Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 год
p> Что же касается последних событий, происшедших на валютном рынке
России, то самым значительным из них было установление и ( несмотря на все уверения экспертов в его непрочности ) удержание валютного коридора.

Будучи не только экономическим, но и политическим решением, введение валютного коридора с 6 июля 1995 года было, пожалуй единственно верным и
----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------

* Федоров М.В."Валюта,валютные системы и валютные курсы".-
М.:ПАИМС,1995 возможным выходом из сложившейся на валютном рынке кризисной ситуации.
Коридор определил границы колебания курса рубля на биржевом и межбанковском валютном рынке в пределах 4300 - 4900 рублей за 1 доллар США. Цель этого коридора состояла в том, чтобы сохранить стабильность на валютном рынке и защитить интересы отечественных производителей и населения.

Валютный коридор достаточно адекватно отразил проводимую
Правительством и Центральным банком России политику, основная цель которой состояла в достижении валютно-финансовой стабильности. Он оказал существенный психологический эффект, но главное заключается в том, что он стал своего рода обязательством Правительства и Центрального банка не допустить непредсказуемых изменений валютного курса. Для валютного рынка валютный коридор сыграл бесспорно стабилизирующую роль.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что принятые в последние годы нормативные документы в области валютного регулирования, несмотря на определенную противоречивость, дают основание сделать вывод о том, что в основном валютное регулирование осуществляется на правовой основе. Для участия в международном финансовом сотрудничестве подготовлена необходимая юридическая база. Создана система государственного контроля за валютными операциями, соответствующая рыночным принципам. Рубль получил внутреннюю обратимость в конвертируемую валюту по текущим операциям.
Источником приобретения валюты государством стала обязательная продажа экспортерами 50% валютной выручки.

Либерализация внешней торговли, предоставление необоснованных льгот определенным предприятиям, особенно на начальном этапе реформирования экономики привели к резкому увеличению участников внешнеторговых операций.
Это не могло не сказаться отрицательно на соблюдении правил и норм по экспортно-импортным операциям. Наметилась устойчивая тенденция бегства капитала за границу, сокрытия экспортной выручки. В этих условиях государство стало более активно вмешиваться в процесс валютного регулирования, резко сократило, а в ряде случаев и полностью ликвидировало ранее введенные льготы. Не последнее место в решении указанных проблем отводится и вопросам совершенствования регулирования в области валютных операций, становления валютного контроля и определения системы имущественной ответственности за нарушение правил этого контроля.

Нельзя не отметить, что законодательство в этой сфере страдает, как указывалось выше, множеством противоречий. Сейчас, как никогда, важно унифицировать валютное законодательство, сделать его проще и доступнее.
Одной из главных задач на данном этапе является совершенствование валютного рынка, чего нельзя добиться изданием многочисленных инструкций, положений, писем, циркуляров, противоречащих друг другу. Четкость и ясность нормативной базы в данной области помогут сделать валютный рынок России более предсказуемым, создать условия для перехода к полной конвертируемости рубля, а следовательно укрепить к нему доверие иностранных инвесторов.

Немаловажная роль в совершенствовании валютного рынка принадлежит
Центральному банку. В его распоряжении имеются в принципе три типа мер: административные (различные запреты, лимиты, нормативы) , рыночные
(денежные интервенции на рынке) и неформальные. Последние ( типичные, например, для Великобритании ) означают прямые человеческие контакты руководителей Центрального банка и узкой группы крупных коммерческих банков, в ходе которых даются неформальные рекомендации и проводятся консультации. Хотя наша раздробленность системы коммерческих банков не очень благоприятствует такому типу отношений, все же при доброй воле обеих сторон он мог бы развиваться.
III. Структуризация валютного рынка каждой страны во многом зависит от политики государственного регулирования экономики, от степени вмешательства государственных органов в валютно-кредитные и финансовые отношения, которое осуществляется через валютное регулирование, направленное в первую очередь на поддержание стабильного валютного курса и выравнивание платежного баланса страны.

Политика валютного регулирования реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.

Валютные ограничения предусматривают определенные меры по регулированию валютных операций резидентов и нерезидентов страны, осуществлению ими платежей, инвестиций, порядка перевода национальной и иностранной валюты за границу, порядка репатриации прибыли.

В СССР системе валютных ограничений в качестве одного из центральных инструментов валютной политики уделялось мало внимания. До 1986-1987 годов система ограничений была очень примитивной, так как у предприятий и учреждений не было никаких прав. При этом всерьез утверждалось, что наша валютная монополия не имеет ничего общего с западными ограничениями, и тут же признавалось, что "валютные ограничения и связанная с ними необратимость валют сопровождаются значительным разрывом между внутренним и внешним уровнем цен".* Экономика была фактически изолирована от мирового рынка, хотя, как показала практика, это не помогло защититься от неблагоприятных внешних влияний. Напротив, результатом стали ценовые диспропорции, иррациональность валютных курсов и процентных ставок, уязвимость перед лицом внешних факторов типа изменений цен на нефть и курса доллара США.

Валютное регулирование до недавнего времени сводилось, как уже указывалось выше, к распределению валютных ресурсов на основе валютного плана и единой валютной кассы, а также установлению порядка ввоза, вывоза и пересылки наличных денежных знаков. Для советской валюты в принципе все это было запрещено, если не считать некоторых исключений, которое трудно воспринимать серьезно. Так, разрешалось временно вывозить советскую валюту до 30 рублей на одно лицо, но без права расходования за границей с обязательным ввозом обратно, советские монеты можно было ввозить и вывозить не более одной штуки каждого достоинства. Затем с рядом стран были заключены соглашения о расширении этих прав. Ввоз наличной валюты практически свободен, вывоз - при наличии подтверждения о ее ввозе или законности приобретения (таможенной декларации, разрешения на вывоз, выдаваемого Внешэкономбанком или Минфином).

С марта 1989 года ограничения по текущим операциям приняли форму лицензирования и декларирования грузов при пересечении границы, причем соответствующие функции правительства по валютному регулированию были переданы ведомствам. Можно сказать, что по определенному кругу товаров не было никаких ограничений, если они были приобретены за счет валютных фондов предприятий и организаций, то есть существовавшие ограничения имели специфику в связи с тем,что в жизнь проводился принцип валютного самофинансирования. Четкие ограничения по финансовым операциям отсутствовали, но все они без исключения требовали получения лицензий у
Внешэкономбанка, что в конечном счете означало почти полный запрет.

----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------

* Айзенберг И.П. "Валютная система СССР".- М.: Соцэкгиз, 1962.

В настоящее время по установившейся традиции и законодательству каждой страны ввоз иностранной валюты на свою территорию не ограничивается, это является одной из форм привлечения иностранной валюты в свою страну.
Но необходимо обязательное оформление документа на вывозимую валюту, каковым в данном случае выступает таможенная декларация.

Вывоз иностранной валюты из Российской Федерации осуществляется по разрешению, выдаваемому уполномоченным банком или его филиалом, подразделением, обменным пунктом.

"Российским и иностранным гражданам разрешается вывозить инстранную валюту без ограничения суммы, но только при наличии разрешения, которое подтверждает:

- покупку иностранной валюты за рубли в соответствии с валютным законодательством;

- выдачу наличной иностранной валюты с текущих валютных счетов юридических и физических лиц на основе норм валютного законодательства;

- покупку дорожных и банковских чеков за наличную иностранную валюту;

- выдачу наличной иностранной валюты по пластиковым карточкам иностранных эмитентов и российских уполномоченных банков.

Подобное разрешение выдается конкретному лицу без права передачи другому лицу." *

Норма вывоза иностранной валюты на одного российского гражданина без предъявления таможенной декларации или без разрешения уполномоченного банка устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Большинству стран, имеющих сейчас свободный валютный рынок и свободно конвертируемую валюту, в своих экономических преобразованиях приходилось использовать политику жестких ограничений на перемещение капиталов и на проведение текущих валютных операций до того, как появилась возможность полного снятия всех ограничений на перемещение валютных ресурсов внутри страны и за ее пределами. В условиях переходной экономики и глубокого кризиса в России существование некоторых валютных ограничений можно с достаточным основанием считать вполне оправданным, поскольку это - одно из средств для достижения конечной цели - цивилизованного валютного рынка, где конвертируемость российского рубля ни у кого не будет вызывать сомнений.

Как уже указывалось выше, политика валютного регулирования реализуется, помимо установления валютных ограничений, через механизм валютного контроля.

Характерной чертой Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", выгодно отличающей его от союзного аналога, стала детальная разработка процедуры валютного контроля. Законом предусмотрена система органов валютного контроля , включая Центральный банк и Правительство , и подотчетных им агентов валютного контроля. Для каждого звена данной системы установлен свой объем полномочий, дается определение прав и обязанностей должностных лиц, осуществляющих валютный контроль. Одновременно оговариваются права и обязанности резидентов и нерезидентов как объектов валютного контроля.

----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------

* Козырин А.Н. Правовое регулирование порядка перемещения валюты и валютных ценностей через российскую границу" // Деньги и кредит. 1994. №
8.
III.1. Эффективный контроль за соблюдением валютного законодательства является важнейшим элементом валютного регулирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать