III.3. Что касается нововведений, появившихся в валютном законодательстве
России в 1995 - 1996 годах, то хотелось бы отметить в этой связи следующее.
В общем контексте реализации подходов к либерализации текущих
валютных операций важное значение отводится принятому решению Президента
Российской Федерации о введении с 1 июня до конца 1996 года "скользящего"
обменного курса рубля, вместо ранее действовавшего валютного коридора. В
соответствии с данным решением совместным заявлением Правительства и
Центрального банка Российской Федерации от 16 мая 1996 года на период с 1
июля по 31 декабря 1996 года была установлена граница изменений
официального обменного курса рубля на межбанковском и биржевом валютных
рынках. Эта граница предусматривала интервал изменения от 5000 и 5600
рублей за доллар США на 1 июня до 5500 и 6100 рублей за доллар на 31
декабря 1996 года.
Так называемый "скользящий", или "наклонный", обменный курс привязывается к уровню текущей инфляции. В основу привязки положен прогноз валютного курса, сделанный Центробанком России до конца 1996 года. На базе данного прогноза ежедневно составляется таблица расчетов центрального значения обменного курса.
В целях исключения спекулятивных операций с иностранной валютой в связи с принятым курсовым механизмом Центральный банк России ужесточил позицию по отношению к ведущим банкам при проведении ими операций по купле- продаже иностранной валюты на межбанковском валютном рынке. В соответствии с принятой им Инструкцией ( май 1996 года ) "О порядке отчетности по конверсионным операциям уполномоченных банков Российской Федерации, являющихся ведущими операторами межбанковского валютного рынка" эти банки обязаны ежедневно представлять отчет об объемах операций с иностранными валютами по всем видам сделок.
Положительным применительно к банкам в новой ситуации следует признать автоматическое получение последними разрешения на открытие валютной позиции, которое они приобретают одновременно с получением валютной лицензии.*
В связи с переходом к установлению официального обменного курса рубля
и с целью правильного исчисления таможенных платежей Государственный
таможенный комитет Российской Федерации издал Указания от 21 мая 1996 года
№ 01-14/525 "О порядке доведения курсов иностранных валют к рублю". В них
приведены меры, необходимые для обеспечения своевременного доведения
котировок до таможенных органов.
Обобщение опыта организации порядка проведения валютных операций в
переходный период к рыночной экономике вызвало необходимость корректировки
некоторых из этих видов операций. В соответствии с решением Совета
директоров Банка России ( протокол от 1 марта 1996 года № 11 ) было принято
"Положение об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых
видов валютных операций" (утверждено приказом Центрального банка России от
24 апреля 1996 года № 02-94 ).
Данное "Положение..." разработано на основании пункта 2 статьи 6,
пункта 2 статьи 9 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", пункта 10 статьи 14 Федерального Закона "О центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" и распространяется на некоторые виды валютных
операций, по которым не требуется разрешения Банка России.
----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
* Инструкция Банка России "Об установлении лимитов открытой валютной
позициии и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской
Федерации" от 22 мая 1996 года № 41.
В перечень таких валютных операций включены переводы иностранной валюты федеральными органами исполнительной власти и другими резидентами с их валютных счетов, открытых в уполномоченных банках России, в оплату вступительных и членских взносов Российской Федерации в пользу международных организаций, членами которых она является, в счет оплаты страховых взносов страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого интереса.
Принципиально новым в регулировнии валютных операций является пункт
1.10 Положения, предусматривающий "возможность приобретения резидентами от
нерезидентов платежных документов, выраженных в иностранной валюте при
экспорте, импорте товаров ( работ, услуг ) в случае отсутствия отсрочки (
рассрочки ) платежа на срок свыше 180 дней".*
Препятствием к введению в действие указанных норм является отсутствие четкого порядка по пресечению незаконной утечки валюты за границу при проведении экспортно-импортных операций. Имеет место и несогласованность в действующей нормативной базе, в соответствии с которой данные операции рассматриваются как валютные операции, относящиеся к движению капитала, а следовательно, и нуждаются в получении лицензии Банка России.
Что касается валютного контроля, то хотелось бы отметить,что в конце
1995 года функции валютного и экспортного контроля, помимо Центрального
банка, осуществлялись Государственным таможенным комитетом, Министерством
финансов, Госналогслужбой, Госкомимуществом, Департаментом налоговой
полиции, Министерством иностранных дел Российской Федерации ( в части
координации действий по пресечению отмывания преступных денег ), судебными,
правоохранительными органами и Министерством Российской Федерации по
сотрудничеству со странами-участниками СНГ. Координирующим органом
деятельности указанных министерств и ведомств в данной сфере
внешнеэкономической деятельности является Федеральная служба России по
валютному и экспертному контролю ( ФСВК ), образованная, как указывалось
выше, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24
сентября 1993 года № 1444.
Множественность различных органов, для большинства из которых данная
задача не является определяющей, не могла не сказаться на уровне их решений
по реализации мер Правительства России в области пресечения "бегства
капитала", хотя в ней и достигнуты некоторые положительные итоги.
Центральный банк России оценивает вывоз валюты из страны за рубеж за
последние годы в сумме 50 миллиардов долларов США.** В преобладающей своей
основе эта сумма сокрытой выручки относится к операциям по импорту,
учитывая, что в этом направлении валютный контроль недостаточно отработан
по сравнению с контролем за экспортными операциями.
В системе мер усиления валютного контроля важное значение отводится
Инструкции Центрального банка России от 27 февраля 1995 года № 27 "О
порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской
Федерации, совершения и учета валютно-обменных операций уполномоченными
банками". Впервые, пожалуй, в данном документе ответственности банков, а
также резидентов и нерезидентов посвящен самостоятельный раздел за
нарушения требований настоящей Инструкции.
----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
* Положение Банка России "Об изменении порядка проведения в
Российской Федерации некоторых видов валютных операций" от 24 апреля 1996
года № 02-94.
** Из интервью с руководителем ФСВК О. Павловым // Экономика и жизнь. 1995. №49.
Со стороны Главных территориальных управлений Банка России при выявлении органами и агентами валютного контроля нарушений банками требований этой Инструкции к ним применяются следующие меры:
- "отказ в регистрации заявленных банками обменных пунктов;
- направление в их адрес предписаний об устранении в определенный срок выявленных впервые нарушений в обменных пунктах;
- аннулирование свидетельства о регистрации обменного пункта;
- постановка перед Банком России вопроса о приостановлении лицензии уполномоченного банка на проведение валютных операций в части предоставленного ему права на совершение валютно-обменных операций, либо вообще лишение права на проведение им валютных операций".*
С выходом Постановления Правительства России № 206 от 28 февраля 1996
года "О мерах по усилению и развитию валютного контроля в Российской
Федерации" право принимать решение о предоставлении юридическим лицам
Российской Федерации рассрочки до шести месяцев по уплате ими штрафов за
нарушение валютного законодательства предоставлено Федеральной службе по
валютному и экспортному контролю.
На укрепление валютной стабилизации положительное влияние оказала
также заключенное 20 марта 1996 года между Госналогслужбой России и ФСВК
Соглашение о сотрудничестве в целях осуществления взаимодействия по
контролю за соблюдением порядка зачисления валютной выручки на счета в
уполномоченные банки. Эти Соглашением предусматривается также контроль по
выявлению сокрытых доходов в иностранной валюте, предотвращению легализации
доходов от незаконной деятельности в России.
Действующее законодательство, вытекающее из содержания Закона "О
валютном регулировании и валютном контроле", определяет полное и
своевременное предоставление резидентами и нерезидентами органам валютного
контроля всей информации о валютных операциях. Согласно пункту 2 "г" статьи
13 раздела 3 данного Закона, они обязаны "вести учет и составлять
отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность
не менее пяти лет".
----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
* Инструкция Банка России "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации, совершения и учета валютно- обменных операций уполномоченными банками" от 27 февраля 1995 года № 27.
Наиболее распространенными нарушениями в области валютных операций является незачисление или неполное зачисление валютной выручки участниками внешнеэкономической деятельности на счета в уполномоченные банки.
Уголовный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1
января 1997 года, предусматривает ( статья 193 ), что невозвращение в
крупном размере из-за границы руководителем организации средств в
иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством
Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный
банк Российской Федерации наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.*
С 1 июля 1996 года в систему валютного контроля введен институт
уполномоченных экспертных организаций, решение о котором принято
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 года №
1267 "О введении единой системы обязательной экспертной оценки количества,
качества и цены экспортируемых товаров" Ее функция - экспертная оценка
количества, качества и цены экспортируемых товаров. При недополучении
валютной выручки по установленному перечню товаров, прежде всего
составляющих основу российского экспорта ( нефть, газ ), данная процедура
является обязательной. После ее проведения таможенные органы пропускают
товары через границу, не требуя сертификата установленного образца,
подтверждающего физические и стоимостные параметры грузы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14