Формирование навыка говорения на иностранном языке и критерии его

использование неречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль

интонации, разнообразие особых предложений неполного состава, свободное от

строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания,

преобладание простых предложений. Единицей обучения диалогической речи

является диалогическое единство (микродиалог) – несколько реплик, связанных

по содержание и по форме. Обучение диалогической речи строится на основе

образца, данного в виде диалогического текста, связанного с ситуацией, в

которой происходит общение. Основными этапами обучения диалогической речи

на уроке являются:

1) презентация ситуации с помощью словесного объяснения или

технических средств обучения;

2) презентация диалога в звуковой и графической форме;

3) усвоение языкового материала диалога;

4) усвоение способов связи реплик в диалоге;

5) воспроизведение диалога;

6) расширение возможностей диалога-образца за счет изменения

компонентов ситуации.

При обучении диалогической речи рекомендуется варьировать различные

виды диалогов и формы работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка,

беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая.

Основным средством обучения диалогической речи являются упражнения. В

процессе их выполнения формируются умения: запрашивать информацию,

адекватно реагировать на реплику собеседника, употреблять штампы

диалогической речи, комбинировать реплики при построении диалога и др.

Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе

слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от

диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со

стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием

распространенных конструкций, грамматической их оформленностью. Обучение

монологической речи проходит в три этапа. На первом – вырабатываются

языковые автоматизмы. Выработка навыков быстрого и безошибочного

пользования фонетическим, лексическим, грамматическим материалом происходит

на основе имитативной, ассоциативной речи, речи- высказывания, хоровой и

условно-куммуникативной. На втором этапе учат отбору языковых средств,

соответствующих цели коммуникации. В центре внимания находится выражение

содержания с помощью адекватного лексико-структурного материала. Здесь

вырабатывается умение свертывать чужое высказывание и использовать

преимущественно речевой материал в готовом виде. Третий этап направлен на

развитие умений инициативной речи. Сознание говорящего концентрируется на

содержании высказывания. Среди признаков монологической речи выделяются

также непрерывность (высказывание не ограничивается одной фразой, а

представляет собой сверхфразовое единство), последовательность, логичность

речи, относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность

высказывания. Монологическая речь используется с разной коммуникативной

целью: для сообщения информации, для воздействия на слушателей путем

убеждения, для побуждения к действию или его предотвращения. При

определении видов монологической речи в учебных целях исходят из содержания

речи (описание, сообщение, рассказ), степени самостоятельности

(воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание);

степени подготовленности (подготовленная, частично подготовленная и

неподготовленная речь).

Рассказ является наиболее сложным видом монологической речи Для него

характерна определенная последовательность событий, отражающая причинно-

следственные связи между ними. Если описание развивается как в одной

плоскости и последовательность описываемых явлений в нем не имеет

принципиального значения, то в рассказе соблюдение хронологической

последовательности обязательно, иначе нарушается сюжетная канва

повествования. Основные разновидности подготовленного монолога - лекция,

выступление, сообщение, как правило, готовятся предварительно. Методика

обучения языку должна обеспечить обучение всем видам монологической речи.

Целью обучения монологической речи является формирование речевых

монологических умений:

1) пересказать текст, сделать описание, сообщение на заданную тему,

составить рассказ;

2) логически последовательно раскрыть заданную тему;

3) обосновать правильность своих суждений, включая в свою речь

элементы рассуждения, аргументации.

Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения

подготовительных и речевых упражнений.

2. Основные принципы обучения говорению

Говорение – чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Во-первых,

оно выполняет в жизни человека функцию средства общения. Во-вторых,

говорение – это один из видов человеческой деятельности. В третьих, важно

помнить, что в результате деятельности говорения возникает его продукт –

высказывание. И как деятельность, и как продукт говорение обладает

определенными признаками, которые служат ориентиром в обучении, т.к.

подсказывают, какие условия нужно создать для развития говорения, а также

являются критериями оценки результатов обучения.

2.1. Говорение как средство общения

Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач общения.

Это деятельность одного человека, хотя она включена в общение и немыслима

вне его, ибо общение –это всегда взаимодействие с другими людьми.

Целью обучения в средней школе следует считать не язык, что уместно

при филологическом образовании в специальном ВУЗе, и не речь как «способ

формирования и формулирования мысли» (Н.А.Зимняя), и даже не просто речевую

деятельность – говорение, чтение, аудирование или письмо, а указанные виды

речевой деятельности как средства общения. Применительно к говорению это

означает, что оно совместно с паралингвистикой (мимика, жесты) и

праксемикой (движение, позы) служит средством осуществления устной формы

общения. Такая цель требует и соответствующего метода ее достижения. Для

говорения им является коммуникативный метод.

Сказанное определяет важнейшее исходное положение: обучать

говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого

общения, нельзя.

Как и любой вид человеческой деятельности, общение целенаправленно,

мотивировано, предметно и имеет свою структуру. Процесс общения можно себе

представить следующим образом.

Между потенциальными участниками общения (теми, кто хочет или может

вступить в общение) всегда существуют определенные взаимоотношения. В какой-

то момент появляется потребность вступить в контакт. Предметом общения

являются взаимоотношения собеседников, и они определяют характер общения.

Именно в предмете реализуется потребность, в результате чего она становится

мотивом деятельности. Это означает, что мотив к общению не может

возникнуть, если нет взаимоотношений (предмета) или они не осознаются. Цель

общения – решение задач, связанных с взаимоотношениями, т.е. изменение их.

Средства, с помощью которых достигается цель общения в устной форме

– говорение и аудирование плюс паралингвистика.

Единицей общения является акт общения, в котором всегда участвуют

как минимум два человека.

Продуктом общения является интерпретация информации. Существуют три

способа общения: перцептивный, интерактивный и информационный, а также два

вида общения: ролевое и личностное. Таковы основные характеристики общения.

Посмотрим теперь с этой точки зрения на то, каким же должен быть

процесс обучения иноязычному говорению.

1) Между учителем и учащимся должны установиться какие-либо

взаимоотношения, кроме официальных, т.е. общение должно быть не

ролевое (учитель – ученик), а общение индивидуальностей, которые

видят друг в друге речевого партнера.

2) Мотив общения может появиться лишь тогда, когда возникнет

потребность в подлинном общении. Потребность в «учебном» общении,

которое у некоторых учащихся есть, по характеру иная и не в

состоянии обеспечить коммуникативной мотивации.

3) Если взаимоотношения между учителем и учениками как между

личностями не возникает, то нет и цели, присущей общению, -

изменить эти взаимоотношения.

4) Должны функционировать все способы общения: интерактивный, когда

есть взаимодействие на основе какой-либо деятельности, кроме

учебной; перцептивный, когда имеет место восприятие друг друга

как личностей; информационный, когда ученики обмениваются своими

мыслями, чувствами. Если же ученик пересказывает текст просто

ради пересказа (когда все в классе знают его содержание) или

проговаривает какие-то не ситуативные предложения, то общение не

может состояться, а продуктом такого «говорения» является так

называемая учебная речь. Нужно придать процессу обучения, не

нарушая его организованности, системности и методической

направленности, характерные черты процесса общения.

2.2. Говорение как деятельность

Говорение есть речевая деятельность, оно обладает специфическим

признаками.

1) Мотивированность. Человек, как правило, говорит потому, что у него

есть для этого мотив. В основе коммуникативной мотивации лежит потребность

двух видов:

- потребность в общении как таковая, свойственная человеку как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать