существу социальному;
- потребность в совершении данного конкретного речевого поступка,
потребность «вмешаться» в данную речевую ситуацию.
Первый вид можно назвать общей коммуникативной мотивацией, второй –
это ситуативная мотивация, уровень которой определяется тем, как мы
обучаем, т.е. как создаем речевые ситуации, как используем материал,
приемы и т.д.
2) Активность. Говорение – всегда процесс активный, ибо в нем
проявляется отношение говорящих к окружающей действительности, но не только
тогда, когда человек говорит, но и когда слушает собеседника (внутренняя
активность). Именно активность обеспечивает инициативное речевое поведение
собеседника, что так важно для достижения цели общения.
3) Целенаправленность. Любое высказывание преследует какую-нибудь
цель: убедить собеседника, поддержать, разгневать и т.д. Подобные цели
можно назвать коммуникативными задачами. За каждой из коммуникативных
задач, возникающих в отдельных речевых ситуациях, стоит общая цель
говорения как деятельности: воздействие на собеседника в смысле изменения
его поведения (речевого или неречевого).
4) Связь с деятельностью. Говорение во многом зависимо от общей
деятельности человека. Во-первых, содержательный аспект говорения полностью
обусловлен сферами деятельности человека. Во-вторых, потребность, скажем,
убедить кого-то возникает только в случае, если ситуация, вызвавшая такую
задачу, является следствием или предметом событий, к которым причастен
собеседник.
5) Связь с коммуникативной функцией мышления. Мыслительная
деятельность направлена на совершение речевого поступка,
подчинена ему.
6) Связь с личностью. Говорение во много обусловлено компонентами
личности. Личность всегда индивидуальна, и проявляется в общении.
Развитие говорения должно происходить в условиях максимального
подключения всех сфер сознания, всех компонентов личности, к чему
и стремится коммуникативный метод.
7) Ситуативность. Она проявляется в соотнесенности речевых единиц с
основными компонентами процесса общения. Так, на дальнейший ход
развития общения может повлиять любая произнесенная одним
собеседником речевая единица, если она в смысловом отношении
«вписывается» в контекст деятельности другого собеседника. Эта
речевая единица может менять коммуникативную задачу и влиять на
мотивацию. Когда речевая единица неспособна «продвинуть» речевую
ситуацию, она неситуативна, не вызывает реакции собеседника.
8) Эвристичность. Речевая деятельность не может быть полностью
заучена и предсказана. Такая непредсказуемость и есть
эвристичность. Ситуации общения меняются постоянно, их варианты
многочисленны, и говорящий должен быть готов к деятельности в
таких постоянно меняющихся условиях.
9) Самостоятельность.
10) Темп.
2.3. Говорение как продукт.
Все качества говорения как деятельности обеспечивают условия для
создания речевого продукта (высказывание любого уровня), которому также
свойственны определенные качества: структурность, логичность,
информативность, выразительность, продуктивность.
Коммуникативный метод основан на том, что процесс обучения является
моделью процесса коммуникации. Как любая модель процесс обучения в каких-
то аспектах упрощен по сравнению с реальным процессом коммуникации, но по
основным параметрам он ему адекватен. Методическая значимость этой
адекватности объясняется двумя главными факторами:
1) явлением переноса, который обеспечивается осознанием
адекватности условий обучения и условий применения результатов
обучения;
2) явлением мотивации, которая обеспечивается тем, насколько полно
моделируется в процессе обучения характер общения. Итак, что же
это за параметры процесса, которые необходимо сохранить в
процессе обучения. Это:
- Деятельностный характер речевого поведения общающихся, который
должен воплотиться: в коммуникативном поведении учителя как
участника процесса общения и обучения; в коммуникативном
(мотивированном, активном) поведении ученика как субъекта общения и
учения;
- предметность процесса коммуникации, которая должна быть
смоделирована ограниченным, но точным набором предметов обсуждения;
- ситуации общения, которые моделируются как наиболее типичные
варианты взаимоотношений общающихся;
- речевые средства, обеспечивающие процесс общения и обучения в
данных ситуациях.
В перечисленных параметрах учтены все основные качества процесса
общения. Следовательно, будучи интерпритированы методически, они создадут
такой процесс обучения, при котором окажется возможным развивать все
качества говорения как средства общения.
Процесс обучения как модель не может, однако, ограничится наличием
адекватных процессу коммуникации параметров, поскольку обучение как таковое
обязано обладать специфическими параметрами. Помимо упомянутых выше,
обучение иноязычному говорению как система характеризуется по крайней
следующими:
- наличием и использованием приемов обучения, соотносимых с
характером коммуникации и поставленной целью;
- необходимостью иного соотношения осознания и тренировки
(инструкций и речевых действий);
- специальной целенаправленной организацией всего процесса.
Процесс обучения, обладающий указанными характеристиками, будет
существенно отличаться от традиционного. Он будет коммуникативным.
Каковы же принципы коммуникативного метода?
1. Принцип речевой направленности. Речевая направленность учебного
процесса заключается не столько в том, что преследуется речевая
практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само
практическое пользование языком. Практическая речевая направленность не
только цель, но и единство. Речевая направленность предполагает
оречивленность упражнений, т.е. степень, меру их подобия речи. Все они
должны быть упражнениями не в проговаривании, а в говорении, когда у
говорящего есть определенная задача и когда им осуществляется речевое
воздействие на собеседника.
Принцип речевой направленности предполагает также использование
коммуникативно ценного речевого материала. Использование каждой фразы
должно быть оправдано соображениями коммуникативной ценности для
предполагаемой сферы общения (ситуации) и для данной категории учащихся. Не
последнюю роль здесь также играет речевой характер урока.
2. Принцип индивидуализации при ведущей роли ее личностного аспекта.
Индивидуализация учитывает все свойства ученика как индивидуальности: его
способности, умения осуществлять речевую и учебную деятельность и главным
образом его личностные свойства. Индивидуализация является главным реальным
средством создания мотивации и активности. Свое отношение к среде человек
выражает в речи. А т.к. это отношение всегда индивидуально, то
индивидуальна и речь. При обучении иноязычной речи индивидуальная реакция
возможна в том случае, если стоящая перед учеником речевая задача будет
отвечать его потребностям и интересам как личности. Любое высказывание
ученика должно быть по возможности естественно мотивированным.
3. Принцип функциональности. Любая речевая единица выполняет в
процессе коммуникации какие-либо речевые функции. Нередко после курса
обучения учащиеся, зная слова и грамматические формы, не могут
использовать все это в говорении, т.к. не происходит переноса (при
предварительном заполнении слов и форм в отрыве от выполняемых ими речевых
функций слово или форма не ассоциируются с речевой задачей).
Функциональность определяет, прежде всего, адекватный процессу
коммуникации отбор и организацию материала. Приближение к нуждам
коммуникации возможно только при учете речевых средств и организации
материала не вокруг разговорных тем и грамматических явлений, а вокруг
ситуаций и речевых задач. Необходимо также единство лексической,
грамматической и фонетической сторон говорения.
4. Принцип новизны. Процесс общения характеризуется постоянной
сменой темы разговора, обстоятельств, задач и т.д. Новизна обеспечивает
гибкость речевых навыков, без чего их перенос невозможен, а также развитие
речевого умения, в частности его динамичности (методически неподготовленной
речи), способности перефразировать (качество продуктивности), механизма
комбинирования, инициативности высказывания, темпа речи и особенно
стратегии и тактики говорящего. Для этого необходимо постоянное
варьирование речевых ситуаций.
3. Ситуативность как один из главных принципов обучения говорению
Принцип ситуативности. Ситуативность как принцип в общих чертах
означает, что все обучение говорению происходит на основе и при помощи
ситуаций. К тому же определение понятия «ситуация» в коммуникативном методе
существенно отличается от известных определений.
Любому учителю известны факты, когда получив задание: «Выскажитесь
в ситуации «У кассы», ученик молчит, хотя хорошо известно, что ситуация
всегда обладает стимулирующей силой. Если же эта ситуация («У кассы») не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17