США Б. Клинтона в Нью-Йоркском совете по внешним связям (New York`s Council on Foreign Relations) в сентябре 1998 года. Он назвал финансовый кризис
1997 - 1998 годов "крупнейшим финансовым вызовом, с которым мир столкнулся за последние полвека" и призвал страны "семерки" "адаптировать международную финансовую архитектуру к XXI столетию"
Старт для эволюционной направленности реформы ямайской системы был
акцептован США. Министр финансов этой страны заявил в апреле 1999 года, что
"реформа представляет собой не разовое драматическое объявление, а набор
действий во времени".
Следует отметить, что США не поддержали идею создания системы
"целевых зон", выдвинутую министром финансов Германии О. Лафонтеном и
поддержанную министрами финансов Японии и Франции. Такая система, по их
мнению, затрагивала бы свободу движения капиталов и осложняла процесс
введения свободной конверсии валют. Эволюционный характер перестройки
ямайского порядка соответствует сценарию министра финансов Великобритании
Г. Брауна, подвергшего критике Вашингтонский консенсус. Он стал реальным
после ослабления в 1999 году германским правительством своей позиции в
отношении создания мировой валютной системы "целевых зон".
Сценарий реформирования мирового валютного порядка был изложен Г. Брауном в
статьях "Новая глобальная финансовая архитектура" и "Строительство прочной
мировой финансовой системы", опубликованных, соответственно, в октябре 1998
и апреле 1999 года, а также в его речи в Школе управления им. Кеннеди
Гарвардского университета 15 декабря 1998 года. В течение 50 лет, утверждал
Г. Браун, вся политика регулирования, надзора и управления кризисами
формировалась без учета принципов глобализации, а с ориентацией на
независимые национальные экономики с отдельными национальными режимами
капиталов и ограниченным и медленным движением капитала. "Теперь мы, -
считает Г. Браун, - вступили в эру взаимозависимых и подвижных рынков
капитала. Отдельные экономики уже не могут быть в стороне от массивных
стремительных и иногда дестабилизирующих глобальных финансовых потоков.
Естественно, мы должны дать ответ этому новому вызову, нам нужна новая
финансовая архитектура и реформа как на национальном, так и на глобальном
уровнях: Новая финансовая архитектура, предлагаемая нами, - это кодексы
поведения, новый глобальный регулятор и международный меморандум понимания,
четко определяющий ответственность за предупреждение и урегулирование
кризисов: Речь не идет о новых институтах, а о том, как во взаимозависимом
мире мы ведем себя, соблюдаем дисциплину и достигаем решений более
координируемым образом. Ключевым вызовом, который стоит перед нами:,
является определение новых правил игры, которые посредством повышения
кредитоспособности и доверия инвесторов, способствуют стабильности и
процветанию".
В речи в Школе управления им. Кеннеди Гарвардского университета 15
декабря 1998 года Г. Браун подверг критике Вашингтонский консенсус 80-х
годов, охарактеризовав его как попытку возврата к политике "laisser-faire",
поскольку он предполагал минимум управления со стороны государства. К 1997
году неуправляемая мировая валютно-финансовая система и неадекватный надзор
привели к тому, что она угрожала создать бум и взрыв в глобальном масштабе.
"Нам нужно ответить, - утверждал Г. Браун, - на вызов нового глобального
хозяйства. Наша цель должна состоять в создании международной финансовой
системы XXI-го столетия, которая брала бы все блага глобальных рынков и
движения капиталов, но сводила бы к минимуму риск крушения, к максимуму
выгоды для всех и в наибольшей степени снижала уязвимость. Консенсус 80-х
годов с его узкими взглядами на: дерегулирование должен вылиться в новый
консенсус 90-х годов с новым и более широким акцентом на конкуренцию,
надзор и необходимые условия для роста и занятости".
Реформирование мировой валютной системы началось в конце 90-х годов и
включает принятие и внедрение согласованных на международном уровне
кодексов и стандартов, а также реформирование кредитной деятельности МВФ.
МВФ и МБРР должны обеспечивать соблюдение странами этих кодексов и
стандартов надлежащей практики в сфере валютно-финансовой политики стран. В
1998 году Временный комитет МВФ принял "Кодекс надлежащей практики по
обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере", "Кодекс надлежащей
практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой
политике: декларация принципов", в 1999 году - "Кодекс надлежащей практики
фискальной прозрачности: декларация принципов", а в рамках ОЭСР был
разработан кодекс корпоративного управления. В сентябре 1998 года был
создан совместный орган МВФ и МБРР - Комитет по связям финансовых секторов
(The Financial Sector Liason Committee), который должен стать ключевым
элементом упрочения финансовых систем стран.
Реформирование кредитной деятельности МВФ предусматривает превращение этой организации в институт предотвращения, сдерживания и урегулирования финансовых кризисов прежде всего в странах с нарождающимися рынками. Для этих целей, согласно плана США, выдвинутого в декабре 1999 года, основное место в кредитной деятельности Фонда должно занять превентивное финансирование в виде краткосрочных кредитных линий для стран, которые могут стать жертвой кризисной инфекции. Доступ к такому виду финансирования должны иметь только те страны, которые следуют "надлежащей политике" и выполняют согласованные на международном уровне кодексы. Упрочение ямайской системы посредством кодексов и стандартов надлежащей практики стран в сфере валютно-финансовой политики должно в итоге сместить акцент международного финансового управления с урегулирования кризисов к их предотвращению и сдерживанию.
Введенный МВФ механизм превентивного кредитования не всегда способен оказывать стабилизирующее моральное воздействие на поведение глобальных инвесторов и ссудных капиталистов. Массивные потоки спекулятивных капиталов мирового денежного и валютного рынка с оборотом 1,5 трлн. долл. в день в состоянии молниеносно поглотить такие кредиты через механизм интервенций.
Реформируемая посредством введения кодексов и стандартов ямайская система не устраняет, однако, основные причины, вызывающие финансовые кризисы. Свобода движения капиталов в глобализированном мировом хозяйстве обеспечивает большие выгоды транснациональным банкам, корпорациям, которые имеют возможность переводить их молниеносно с одного рынка на другой, ввергая отдельные национальные экономики, прежде всего, со слабой финансовой и денежно-кредитной системой в пучину финансовых кризисов. При таком мировом порядке выгоды от обвалов курсов национальных валют и ценных бумаг будут получать глобальные инвесторы, а объектами надзора и регулирования должны быть по-прежнему страны со слабой экономикой.
Постъямайская система XXI-го века не устраняет причины, вызывающие финансовые кризисы. Свобода конверсии ведущих валют и движения капиталов в более прозрачных и дисциплинированных банковских и финансовых системах стран - объектов регулирования МВФ и МБРР не может предполагать несвободы глобальных инвесторов направлять свои свободные средства в ту страну, которая в интересах национальной экономики решила повысить уровень процентных ставок. Насыщенная кодексами и стандартами, она сохраняет ассимметричный характер, поскольку объектом надзора, стандартов и кодексов должны выступать прежде всего страны - заемщики МВФ и других международных валютно-финансовых организаций. Это в равной степени относится к России, поскольку ее правительство не ставит своей задачей прекращение в среднесрочной перспективе привлечения кредитов МВФ. В апреле 2000 года совместно с экспертами этой организации российское правительство приступило к подготовке десятилетней программы сотрудничества с этой организацией.
Реформа кредитной деятельности МВФ, сопровождающаяся изъятием у него
фактически долгосрочных кредитов расширенного финансирования, которые
выдаются под программы структурного регулирования экономики, и передачей их
Мировому банку, прямо затрагивает интересы России. Такая передача будет
означать существенное повышение их стоимости, так как, в отличие от МВФ,
основу кредитных ресурсов МБРР составляют облигационные займы на частных
рынках, а не бюджетные ресурсы стран-членов.
Своеобразным субъектом регулирования в постъямайской валютной системе
XXI-го века призваны выступать, в дополнение к кодексам и стандартам,
международные, то есть глобальные, валютные и финансовые рынки с их
реакцией на опубликованные Фондом результаты надзора и консультаций с
правительством соответствующих стран о выполнении ею кодексов и стандартов.
В силу относительного равенства социально-политических и экономических
факторов, обуславливающих стабильность денежно-кредитной системы стран -
резервных центров, движение капиталов между этими странами по-прежнему
будет мотивироваться различием в уровнях процентных ставок. При этом
денежно-кредитные системы развитых стран неизменно будут продолжать
выступать в роли убежища для капиталов, поступающих из развивающихся стран
и стран с переходной экономикой.
В то же время развивающиеся страны и страны с переходной экономикой должны
по-прежнему выполнять функции объектов наиболее эффективного регулирования
МВФ, которое отличается императивным характером в силу его увязки с
предоставлением кредитов Фонда. Для таких стран, включая Россию,
опубликование Фондом своих результатов надзора и степени соблюдения
заемщиком кодексов и стандартов способно вызывать негативную реакцию
глобальных валютных и финансовых рынков со всеми вытекающими последствиями
для страны - объекта регулирования и становится дополнительным, не менее
эффективным, методом регулирующего воздействия МВФ.
5.2 Выводы и рекомендации
К концу XX века кредитная монополия доллара и свобода перемещения капитала разделили мир на две части: на государства-олигархи и страны- аутсайдеры, а финансовая система мира представляет сложную канализационную сеть, засасывающую капиталы, вывозимые из стран-аутсайдеров в центр мировой экономики во главе с США, и затем перераспределяющую новый капитал через финансовые рынки снова на периферию, увеличивая долговые проблемы стран- аутсайдеров.
Более жесткое описание этой системы дает Джордж Сорос в своей новой книге «Кризис мирового капитализма»: «Систему капитализма можно сравнить с империей, которая является более глобальной, чем какая-либо из существовавших ранее империй. Она управляет всей цивилизацией, и все, кто находится за ее стенами, - варвары. Империя почти невидима. Она имеет центр и периферию, как настоящая империя, и центр получает выгоды за счет периферии. Она одержима экспансией, она не может быть спокойна, пока существуют какие-либо рынки или ресурсы, которые еще не вовлечены в ее орбиту».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14