"почти в одинаковые условия с оружием и взрывчатыми веществами" ****.
Вместе с тем, в начале 20-х годов правительство страны действовало
достаточно гибко и быстро, и уже 15 февраля 1923 года вышел декрет, который
современники охарактеризовали "хартией валютных вольностей". Так, этот
декрет давал самые широкие права по проведению валютных операций и
одновременно санкционировал изъятие иностранной валюты из внутренного
обращения. Это наглядно демонстрирует тот факт, что валютная политика
понималась как неразрывная часть экономической политики. Упор в тот период
делался на валютное регулирование, на "овладение" валютным рынком, а термин
"валютная монополия" просто отсутствовал.
Уже к концу 20-х годов от "валютных вольностей" не осталось и следа, а вся валюта сосредоточилась в руках государства. После сворачивания НЭПа валютная и в целом внешнеэкономическая сфера были надолго отделены от предприятий и населения, что привело к известным результатам. Окончательно валютная монополия оформилась в 1930-37 годах (Приложение 2)*****.
И только в 1987 году правительство предоставило предприятиям более
или менее реальные права оставлять себе часть валютной выручки от экспорта
и только в 1988 году появились первые признаки того, что власти готовы
ликвидировать государственную валютную монополию.
----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
* Айзенберг И.П. "Валютная политика СССР".- М.: Соцэкгиз, 1962.
** Финансово-кредитный словарь, т.1.- М.: Финансы и статистика,
1984.
*** См. с.46-47.
****Юровский Л.Н. "Денежная политика Советской власти (1917-27 года).-
М, 1920.
***** См. с.48-50.
I.2. На втором этапе развития валютного регулирования, начавшегося в 1987 году, практически все участники хозяйственной деятельности получили право самостоятельно выступать на внешнем рынке. Предприятия, учреждения, организации, наряду с государством, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту от участия во внешнеэкономической деятельности. В это же время началась широкомасштабная реформа банковской системы, выразившаяся, в частности, в создании большого числа независимых от государства коммерческих банков, имевших право открывать и вести валютные счета клиентов и проводить валютные международные расчеты.
Отражением своеобразия этого этапа являлось отсутствие специального
органа валютного регулирования (существовавшая при Совете Министров СССР
Государственная внешнеэкономическая комиссия выполняла и другие функции).
Кроме того, источником валютного регулирования являлись решения Совета
Министров СССР и нормативные акты министерств и ведомств. Все это
настоятельно требовало разработки специального законодательства по вопросам
регулирования валютных отношений.
Третий этап развития валютного регулирования в стране начался с
принятия в марте 1991 года Закона СССР "О валютном регулировании", который
впервые ввел в юридическую практику такие важные понятия как "валютные
ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты",
"валютные операции" и многие другие. По Закону основным органом валютного
регулирования стал Государственный банк СССР, что принято в мировой
практике. Государственный банк СССР разработал письмо от 24 мая 1991
года № 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на
территории СССР", в котором подробным образом были урегулированы важнейшие
стороны валютных отношений участников валютных операций. В этот период
ускоренное развитие получает валютный рынок. Только в течение двух лет
(начало 1991 года - начало 1993 года) Центральный банк Российской Федерации
выдал лицензии на организацию и проведение операций по купле-продаже
иностранной валюты шести специализированным межбанковским валютным биржам:
Московской , Санкт-Петербургской, Уральской региональной, Сибирской,
Азиатско-Тихоокеанской и Ростовской. В дальнейшем межбанковский и биржевой
валютный рынок развивался еще более бурными темпами и стал важнейшим и
самым ликвидным сегментом финансового рынка страны.
Развал Союза ССР и провозглашение суверенитета Российской Федерации
поставил задачу скорейшей разработки и принятия собственного валютного
законодательства. 9 октября 1992 года после повторного рассмотрения в
Верховном Совете был принят Закон Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле". С принятием этого Закона начался новый
этап валютного регулирования в Российской Федерации.
Назначение данного Закона, как следовало из его названия, состояло в
том, чтобы определить основные правовые параметры валютного регулирования и
контроля на территории России. Сохраняя преемственность с аналогичным
союзным Законом, российский Закон не являлся копией союзного документа и
воспроизводил лишь те юридические нормы, которые согласуются с
суверенитетом Российской Федерации и отвечают требованиям эффективного
управления валютно-финансовой сферой в условиях реформ. С учетом
накопленного опыта в новом Законе значительно изменена структура, уточнены
и развиты основные понятия валютного регулирования, впервые дано понятие
"валюта Российской Федерации", введена новая статья "Защита валюты
Российской Федерации" (ст.2), с важнейшим положением о том, что расчеты
между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без
ограничений.
Значительно изменился в новом Законе раздел о валютном контроле
(раздел III Закона), органами которого назывался Центральный банк
Российской Федерации, ставший преемником Государственного банка СССР как
орган валютного контроля, и Правительство Российской Федерации. Также
впервые в юридический оборот введен институт "агентов валютного контроля".
Центральный банк приступил к подготовке и изданию нормативных актов по
отдельным направлениям валютного регулирования и валютного контроля.
Итак, с принятием Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в 1992 году было положено начало развитию собственного валютного законодательства суверенной России.
Завершая данную главу, хотелось бы подчеркнуть, что до 1989-90 годов,
"при старом порядке", валютный режим затрагивал непосредственно лишь узкий
круг лиц и организаций, в основном советских граждан, выезжающих за рубеж
(и командирующие их организации), и приезжающих в СССР иностранцев (а также
оплачивающие их расходы фирмы , ведомства и так далее). Во внешней
торговле, в условиях ее государственной монополии, все разницы, возникавшие
за счет различного уровня внутренних и внешнеторговых цен (при данном
валютном курсе) поглощались государственным бюджетом, вследствие чего
производители экспортной продукции и потребители импортных товаров могли
совершенно не интересоваться курсом рубля. Теперь эта система ушла в
прошлое вместе со всеобъемлющей государственной собственностью, Госпланом и
валютной монополией государства. "Значительная свобода цен, либерализация
внешней торговли для предприятий с различной формой собственности,
увеличение движения физических лиц через границы и другие факторы в рамках
происходящих изменений системы делают курс рубля одним из важнейших
экономических параметров. Он складывается в условиях значительных размеров
фактической внутренней конвертируемости *, то есть свободы обмена рублей
на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке по меняющемуся курсу.
Это в общем соответствует принципам рыночной экономики".**
Вместе с тем, думается, что надежды, возлагаемые на либерализацию
внешнеэкономической деятельности, в полной мере не оправдались.
Дерегулирование внешнеэкономических отношений на рубеже 1980-90 годов было
преждевременным, в частности потому, что оно разрушило одну из основных
возможностей концентрации финансовых ресурсов в целях проведения
структурной перестройки экономики. Сейчас Россия оказалась в противоречивой
ситуации: с одной стороны - развал финансов и спад экономики в целом, а с
другой - либерализация международных валютно-финансовых отношений и
принятые на себя обязательства перед Международным валютным фондом.
Однако возврат к государственной монополии внешней торговли и валютной монополии был бы еще большей ошибкой. Сейчас требуется на иных, рыночных, принципах проводить внешнеэкономическую и валютную политику государства.
----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
* Подробнее о внутренней конвертируемости см. с.19.
** Аникин А. "Валютный курс рубля и экономические интересы России" //
Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 5.
II.1. Валютное законодательство представляет собой "совокупность правовых
норм, регулирующих порядок и принципы осуществления валютных операций в
Российской Федерации, сделок с валютными ценностями между организациями и
гражданами Российской Федерации и организациями и гражданами другой страны,
порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу
национальной и иностранной валюты и иных валютных ценностей, а также
полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и
ответственность за нарушение валютного законодательства".*
Источниками валютного законодательства Российской Федерации являются:
Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле"; другие федеральные Законы; подзаконные
акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации;
Инструкции и письма Центрального банка и Государственного таможенного
комитета; международные договоры и соглашения Российской Федерации,
касающиеся вопросов валютного регулирования и валютного контроля.
В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года,
содержатся лишь самые общие положения,касающиеся валютной политики в
целом. Так, статьи 71 (ж), 106, 114 (б) устанавливают, что, во-первых,
валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации, во-вторых,
федеральные Законы по вопросам валютного регулирования, принятые
Государственной Думой Российской Федерации, подлежат обязательному
рассмотрению в Совете Федерации и, в-третьих, проведение в Российской
Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики обеспечивается
Правительством Российской Федерации.**
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14