Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 год
p> Экспортер после поступления на его валютный транзитный счет выручки от экспорта товаров, оформляя поручения о переводе части выручки на свой текущий валютный счет и обязательной продаже части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке, отдельной строкой указывает номер и дату паспорта сделки и учетной карточки, по которым поступила экспортная выручка
(если поступил аванс, то указываются реквизиты только паспорта сделки).

Инструкцией № 19 предусматривается ответственность как экспортера за несвоевременное предоставление необходимой документации или фальсификацию приводимых документов и сведений, так и банка за ненадлежащее выполнение данной инструкции.

Действие инструкции № 19 имеет некоторые ограничения, так как она не распространяется на экспорт работ и услуг, а также на сделки, предусматривающие вывоз товаров с российской таможенной территории, если расчеты осуществляются в соответствии с законодательством России в ее валюте и если не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме, как, например, при бартерной сделке.

Наряду с "невозвратом" валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг.

Некоторое сдерживающее действие оказывал введенный порядок, когда условием платежа при осуществленнии международных расчетов по импортным контрактам являлось обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию.

Более радикальными мерами должны стать требования, предъявляемые к импортерам, которые изложены в письме Центрального банка Российской
Федерации "О введении в действие порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" от 15 ноября 1995 года № 208 и в совместной инструкции Центрального банка
России № 30 и Государственного таможенного комитета Российской Федерации №
01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" от 26 июля 1995 года. Инструкция введена в действие с 1 января 1996 года.

Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, так же как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль Центрального банка России.

Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки, который оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта. По каждому заключенному импортером контракту оформляется один паспорт импортной сделки, подписываемый одним уполномоченным банком, где открыт валютный текущий счет импортера. Паспорт импортной сделки оформляется в двух экземплярах.

С представлением в банк импортера паспорта импортной сделки импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте импортной сделки, условиям контракта, а также за поступление в Россию товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные контрактом сроки на указанный в паспорте импортной сделки текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, которая ранее переведена иностранной стороне.

Сделки на срок, превышающий 180 дней между днем оплаты импортируемого товара и датой его таможенного оформления, могут осуществляться только при наличии лицензии Банка России на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.

Банк импортера имеет основание для отказа в подписании паспорта импортной сделки в следующих случаях:

- если он оформлен с нарушениями установленных требований;

- если в контракте имеются условия, предусматривающие оплату импортируемых товаров со счетов лиц, не являющихся импортерами по данному контракту;

- если в контракте имеются условия, предусматривающие оплату импортируемых товаров в наличной форме при отсутствии разрешения (лицензии)
Банка России на указанные операции;

- если в контракте отсутствуют конкретные сроки поступления товаров на таможенную территорию Российской Федерации или отгрузки товаров в
Российскую Федерацию;

- если в контракте отсутствуют конкретные сроки возврата денежных средств в иностранной валюте, переведенных в оплату импортируемых товаров, на счет импортера в банке импортера при непоставке товаров в случае, если контракт предусматривает оплату товара до его ввоза на территорию
Российской Федерации;

- если в контракте и/или дополнениях к нему отсутствуют какие-либо сведения, необходимые для составления паспорта импортной сделки в установленном порядке;

- если контракт, представленный в банк импортера, составлен на иностранном языке, которым не владеют ответственные лица банка импортера, и при этом отсутствует заверенный перевод контракта на русский язык.

В случае, если условиями контракта предусмотрена предоплата в размере, превышающем предельную сумму, разрешенную Банком России без гарантии валютного контроля, банк импортера должен, принимая решение по вопросу подписания паспорта импортной сделки, решить вопрос о выдаче гарантии валютного контроля.

Банк импортера, выдавший гарантию валютного контроля, несет перед государством в лице органов валютного контроля солидарную с импортером финансовую ответственность в пределах обязательств, вытекающих из текста гарантии валютного контроля. Указанная гарантия направляется банком импортера в территориальное учреждение Банка России не позднее третьего рабочего дня со дня перевода суммы предоплаты за импортируемые товары.

Важным звеном валютного контроля при осуществлении импортного контракта является таможенное оформление товаров. Импортер заблаговременно до предоставления импортируемых товаров к таможенному оформлению получает в банке ксерокопии с оригинала паспорта импортной сделки, подписанные ответственным лицом банка и скрепленные его печатью. Одновременно с подачей грузовой таможенной декларации импортер представляет в таможенный орган ксерокопию паспорта импортной сделки, заверенную банком, которая затем хранится в делах таможни и служит основанием для оформления таможенных документов.

После завершения таможенного оформления товаров, ввозимых на российскую территорию, ксерокопия грузовой таможенной декларации, заверенная на таможне, передается импортеру, который в течение месяца представляет ее банк импортера, где она хранится в соответствующем досье.

Банк импортера не позднее десяти дней с даты платежа за импортируемые товары или даты зачисления средств в иностранной валюте, поступивших на текущий валютный счет импортера в качестве возврата ранее произведенной им предоплаты, составляет карточку платежа и направляет ее в Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

После завершения таможенного оформления товаров, ввезенных на территорию России, Государственный таможенный комитет на основании грузовой таможенной декларации составляет учетную карточку импортируемых товаров, которая вносится в реестр. Импортер на основе имеющихся в его распоряжении транспортных и расчетных документов отбирает из полученных от своего банка карточек платежа относящиеся к данной учетной карточке и на их основе составляет свой вариант заполнения карточек платежа для отправки к
Государственный таможенный комитет России с данной учетной карточкой. Банк импортера, проверив правильность отнесения импортером произведенных платежей к конкретным отгрузкам по учетной карточке, а также сверив фактические даты платежа с датами, указанными импортером, используя представленный импортером вариант заполнения учетной карточки и имеющиеся в досье грузовую таможенную декларацию или коммерческие документы, заполняет соответствующие данной учетной карточке карточки платежа и одновременно с учетной карточкой не позднее контрольного срока направляет их в
Государственный таможенный комитет России.

Инструкцией Центрального банка Российской Федерации № 30 установлена ответственность импортера. Так, если импортер не представил в определенные инструкцией сроки ксерокопии грузовой таможенной декларации, то банк импортера приостанавливает операции со средствами импортера, находящимися на его счетах, на сумму, соответствующую стоимости ввезенной партии товаров. Территориальное учреждение банка России может принять решение о наложении на импортера штрафа в размере 20 тысяч рублей за каждый день просрочки, но не свыше стоимости ввезенной партии товаров.

Принимая во внимание, что ненадлежащее исполнение уполномоченным банком своих обязанностей, обозначенных в инструкции, приведет к снижению уровня контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, банк импортера также несет ответственность в виде штрафа за несвоевременную отправку в Банк России и Государственный таможенный комитет России каждого из документов валютного контроля. Размер штрафа составляет 200 тысяч рублей за каждый день просрочки отправки данного документа сверх установленного срока, но не более 0,1 % от размера минимального уставного капитала.

На банк может быть наложен штраф в размере 200 тысяч рублей за каждый неучтенный или учтенный с нарушением факт поступления или отправки документов валютного контроля, а за отсутствие учета или ненадлежащий учет в карточках платежа, подлежащих отсылке в ГТК России или направлению в досье, банк несет ответственность в виде штрафа в сумме,эквивалентной 5% суммы в иностранной валюте, которая не была учтена или учтена ненадлежащим образом, по курсу Банка России на дату взыскания.

Валютный контроль в России нацелен не только на то, чтобы с помощью эффективной системы единого валютно-таможенного контроля приостановить утечку экспортной выручки и сделать обоснованными платежи в иностранной валюте за импортируемые товары, но и защитить экономику от вливания в нее
"грязных" денег из других стран, в которых определенные слои предпринимателей стремятся использовать финансовую систему России для отмывания доходов, полученных преступным путем. В то же время факты торговли наркотиками в нашей стране и совершение других корыстных преступлений трудно отрицать, а значит, существуют доходы, которые их владельцы хотели бы легализовать, то есть налицо проблема отмывания
"грязных" денег. В российском законодательстве пока нет специальных законодательных актов, непосредственно направленных на борьбу с отмыванием денег, поэтому большой интерес в данной области может представить опыт стран, давно столкнувшихся с этим явлением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать