|безопасности труда | | |
| |ОСТ |федеральные органы |
|Отраслевые стандарты |ССБТ |исполнительной |
|системы стандартов | |власти |
|безопасности труда |СП | |
| | |Госкомсанэпидемнадзо|
|Санитарные правила |СН |р |
| | |России |
|Санитарные нормы |ГН | |
| | | |
|Гигиенические нормативы |СанПин | |
| | | |
|Санитарные правила и |СНиП | |
|нормы | | |
| | |Минстрой России |
|Строительные нормы и | | |
|правила |ПБ | |
| | | |
|Правила безопасности |ПУБЭ |федеральные органы |
| | | |
|Правила устройства и |ИБ |надзора в |
|безопасной эксплуатации | |соответствии с их |
|Инструкции по безопасности|ПОТ М |компетенцией |
| | | |
| | | |
|Правила по охране труда |---- |Минтруд России |
|межотраслевые | | |
| | | |
|Межотраслевые | |Минтруд России |
|организационно-методически|ПОТ О |федеральные органы |
|е документы (положении, | |надзора |
|методические указания, |ТОИ | |
|рекомендации) | |федеральные органы |
| | |исполнительной |
|Правила по охране труда |---- |власти |
|отраслевые | | |
| | |федеральные органы |
|Типовые отраслевые | |исполнительной |
|инструкции по охране труда| |власти |
| | | |
| | |» |
|Отраслевые | | |
|организационно-методически| | |
|е документы (положения, | | |
|методические указания, | | |
|рекомендации) | | |
Примечание. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на
основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по
охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные
правовые акты по охране труда.
Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты
предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по
охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе
государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональные союзы в
лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками
представительные органы имеют право принимать участие в разработке и
согласовании нормативных правовых актов по охране труда.
У обеих сторон трудового договора есть обязанности в области охраны труда.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений,
оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в
производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств
коллективной и индивидуальной защиты;
соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда
на каждом рабочем месте;
организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического
обслуживания работников;
режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;
выдачу специальных одежды и обуви и других средств индивидуальной защиты,
смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с установленными,
нормами работникам, занятым на производстве с вредными или опасными
условиями труда, а также на работах, связанных с загрязненностью;
эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных факторов на
здоровье работников;
возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным
заболеванием либо иными повреждениями здоровья, связанными с исполнением
ими трудовых обязанностей;
обучение, инструктаж работников и проверку знаний ими норм, правил и
инструкций по охране труда;
информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем
месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам
средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах;
беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и
контроля, общественного контроля для проведения проверок состояния условий
и охраны труда на предприятии и соблюдения законодательства об охране
труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;
своевременную уплату штрафа, наложенного органами государственного надзора
и контроля за нарушениями законодательства об охране труда и нормативных
актов по безопасности и гигиене труда;
необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при
возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию
первой помощи пострадавшим;
предоставление органам надзора и контроля необходимой информации о
состоянии условий и охраны труда на предприятии, выполнении их предписаний,
а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях
здоровья работников на производстве;
обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности
вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
На работника возлагаются следующие обязанности по обеспечению охраны труда:
соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;
немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом
несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках
профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу
жизни и здоровью людей.
Для некоторых категорий работников законодательством установлена
обязанность предварительного (при поступлении на работу) и периодического
медицинского осмотра. Перечень вредных производственных факторов и работ,
при выполнении которых проводятся предварительные и периодические
медицинские осмотры и порядок их проведения устанавливаются Государственным
комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ и Министерством
здравоохранения РФ.
Медицинские осмотры проводятся за счет работодателя.
Если работник отказывается от прохождения медицинского осмотра или не
выполняет рекомендаций по результатам проведенных обследований,
работодатель не имеет права допускать его к выполнению трудовых
обязанностей.
Постановлением ВС РФ от 24 декабря 1992 года утверждены Правила возмещения
работодателями вреда, причиненного работникам увечьем и профессиональным
заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими
трудовых обязанностей. Ст. 2 этих Правил устанавливает материальную
ответственность за вред, причиненный здоровью работников и граждан,
работающих по гражданско-правовым договорам подряда и поручения, трудовым
увечьем, происшедшим как на территории работодателя, так и за ее пределами,
а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте,
предоставленном работодателем (ст. 3 Правил).
Работодатель обязан возместить в полном объеме вред, причиненный работнику
при исполнении им трудовых обязанностей источником повышенной опасности,
если не докажет, что вред наступил вследствие непреодолимой силы либо
умысла потерпевшего.
Если вред причинен здоровью работника не источником повышенной опасности,
то работодатель освобождается от его возмещения, доказав, что вред причинен
не по его вине.
Трудовое увечье считается наступившим по вине работодателя, если оно
произошло вследствие не обеспечения им здоровых и безопасных условий труда
(несоблюдение правил охраны труда, техники безопасности, промышленной
санитарии и т. п.).
Вина работодателя и вина администрации Правилами не различаются, поскольку
вина работодателя означает вину тех или иных его работников, не
обеспечивших безопасных условий труда. При этом не имеет значения,
повреждено здоровье по вине должностного лица или рядового работника,
временного или внештатного, а также лица, выполняющего работу по трудовому
соглашению.
Доказательством ответственности Работодателя за причиненный вред, а в
случаях, предусмотренных частью второй ст. 3 Правил, доказательством его
вины могут служить документы и показания свидетелей, в частности: акт о
несчастном случае на производстве;
приговор, решение суда, постановление прокурора, органа дознания или
предварительного следствия;
заключение технического инспектора труда либо других должностных лиц
(органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и
соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья;
медицинское заключение о профессиональном заболевании;
решение о наложении административного или дисциплинарного взыскания на
должностных лиц;
постановление профсоюзного комитета о возмещении работодателем бюджету
государственного социального страхования расходов на выплату работнику
пособия по временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем.
Если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или
увеличению вреда, то, в зависимости от степени вины потерпевшего, размер
возмещения соответственно уменьшается. Но полный отказ в возмещении вреда
не допускается.
Возмещение вреда состоит в выплате потерпевшему денежных сумм в размере
заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты
профессиональной трудоспособности и компенсации дополнительных расходов; в
выплате, в установленных случаях, единовременного пособия; в возмещении
морального ущерба. Степень утраты профессиональной трудоспособности
потерпевших вследствие трудового увечья определяется медико-социальной
экспертизой, находящейся в системе социальной защиты населения. Допускается
независимая медицинская экспертиза и судебное обжалование решений
экспертных комиссий.
При заключении трудового договора денежные, суммы на возмещение возможно
нанесенного в будущем вреда могут быть увеличены по соглашению сторон в
процентном отношении к установленным законодательством.
Следует учитывать, что для женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной
трудоспособностью установлены специальные нормы. по охране труда.
Специальные нормы по охране труда женщин делятся на:
- распространяющиеся на всех женщин;
- распространяющиеся на беременных женщин и матерей, имеющих малолетних
детей.
Существует специальный перечень работ с вредными условиями труда, тяжелых и
подземных работ, применение на которых труда женщин запрещено.
Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 6 февраля 1993 года
утверждены новые нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме
и перемещении тяжестей вручную. Указанные нормы обязательны для применения
с момента их утверждения при разработке проектной документации проектными,
конструкторскими и технологическими организациями. Причем, если
производственно-техническая необходимость требует, чтобы работник переносил
тяжести массой выше установленных норм, а до принятия их эту должность
занимала женщина,
либо работодатель по незнанию нанял женщину на должность, требующую
переноски или поднятия таких тяжестей, то работодатель не вправе увольнять
женщину по этой причине, а должен усовершенствовать условия труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12