2 Не включая ЕС, конец 1996 г.
Возможные последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия для российской экономики. Это - реальная угроза безопасности страны.
Существенное значение имеет и геополитический аспект проблемы.
Соединенные Штаты лишь косвенно зависят от развития экономической и
политической ситуации в России, тогда как Европейский Союз и Россия
непосредственно взаимосвязаны. Их объединяют тесные внешнеэкономические
отношения, совместные транспортные сети и научно-технические проекты.
Географическая близость заставляет их вместе решать проблемы экологии,
миграции населения, незаконной торговли оружием, распространения наркотиков
и др. Отношения между ЕС и Россией строятся на солидной юридической базе -
Соглашении о партнерстве и сотрудничестве.
Необходимо подчеркнуть, что сильные позиции доллара в отечественной
экономике определяются главным образом объективной слабостью национальной
валюты. Поэтому ключом к восстановлению экономической независимости
государства является оздоровление внутренней экономической системы -
внешнеэкономические рычаги могут сыграть в этом плане лишь вспомогательную
роль. Это, разумеется, не умаляет всей важности их разумного использования.
Определенное место среди этих рычагов призвана занять и единая европейская
валюта.
В контексте экономической безопасности России появление евро и вызванный им сдвиг в сторону биполярности представляются, безусловно, благоприятными. С введением евро у России, как и у любой третьей страны (то есть не входящей в ЕС), появляется большее поле для маневра при решении вопросов режима валютного курса, состава валютных резервов, валютной структуры внешних заимствований и торговли.
В стратегическом плане представляется целесообразной постепенная диверсификация валютных отношений России. Однако проводить ее следует осмотрительно, руко-водствуясь принципами экономической обоснованности и постепенности.
Поскольку колебания курсов доллара и евро, как уже отмечалось выше,
практически неустранимы, более сбалансированное распределение активов и
пассивов по основным международным денежным единицам позволит России (как
на государственном, так и на частном уровне) минимизировать риск курсовых
потерь. Возможность выбора налагает на Россию и новые обязательства. Отныне
государственным органам придется более скрупулезно выстраивать линию
поведения, просчитывать риски и предвидеть последствия своих действий.
Исключительно важное значение приобретает мониторинг экономической ситуации
в ЕС и США, динамики процентных ставок и курсовых соотношений валют.
В России широко распространено мнение, будто евро - всего лишь еще одна валюта, и поэтому возникающие вопросы носят чисто технический характер и могут быть решены в рабочем порядке. В действительности проблемы евро гораздо сложнее и масштабнее, чем принято считать. Появление евро существенно усиливает процессы экономической (а в перспективе и политической) консолидации в Европе.
Во-первых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой “зоны
евро”. По сути дела, с созданием ЭВС внутри Европейского Союза возникло так
называемое твердое ядро. Входящие в него страны связаны отношениями более
сильной, чем ранее, экономической и политической сплоченности. Это может
иметь как положительные, так и отрицательные последствия для России
(достаточно напомнить недавние события вокруг Югославии).
Во-вторых, несмотря на то что ряд государств - членов ЕС не вошел в состав ЭВС, центростремительные силы внутри Евросоюза заметно возросли: страны-“аутсайдеры” объективно испытывают на себе усиливающееся давление в пользу вступления в ЭВС.
В-третьих, валютный союз, бесспорно, станет центром возросшего
притяжения для остальных частей Европы, прежде всего Центральной и
Восточной (страны-кандидаты в члены ЕС традиционно широко используют
немецкую марку и другие валюты “зоны евро” в своей внешней торговле, и
большинство из них имеют режимы валютных курсов, ориентированные на евро).
Швейцария, Норвегия и Исландия также будут вынуждены все больше строить
свою экономическую политику с учетом происходящего в ЕС. Все эти тенденции
заметно меняют внешнюю среду, в которой приходится действовать Российской
Федерации, и делают целесообразным более активное взаимодействие с ЕС (в
том числе в плане достижения более выгодного для нас баланса требований и
уступок обеих сторон).
Исключительно важное значение имеет участие России в скоординированных международных усилиях, направленных на противодействие деятельности транснациональных преступных сообществ в валютно-финансовой сфере. Судя по сообщениям западной печати, эти сообщества, с которыми тесно связан и российский преступный мир, рассчитывают максимально использовать в своих интересах элементы неопределенности, которые неизбежно сопровождают появление новой международной валюты. Особую опасность представляет применение “высоких технологий” в целях отмывания криминальных доходов и осуществления нелегальной переброски капиталов из страны в страну.
В целях противодействия этой опасности руководящие органы ЕС и правительства государств-членов, в первую очередь участников ЭВС, стремятся осуществить переход к более упорядоченным формам расчетов и укреплению финансовой дисциплины во всем европейском финансовом пространстве. ЕС усиливает борьбу с легализацией незаконных доходов, ужесточает правила финансового надзора и отчетности, предпринимает попытки договориться с соседями по региону о более четких и “прозрачных” правилах ведения финансовых операций. Подключившись к этим процессам, Россия сделала бы шаг в сторону цивилизованного бизнеса, расширила бы имеющиеся у нее средства борьбы с криминализацией экономики.
Актуальность необходимых для этого мер усиливается международными
обязательствами России по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве,
которыми, в частности, предусматривается постепенная либерализация движения
капиталов, товаров и услуг между Российской Федерацией и странами ЕС, а
также политической линией Российского государства по вопросу присоединения
России к Страсбургской (1990 г.) конвенции об отмывании, выявлении, изъятии
и конфискации доходов от преступной деятельности. Ключевыми составляющими
этой политики являются, во-первых, создание единой общегосударственной
системы борьбы с легализацией преступных доходов и незаконно нажитых
капиталов, обеспечение возврата незаконно вывезенных из России валютных
средств и, во-вторых, тесное, доверительное сотрудничество спецслужб и
правоохранительных органов России и стран ЭВС.
2.2 Использование евро во внешнеторговых расчетах
Одной из наиболее перспективных областей распространения евро в России является внешняя торговля, хотя и здесь использование новой валюты сопряжено с определенными проблемами и сложностями.
Основу отечественного экспорта, как известно, составляют сырьевые товары, цены на которые традиционно котируются на мировом рынке в американской валюте (в их числе - нефть и нефтепродукты, газ, уголь, черные и цветные металлы). Поэтому подавляющее число контрактов во внешней торговле России заключается в долларах. С введением евро данная ситуация сразу, естественно, не изменится. Пока трудно судить о том, будут ли в обозримом будущем цены, например, на нефть или отдельные категории нефтепродуктов котироваться в евро. На данный момент также сложно представить, чтобы мировая цена на тот или иной товар имела две котировки: в долларах и в евро. Сказанное, однако, не стоит возводить в абсолют, поскольку теоретически вероятность определенных подвижек существует.
Первая из них - возможность использования евро в качестве валюты платежа. Иными словами, цена в контракте может оговариваться в долларах, а платеж происходить в евро. То, насколько данный шанс будет реализован на практике, будет определяться следующими факторами:
. Соотношением курсов доллара и евро. При растущем долларе российским экспортерам выгодно получать платежи за свои товары в долларах, а импортерам - платить в евро; при растущем евро - наоборот.
. Тем, насколько удобно или неудобно будет российским юридическим лицам вести операции в евро. Это в свою очередь зависит от того, насколько российская сторона (главным образом банки) технически готова к работе с новой валютой и как будут решены связанные с евро юридические вопросы (например, о стоимости обмена национальных валют на евро и обратно; о праве должника осуществлять платеж в евро, если в контракте валютой платежа является национальная валюта, и т.д.).
. Степенью внутренней ликвидности евро в России. Если полученную в оплату за экспорт европейскую валюту можно будет легко использовать, не прибегая к конвертации, то это увеличит шансы переключения экспортных контрактов с долларов на евро.
. Поведением других крупнейших поставщиков сырьевых товаров и полуфабрикатов. Если многие из них начнут использовать евро в качестве валюты платежа, то, вероятно, довольно скоро в мировой торговой практике будут отработаны механизмы, позволяющие осуществлять такие операции без ущерба для интересов экспортера и импортера.
Первопроходцами в этом деле вполне могут стать арабские государства, страны АКТ (Азии, Карибского бассейна и Тихого океана), давно и прочно связанные с ЕС системой торговых соглашений.
Для крупных российских экспортеров евро, несомненно, представляет
интерес в качестве альтернативы доллару. В этом плане показателен опыт ОАО
“Газпром”, которое при заключении долговременных контрактов руководствуется
принципом сбалансированной валютной корзины, чтобы минимизировать потери от
возможных курсовых колебаний. Так, в 1998 г. доллары США составили 53% всех
доходов от экспорта российского природного газа в дальнее зарубежье, 33%
пришлось на немецкие марки и 14% - на французские франки и австрийские
шиллинги.
Появление евро может предоставить ряд других преимуществ для российских внешнеторговых предприятий. Цены внутри валютного союза станут более “прозрачными” и сравнимыми, поскольку курсы национальных валют и их колебания больше не будут вуалировать разницу в цене товара. О важности этого фактора говорит то, что в конце 1998 г. стоимость одних и тех же товаров в странах ЕС заметно варьировалась (так, разница в цене на автомобили составляла 7%, одежду и обувь - 10%, пищевые продукты и безалкогольные напитки - 20%, табачные изделия и медикаменты - 25-26%, алкогольные напитки - 42%, банковские услуги - 53%).
Евро позволяет российским компаниям-импортерам быстро и с большой точностью сравнивать цены, предлагаемые поставщиками из различных стран валютного союза, отбирать наиболее конкурентоспособные варианты. Особенно это относится к типовой однородной продукции, товарам широкого потребления, продуктам питания. Поэтому при большом количестве потенциальных поставщиков целесообразно запрашивать прейскуранты именно в евро.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14