Лекция 3. СТРУКТУРА МОРАЛИ
Моральное сознание, его структура ? Нормы и принципы как элементы морали, их классификация ? Нравственные отношения и нравственная деятельность, их анализ
Моральное сознание, его структура
Мораль представляет собой систему, обладающую определенной структурой и автономией. Важнейшими элементами морали предстают моральное сознание, нравственные отношения, нравственная деятельность и моральные ценности.
Нравственное сознание – это совокупность определённых чувств, воли, норм, принципов, идей, через которые субъект отражает мир ценностей добра и зла.
В нравственном сознании обычно выделяют два уровня: психологический и идеологический. При этом необходимо сразу же выделить различные виды нравственного сознания: оно может быть индивидуальным, групповым, общественным.
Психологический уровень включает в себя бессознательное, чувства,
волю. В бессознательном проявляются остатки инстинктов, естественные
нравственные законы, психологические комплексы и другие феномены.
Бессознательное лучше всего изучено в психоанализе, основателем которого
является выдающийся психолог XX века Зигмунд Фрейд[38]. Существует большая
специальная литература, посвящённая проблеме соотношения психоанализа и
этики[39]. Бессознательное по большей части имеет врождённый характер, но
оно может предстать и как целая система сформированных уже жизнью
комплексов, которые в значительной степени влияют на выбор зла.
Психоанализ выделяет в психике человека три уровня: «Я» («Эго»), «Оно»
(«Ид») и «Сверх-Я» («Супер-Эго»), последние два уровня и являются основными
элементами бессознательного. «Оно» при этом часто определяется как
подсознательное, а «Сверх-Я» - как сверхсознательное. З. Фрейд
считал, что «с точки зрения обуздания первичных позывов, т.е. с точки
зрения морали, можно сказать: «Оно» совершенно аморально, «Я» старается
быть моральным, «Сверх-Я» может стать гиперморальным и тогда столь
жестоким, каким может быть только «Оно»»[40].
Подсознательное часто предстаёт субъективным основанием выбора зла.
Это глубоко раскрыто ещё до учения З. Фрейда русским писателем Ф.М.
Достоевским через анализ психики, действий «подпольного человека»[41]. Сам
З. Фрейд очень высоко ценил творчество Ф.М. Достоевского и даже посвятил
ему отдельную работу «Достоевский и отцеубийство». Но подсознательное,
его демоническая роль были известны людям с древности. В христианской
культуре подсознательное связывается с «первородным грехом», с «падшей»,
извращённой природой человека. Многие писатели уже в XIX веке, самом
атеистическом веке в истории человечества, художественными средствами, а
затем и учёные, в том числе атеист З. Фрейд, научными средствами
подтвердили библейское учение о человеке. Как правильно написал
православный протоиерей Александр Мень: «Неудивительно, что многие
современные мыслители и учёные, даже настроенные враждебно по отношению к
религиозному мировоззрению, вынуждены были отказаться от представлений о
человеке как о гармоничном и добром существе. Зигмунд Фрейд и его школа
вскрыли это с особенной убедительностью. Психоаналитический метод разверз
перед современным человечеством кошмарную бездну его искажённой,
извращённой и больной душевной жизни. Фрейд показал, что человеческий
разум еле справляется с мутными волнами подсознательных демонических
инстинктов, которые трудно изгнать и которые, даже будучи подавленными
разумными усилиями, дремлют в каждом из нас, как спора болезнетворной
бациллы»[42].
В человеческой душе, действительно, есть это жуткое чувство
удовольствия от совершаемого зла, в том числе и по отношению к самому
святому - к Богу, к самому себе. И в этой любви к злу, к демонизму
проявляется падшая, греховная сущность человека. Психоанализ вскрыл многие
реальные неосознаваемые факторы поступков человека, но он преувеличил
значимость подсознательного в человеческой психике. В человеке есть также и
сверхсознательные побуждения к добру, к счастью, к самосовершенствованию, к
Богу. Этика, в частности христианская этика, сознательно отстаивает
положение об определяющей роли в выборе человека осознаваемых ими
положительных нравственных чувств, норм, идей, ценностей.
Очень важную роль в морали играют нравственные чувства. К
нравственным чувствам относятся чувства любви, сострадания, благоговения,
стыда, совести, ненависти, злобы и др. Нравственные чувства отчасти
являются врождёнными, т.е. присущими человеку от рождения, данные ему самой
природой, а отчасти они социализуемы, воспитуемы. Уровень развития
нравственных чувств субъекта характеризует нравственную культуру данного
субъекта. Нравственные чувства человека должны быть обострёнными, чутко и
правильно реагирующими на происходящее. Выдающийся моралист XX века Альберт
Швейцер писал, например, о совести, что «чистая совесть есть изобретение
дьявола»[43]. Вл.С. Соловьёв, как отмечалось, за субъективные основы
морали принимал три чувства, которые считал врождёнными у человека, и уже
потому общечеловеческими, - это стыд, сострадание и благоговение. Стыд
регулирует отношение человека к тому, что ниже его по ценности, сострадание
– к тому, что равно человеку по ценности, а благоговение – к тому, что выше
его по ценности[44]. Вл.С. Соловьёв при этом не отрицал и существования
объективных основ морали, в частности, общественных её оснований.
Современная этика не отрицает первостепенной значимости чувств стыда,
совести, сострадания и благоговения для нравственного бытия. Однако она не
сводит к ним все субъективные предпосылки морали.
Стыд есть моральное чувство, через которое человек осуждает свои действия, мотивы и моральные качества. Содержанием стыда является переживание вины. Стыд есть первоначальное проявление нравственного сознания и в отличие от совести имеет более внешний характер. Как элементарная форма нравственного сознания стыд, прежде всего, выражает отношение человека к удовлетворению своих природных потребностей.
Совесть есть нравственно-психологический механизм самоконтроля. Этика
признаёт, что совесть предстаёт личным сознанием и личным переживанием
относительно правильности, достоинства, честности и других ценностей добра
всего того, что делалось, делается или намечается делаться человеком.
Совесть является связующим звеном между нравственным порядком в душе
человека и нравственным порядком мира, в котором живёт человек.
Существуют разные концепции совести: эмпирические, интуитивистские,
мистические. Эмпирические теории совести основываются на психологии и
пытаются объяснить совесть через приобретённое личностью знание, которое
определяет её нравственный выбор. Так, фрейдизм объясняет совесть как
действие «Сверх-Я», с помощью которого общество контролирует волю индивида.
Бихевиоризм рассматривает совесть через дихотомию «наказание –
вознаграждение», когда личность научается исполнять вознаграждаемые
действия и избегать наказуемые.
Интуитивизм понимает совесть как «врождённую способность морального
суждения», как умение мгновенно определить, что является правильным.
Русский философ интуитивист Н.О. Лосский считал, что «совесть можно назвать
«голосом Божиим в человеке»[45], который имеет во многом инстинктивный
характер. «Основа совести, - писал русский философ, - …есть начало, столь
глубинное и столь далёкое от скудости земного бытия, что совершенное
опознание его в земных условиях невозможно; поэтому приговоры совести
поднимаются из тёмных недр духа безотчётно и могут быть рационально
обоснованы только в простейших случаях»[46].
В мистических теориях совести устанавливается её связь с религиозным
опытом. Здесь «совесть обычно понимается как невидимая и таинственная сила,
присутствующая в человеке и принуждающая его делать то, что является добрым
и правильным»[47]. Совесть здесь иногда понимается как голос Ангела-
Хранителя или даже Самого Бога. Совесть есть осознанный долг совершать
конкретные дела в следовании моральному закону. Надо признать, что в
христианской этике, которая также отстаивает мистическое понятие совести, в
учении о совести отражён многовековой нравственный опыт, который полезен и
верующим, и атеистам.
Совесть может быть разных видов, - различают «добрую и совершенную
совесть», «угасшую и несовершенную совесть». В свою очередь,
«совершенная» совесть характеризуется как активная и чувствительная,
«несовершенная» – как спокойная, или потерянная, пристрастная и
лицемерная[48].
Воля как субъективная способность к самодетерминации очень существенна
для нравственности человека, ибо она характеризует человеческую свободу при
выборе добра или зла. С одной стороны, этика исходит из того положения,
что воля человека изначально отличается своим свободным характером при
выборе добра и зла. И в этом отличительная особенность человека,
выделяющая его из животного мира. С другой стороны, нравственность
способствует развитию данной способности, формирует так называемую
положительную свободу человека, как его способность выбрать добро и вопреки
собственным пристрастиям или внешнему принуждению[49]. В этике были
попытки рассматривать волю в целом как основу морали. Так, например,
считал Ф. Ницше, попытавшийся предложить «переоценку ценностей» с точки
зрения «воли к власти» как важнейшей ценности[50]. Этика А. Шопенгауэра
также высоко оценивала волю к власти[51]. Однако волюнтаристская этика
Шопенгауэра характеризуется пессимизмом, а этика Ницше – нигилизмом.
Пессимизм и нигилизм с точки зрения христианской морали есть зло. И
подобный аморальный характер волюнтаристской этики в лице двух её
выдающихся представителей свидетельствует о том, что одна воля не может
рассматриваться как основание морали.
Идеологический уровень нравственного сознания включает в себя нормы, принципы, идеи, теории.
Нормы и принципы как элементы морали, их классификация
Нравственная норма – это правило действий человека, сформулированное его разумом на основе тех или иных моральных ценностей. Нормы рассматриваются в этике как один из важнейших элементов нравственности в целом. И это связано с регулятивной функцией морали как её важнейшей социальной функцией. Однако нормы играют важную роль не только в морали, но и в праве, в политике, в религии и в других сферах деятельности.
Каково соотношение между нравственными и юридическими нормами как основными видами социальных норм? С формальной стороны нравственные и правовые нормы могут и не различаться. В структуре нравственной нормы, как и в правовой норме, выделяются диспозиция, выражающая содержание и характер требования, а также гипотеза, которая указывает на условие исполнения нормы, и санкция, выражающая способы или средства обеспечения её дееспособности.
В основе норм лежат те или иные ценности. Собственно, норма – это
определённое требование к поведению субъекта по реализации той или иной
ценности. Уже поэтому количество нравственных норм и принципов не
ограничено. Принципы – это наиболее общие нормы. И возникает проблема
отбора наиболее значимых принципов. Особое место в нравственности занимают
так называемые общечеловеческие принципы, такие как: «Почитай отца и мать»,
«Не убий», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй». Среди общечеловеческих
принципов выделяется своей значимостью «золотое правило морали», которое
гласит: «Относись к другому человеку так, как если бы ты хотел, чтобы он
относился к тебе».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9