Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 год
p> Таким образом, меры валютного контроля, предпринятые в последнее время с учетом сбалансированности интересов всех участников валютных операций, будут способствовать упорядочению внешнеэкономической деятельности и более стабильному формированию доходной части государственного бюджета.

В целом же новшества, введенные в валютное законодательство в последнее время лишь дополняют и конкретизируют положения ранее принятых нормативных актов.

----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------

* По данной статье деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает 10 000 минимальных размеров оплаты труда.


Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать несколько общих выводов.

Во-первых, деятельность в сфере валютных отношений в России осуществляется в целом на правовой основе. С принятием в 1992 году Закона
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" наше государство пошло по пути большинства развитых стран в области валютного регулирования. Ярким примером этому служит отказ от валютной монополии как основополагающего принципа регулирования внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, созданная достаточно разветвленная система валютного регулирования и валютного контроля в стране, как показало время, оказалась громоздкой, малоуправляемой и как следствие этого недостаточно эффективной.

Как показывают данные, в сфере валютного обращения в 1994 году выявлено 9 тысяч 400 незаконных сделок, что на 60% превышает уровень 1993 года, а за 9 месяцев 1995 года - 11 тысяч 300 (55%). Причем, если ежемесячный отток валютных средств за рубеж в этот период оценивался в 0,5
- 1 миллиард долларов США*, то спустя год, по данным МВД России, сумма переводимой за рубеж валюты составляла уже 2 миллиарда долларов**.
Положение на валютном рынке усугубляется наличием в стране общей проблемой неплатежей.

Таким образом, видно, что недостаточно предоставить свободу действий участникам российского валютного рынка, провозгласив либерализацию внешнеэкономической деятельности. Необходимо ввести эту свободу в определенные законодательством рамки. Причем важно, чтобы нормативные акты различных министерств и ведомств дополняли и конкретизировали друг друга, а не были бы противоречивыми, как это у нас "принято".

Валютный рынок всегда находится на перекрестке противоречивых интересов и трудносовместимых целей различных участников экономической деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и так далее. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика Центрального банка Российской Федерации постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов.

О недостаточной эффективности и в известном смысле неупорядоченности мер государственных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями свидетельствует целый ряд негативных процессов. К числу их можно отнести гипертрофированно высокую степень долларизации денежно-кредитной системы, неэффективное с позиций общеэкономических интересов страны движение капиталов, трудности с поиском оптимальных границ курсообразования.

Объяснение этих явлений кризисом экономики, безусловно, верно. Однако одним указанием на плохое состояние дел в национальном хозяйстве не исчерпываются причины трудностей валютного регулирования в России.

Для выяснения возможностей совершенствования регулирования валютного рынка в России требуется прежде всего определиться с приоритетностью задач воздействия на финансовые рынки, посредством которых государство добивается достижения целей экономической политики. Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и так далее.

----------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------

* Закалюжный В. "Остановить сползание в "тень" // Экономика и жизнь.
1995. №44

** Тенденции экономического развития России (по материалам ЭКО-ТАСС)
// Экономика и жизнь. 1996. № 31.

Каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель. Основные задачи экономической политики находятся в сфере управления уровнями и динамикой инфляции, национального продукта, доходов и занятости. Поэтому показатели валютного рынка необходимо рассматривать как подчиненные данным задачам.

Безусловно, валютный курс способен оказывать определенное влияние на товарные и финансовые потоки. Благодаря целенаправленной экономической политике, которая затрагивает валютный рынок, возможно "нейтрализующее" влияние валютного курса на внешнюю торговлю. В целом в практике используемых странами рыночной экономики систем валютного регулирования можно найти самые разноообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок. Можно выделить несколько характерных принципов построения систем валютного регулирования.

Во-первых, схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами, котрые условно можно назвать контролирующим и дирижистским.

Основная идея контролирующего режима регулирования заключается в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонение от заранее выбранных параметров ( вариант - фиксация ), которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц. Для резидентов часто создается более жесткий порядок расходования валютных средств. Такой режим решает две основные задачи: сдерживание инфляции стабильностью курса и аккумулирование валюты для финансового обеспечения государственных приоритетов ( например, инвестиции в экономику, выплата внешнего долга, формирование официальных золото-валютных резервов ).

При дирижистском режиме государство полагается на эффективность рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения, прежде всего, по текущим операциям. Центральные банки управляют в основном конъюнктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень, а также поддерживают желаемые объемы и структуру золото-валютных резервов. Кроме того, совместно с органами регулирования внешней торговли и движения капиталов создаются валютно-финансовые условия эффективного участия национальных производителей товаров и услуг в международном разделении труда.

Во-вторых, применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основной причиной использования контролирующего режима является кризис экономики. Свобода рыночных сил на валютных рынках, связанная с использованием дирижистского режима, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных конкурентных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой доле в мировом экспорте и большом разнообразии источников поступления валюты на внутренний рынок.

Либерализация внешнеэкономических связей России, переход к рыночной экономике изменили роль валютного курса в экономической политике. В командно-административной экономике курс использовался в чисто расчетных целях и не оказывал серьезного влияния на хозяйство страны. В условиях перехода к рынку он уже непосредственно воздействует на эффективнойсть экспорта, импорта, уровень цен в стране, ее финансовое положение, уровень жизни населения. Все это повысило роль курсовой политики в хозяйственном развитии страны и осуществляемых в ней реформах.

При нынешнем низком курсе рубля эффективность экспортных поставок существенно выше эффективности поставок на внутренний рынок, что побуждает производителя увеличивать вывоз продукции за рубеж. Особенно активны в этом поставщики сырья и топлива.

В свою очередь в условиях свободных внутренних цен низкий курс рубля удорожает импорт как потребительских товаров, так и продукции производственного назначения.

Курс рубля и его динамика определяются, в конечном счете, состоянием национальной экономики. Однако на его формирование большое влияние оказывает валютная политика государства.

Таким образом, политика государственных органов на валютном рынке во многом обусловлена текущим состоянием экономики и перспективными интересами ее развития. Анализ специфики обращения денежных средств на отечественном валютном рынке позволяет предположить, что совершенствование политики государственных органов целесообразно строить по следующим основным направлениям:

- жесткое поддержание желаемого курса;

- расширение инструментов регулирования валютного рынка;

- упорядочение механизмов перераспределения валютных средств;

- оптимизация движения капиталов;

- совершенствование методики определения официального курса Банка
России;

- изменение порядка использования официальных резервов Центрального банка Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации при создании эффективной системы валютного регулирования должен исходить из следующих принципов:

- валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики государства, насколько это возможно должно способствовать экономической стабилизации всеми своими методами и механизмами;

- валютная политика государства должна быть последовательной, логичной, стабильной, взвешенной. Из этой сферы должны быть исключены любые непродуманные, неосторожные действия;

- валютное законодательство в Российской Федерации, находящееся в самом начале своего становления и в силу этого объективно ограниченное, должно быть в срочном порядке систематизировано, упрощено. Из него необходимо убрать многочисленные противоречия, заполнить пробелы;

- валютное законодательство не должно содержать изъятий и исключений из единых правил и норм, многочисленных льгот, которые в последние годы часто делались в пользу регионов, отраслей и даже отдельных предприятий, что, как показала практика, не только существенно усложняло работу банковской системы, запутывало законодательство, делало его сложным даже для специалистов, но и создавало необоснованные преимущества одних участников рынка перед другими;

- валютное регулирование требует введения четких мер контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций, применение универсальных санкций за нарушение единых норм, то есть необходима комплексная система государственного валютного контроля за соблюдением валютного законодательства.*

Если российское руководство хочет всерьез добиться успеха реформ и стабилизации экономики. требуются новые подходы и новые взгляды на валютное устройство России. Нельзя пытаться проводить жесткую финансово-кредитную политику, остающуюся центром внимания правительства, без ужесточения валютной политики, без поворота валютного механизма от обслуживания узких интересов избранных коммерческих структур к обслуживанию интересов государства и более широких слоев населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать