Формирование навыка говорения на иностранном языке и критерии его

Был произведен анализ их характера.

Сводная таблица показателей (количественных и качественных)

диалогической речи учащихся до и после эксперимента.

Таблица № 1

Сводная таблица показателей (количественных и

качественных) диалогической речи учащихся до и после эксперимента

| |Коли|Обще|Обще|Вопр|Утве|Утве|рече|Вопр|Обще|Устр|Инто|Фоне|Лекс|

| |чест|е |е |ос-о|ржде|ржде|вые |ос –|е |укту|наци|тиче|ичес|

| |во |кол-|кол-|твет|ние |ние |клиш|конт|кол-|рно-|онны|ские|кие |

| |испы|во |во | |– |– |е |р |во |грам|е |ошиб|ошиб|

| |туем|прои|диал| |утве|вопр| |вопр|всех|мати|ошиб|ки |ки |

| |ых |знес|огич| |ржде|ос | |ос |допу|ческ|ки | | |

| | |енны|ески| |ние | | | |щенн|ие | | | |

| | |х |х | | | | | |ых |ошиб| | | |

| | |репл|един| | | | | |ошиб|ки | | | |

| | |ик |ств | | | | | |ок | | | | |

|до |30 |147 |74 |66 |6 |1 |- |- |124 |64 |36 |14 |10 |

|посл|30 |212 |102 |68 |24 |8 |10 |42 |30 |2 |18 |6 |4 |

|е | | | | | | | | | | | | | |

|102 | | | |124 | | | |

|10 | | | |10 | | | |

|8 | |74 | |14 | | | |

|24 | |1 | |36 | | | |

| | |6 | | | |30 | |

| | | | | | |4 | |

|68 | |66 | |64 | |6 | |

| | | | | | |18 | |

| | | | | | |2 | |

|до | |после | |до | |после | |

|обучени| |обучени| |обучени| |обучени| |

|я | |я | |я | |я | |

Итак, количественный и качественный анализ данных экспериментально-

опытного обучения позволяет утверждать, что организация деятельности

учащихся направленная на овладение диалогической речи, с помощью

составленного пособия по предложенной методике обучения, эффективна.

Включение в процесс обучения диалогов-образцов представляющих собой

подлинной английской диалогической речи , с учетом основных психологических

закономерностей усвоения положительно влияет на весь процесс обучения

вообще и на развитие диалогических умений в частности.

ВЫВОДЫ

1) В значительной степени активизировать педагогический

процесс.

2) Повысить речевую активность учащихся.

3) Выработать быстроту речевой реакции на воспринятую реплику

и готовность стимулировать речь собеседника.

4) Выработать навык умственного восприятия отрезков речи

(диалогической и монологической) на слух.

5) Выработать умение переключаться с одной структуры на другую

производить различные преобразования внутри заданного

образца, овладевая таким образом механизмом

внутриструктурных связей.

6) Путем тренировки учащихся в выполнении одноязычных речевых

упражнений устранить интерфирирующее влияние родного

языка, в результате чего резко сократилось количество

структурно-интонационных ошибок в речи учащихся.

7) В ответах исходить из ситуации общения, пользуясь схемами

построения беседы и высказываний в целом, характерных для

носителей данного языка.

8) Добиться использования в речи модально оценочных слов в

результате чего учащиеся стали обнаруживать личностное и

эмоциональное отношение к высказываемому в процессе речи.

9) Отработать большое количество ситуаций, связанных с

изучаемыми темами и предлагаемыми школьной программой для

развития навыков говорения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование позволило определить единицей диалог-

образец как единство, отражающее основные количественные и качественные

характеристики, свойственные диалогической речи. А также мы пришли к

заключению, что диалог-образец является основой формирования навыков

говорения. Развитие и формирование навыка говорения происходило на каждом

этапе обучения в соответствии с тематикой установленной программой по

иностранным языкам и учебно-методическим комплексом Т.Б. Клементьевой и

Б.Монк «Счастливый английский».

Нами была разработана методика работы по формированию навыка

говорения на иностранном языке на базе диалога-образца, естественно, мы

учитываем, что заученный учебный диалог образец может служить моделью для

спонтанной речи только в том случае, если заучивание будет носить

осознанный творческий характер. Такое заучивание развивает речевой

автоматизм сочетая механическую отработку речевых образцов с понимаем их

содержания, структуры, модально-эмоциональных оттенков и возможности их

использования в нужных контекстах и ситуациях. Работа над заучиванием

диалога-образца подготавливает почву для перехода к следующему этапу по

овладению диалогической речью, когда от учащихся требуется более свободное

общение, а именно диалог-беседа, диалог-дискусссия.

Эффективность предложенной системы обучения была проверена

эксперементально.

На основе анализа психологических закономерностей процессы усвоения

речевого материала с помощью поискового эксперимента удалось определить

условия при которых лучше всего будет усваиваться и накопляться речевой

материал в памяти обучающихся. Добиться этого на наш взгляд можно при

комплексной задаче диалогов-образцов и речевых структур.

Намечена система работы по формированию навыка говорения на базе

диалога-образца которая строится в плане усвоения речевого материала и в

плане ситуативной актуализации усвоенного материала в речевом общении. В

соответствии с этим выделены этапы: аудирование, воспроизведение и

комбинаторно-конструктивное применение. успех работы может быть обеспечен

при условии если будут широко использоваться наглядные и звуко-технические

средства обучения.

Коммуникация в устной форме является одной из основных задач обучения

иностранному языку в школе в практических целях. Овладение ею

осуществляется с помощью аудирования и говорения, при этом говорящий

передавая информацию другим осуществляет действие говорения, а в это время

все слушающие его осуществляют аудирование.

Устная коммуникация осуществляется при диалогической и монологической

формах речи. При диалогической форме речи обмен репликами в из

последовательности отражает логическое развитие коммуникации и реализацию

речевых намерений всех участвующих в ней. Развернутые ситуации при

монологической речи строятся на внутренней логике развития мысли говорящего

и на контексте всего высказывания с учетом ситуации общения.

Диалогическая форма речи отличается большой распространенностью, она

функционирует буквально в любой сфере человеческой деятельности, являясь

доминирующей формой устной речи. Исходя из этого следует отметить, что в

системе обучения английскому языку в школе овладение говорением происходит

по схеме: от диалогической формы речи к монологической.

Одну из важных задач обучения говорению при освоении диалогической

речи в школе составляет освоение обмена разнообразными репликами в процессе

устной речи. Различные наборы реплик отражают логический ход и развитие

коммуникации между общающимися. Их нельзя сводить только к вопросам и

ответам на них. Диалог чаще начинается с общения, а не с вопросов.

Немаловажной в устной коммуникации является организация самого акта

общения, составными элементами которого вступление в общение и проявление

инициативы, поощрению к общению и поддержанию его, и наконец завершение

общения. Владение этими элементами позволяет учащимся вступать в контакты и

осуществлять общение и обмен информацией в форме принятой данным языковым

коллективом и закрепленной в традициях народа – носителя изучаемого языка.

Это предопределяет необходимость для учащихся овладеть

соответствующими языковыми штампами и формулами общения и употреблять их

при организации устного общения.

Формирование у учащихся механизма восприятия и порождение

высказывания с помощью грамматических структур, которая происходит на

начальном этапе обучения иностранным языкам, вооружает их набором фраз

необходимых для организации устного общения. Здесь представлены

утвердительные и отрицательные формы, вопросы всех типов побудительные и

восклицательные предложения. Поэтому развитие диалогической речи учащихся

приводит не только к постепенному снятию опор, к разнообразному увеличению

числа реплик со стороны обоих собеседников, но и знаменует постепенный

качественный переход от учебного разговора на начальном этапе к

естественной диалогической речи, обусловленной ситуацией общения. На

начальном, структурном этапе ситуации, смоделированные средствами

наглядности отражают фрагменты объективной действительности, и находят

выражение в содержании высказываний учащихся на английском языке. Ситуация

общения в этом случае сведена к отношениям «Учитель-ученик» или «Ученик-

ученик». Организуя любую форму ситуации, учитель доложен учитывать, что она

не должна выходить за пределы языковой компетенции учащихся на данном

этапе.

Переход к освоению монологических высказываний осуществляется на

базе различных грамматических структур, освоенных учащимися с помощью

коммуникативных упражнений диалогического типа.

Уже на начальном этапе обучения освоив несколько структурных групп

учащиеся имеют возможность комбинировать структуры в своей речи в

определенном порядке. Отбор структур и организацию их последовательности в

речи учащихся берет на себя учитель, который для этого использует

элементарные предметы композиции или композиционные картинки.

Освоение умственной коммуникации начинается с формирования механизма

восприятия и порождения высказываний, для которого характерно

коммуникативная направленность учебного процесса. Освоение учащимися

грамматических структур и набора лексических единиц, служащих

подстановочными элементами для этих структур позволяет организовать

элементарное общение в устной форме на основе этого языкового материала.

Для успешного решения коммуникативных задач при обучении иностранному языку

на начальном, среднем и старшем этапах обучения, необходимо ограничение в

учебных целях сферы общения в пределах которой учащийся овладевает навыками

говорения на соответствующем языковом материале. Это достигается обучением

говорению в пределах определенных жизненных тем, отражающих сферу

жизнедеятельности и интересы обучаемых, которые предопределяют содержание и

объем коммуникации на данном этапе обучения. набор тем, их характер и объем

зависят от возраста обучаемых, их интересов и языковых возможностей, для

раскрытия темы на данном этапе обучения.

Таким образом, ограниченные возможности школьного обучения позволяют

школьникам овладеть навыкам говорения в пределах тематики, очерченной

школьной программой и составляющей сферу общения на английском языке, а их

речь носит межтематический характер.

Само общение в устной форме в пределах сферы общения на данном этапе

обучения осуществляется в ситуациях тематического и математического

характера. Задача учителя заключается в отборе по каждой теме типичных

ситуаций, которые в совокупности перекрывали бы всю тему и отработке устной

коммуникации учащихся в различных вариантах этих ситуаций учебных и

реальных.

Учебные ситуации создаются с помощью средств наглядности. Учащиеся

организуют с учебной целью общение между собой, отражая в своей речи

предложенную ситуацию, или мысленно вписывая себя в ситуацию

смоделированной с помощью наглядности, разыгрывая предложенные роли.

В учебных целях могут использоваться также естественные ситуации

реальной жизни учащихся дома, в школе, за пределами школы и жизненный опыт,

и любые реальные события соответствующие осваиваемым темам. Ситуации при

обучении говорению играют двойную роль: они, во-первых, отражают или

подсказывают общее содержание высказываний собеседника, а во-вторых,

определяют условия, в которых протекает коммуникация и ее характер.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иностранному

языку», М. 1985

2. Скалкин В.Л. «Коммуникативные упражнения на английском

языке» М., 1983

3. Шубин У.П. «Языковая коммуникация и обучение иностранным

языкам», М. 1972

4. Рогова Г.В. «Методика обучения английскому», Л., 1995

5. Пассов Е.И., Царьков В.Б. «Концепции коммуникативного

обучения», М., 1993.

6. Заремская С.И., Слободчиков А.А. «Развитие инициативной

речи учащихся», М., 1983

7. Потебня А.А. «Мысль и язык» полн. собр. соч. 1996.

8. Артемов В.А. «Психология обучения иностранным языкам». М.,

1969

9. Зимняя И.А. «Психология обучения иностранным языкам в

школе», М., 1991

10. Жинкин Н.И. «Психологические особенности спонтанной речи»

М., 1990

11. Гальскова Н.Д., Чепцова М.Б. «Цели и содержание обучения

говорению в начальной школе» ИЯШ, 1995, « 2

12. Ляховицкий М.В. «Методика преподавания иностранных языков»

М., 1981.

13. Бим И.Л. «Теория и практика обучения иностранному языку в

средней школе» М., 1988

14. Программа обучения иностранных языков в начальной школе,

М., 1995.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать