Уроки Photoshop #Screen в Photoshop
Режим Screen — осветление (лобовой перевод — экранное осветление), прямо противоположен режиму Multiply (умножение). Режим Screen хоть и не является явным фаворитом, с его помощью создаются очень важные эффекты освещенности. Формула режима:
Формула применяется поканально, т.е. для каждого канала операция выполняется независимо. Здесь A — нижележащее изображение, B — накладываемое.
По сути дела, режим Screen реализует операцию умножения, но не с самими цветами, а с дополнительными к ним. Т.е. перемножая дополнительные к накладываемым цветам, мы получаем цвет дополнительный к результату.
В формуле специально оставлены знаменатели. Деление на 255 — нормировка, в результате которой содержимое в скобках справа колеблется в пределах от 0 до 1. И при перемножении двух чисел меньше единицы, результат получается меньше, чем каждый из множителей, но также в пределах 0-1. А поскольку работаем с дополнительными цветами, то в результате операции получаем изображение, которое всегда светлее. Соответственно режим Screen используется для моделирования эффектов освещенности, свечения и т.п.
Перечислим наиболее важные особенности режима:
- Операция симметрична, т.е. неважно накладываете вы изображение B на изображение A или наоборот.
- Если накладывать черный цвет, то результат не меняется
- Если накладывать белый цвет, то результат будет чистым белым.
- Оттенки серого осветляют тем больше, чем они светлее
Происхождение названия режима Screen
Моя гипотеза такова. Как и многие другие режимы Photoshop, этот получил свое название от результата, который получается при наложении дубликата изображения на само себя. Осветление, которое при этом получает изображение эквивалентно гамма-коррекции с гаммой 2.
Представьте себя на месте пользователей первых компьютеров. Систем управления цветом в те времена не существовало, поэтому все устройства осуществляли ввод и вывод напрямую. Так при сканировании изображений на сканерах они имели гамму 1, а на экране около 2, из-за чего отсканированная картинка казалась темной. А этот режим «волшебным» образом осветлял картинку так, что на экране она выглядела так же как оригинал, ну и, понятное дело, разработчики не долго думая назвали его Screen (экранное осветление).
Режим Screen для наложения световых эффектов
Рассмотрим пример использования режима Screen для разделения спецэффектов.
У нас есть два слоя: фоновая картинка, и слой в котором на абсолютно черном фоне фильтром Render > Lens Flare создан очень популярный эффект блика линзы. При наложении слоя с бликом мы используем режим наложения Screen.
Поскольку в основном все пиксели слоя с бликом — черные, то мы видим фоновое изображение, которое только в некоторых местах высветляется наложенным бликом.
Аналогичным образом в 3D-графике используют так называемый раздельный рендеринг, при котором отдельными картинками рассчитывают Диффузную (Diffuse) составляющую, Зеркальную (Specular), а затем совмещают их в программах компоузинга.
©2005—2009 Александр Миловский