Новации в процессе обучения иностранным языкам

компьютерной техникой и развитие сообщества сетей Интернет.

Лекционно-семинарная форма обучения давно потеряла свою эффективность

- практика доказала, что почти 50% учебного времени тратится впустую.

Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный аспект:

преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это

традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги

обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно

участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать

свои точки зрения, моделировать реальные ситуации.

Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную

возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения.

Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для

обучения, во вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным

получить традиционное образование в силу тех или иных причин, в третьих,

использовать в обучении новые информационные технологии, в четвертых, в

определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны,

дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения.

Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные

учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых,

их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных

сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний.

С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению

и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В

них также может содержаться большое количество упражнений и примеров,

подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того,

при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний -

компьютерное тестирование.

На современном этапе дистанционное обучение является очень популярной

формой образования в мире. Сегодня сетью университетов и колледжей,

обучающих дистанционным методом, покрыты пять континентов. Создана

Международная Академия Информатизации, а при ней в 1998 г. Всемирный

Распределенный Университет, который сегодня зарегистрирован в трех странах

- в России, в Казахстане и Бельгии.

Практика использования электронных учебников показала, что студенты

качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты

тестирования. Таким образом, развитие информационных технологий дает

широкую возможность для изобретения новых методов методик в образовании и

тем самым повысить его качество.

ВЫБОР СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ

2.1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКАХ

А теперь настало самое время попытаться ответить на вопрос "Что

следует понимать под термином «Дистанционное обучение»?".

Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг,

предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью

специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на

средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое

телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-

образовательная система ДО представляет собой системно-организованную

совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов

взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического

обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей

пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое

призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

То есть под дистанционным обучением будем понимать любой вид передачи

знаний, где обучающий и обучаемый разобщены во времени и/или пространстве.

Если согласиться с этим определением, то "старое доброе" заочное обучение и

есть прообраз современного ДО, в котором, однако, отсутствует элемент

индивидуализации. Каким же образом можно привнести элементы

индивидуализации в компоненты дистанционного обучения?

Поскольку современные компьютеры позволяют с большой эффективностью

воспроизводить практически все известные до настоящего времени виды

передачи информации, и, что нам представляется наиболее важным, только они

могут реализовать адаптивные алгоритмы в обучении и обеспечить

преподавателя объективной и оперативной обратной связью о процессе усвоения

учебного материала, то становится совершенно очевидным, что принципиальное

отличие ДО в сегодняшнем его понимании от традиционного заочного

заключается не только в том, что «перо и бумагу» заменяет компьютер , а

«голубиную почту» - Интернет. Мультимедийный компьютер - это не только

новый интегрированный носитель информации, это - устройство наиболее полно

и адекватно отображающее модель "face to face". Кроме этого, только в

компьютерах могут быть реализованы информационно-справочные системы на

основе гипермедийных ссылок, что также является одной из важнейших

составляющих индивидуализации обучения.

Что же такое «Электронный учебник» и в чем его отличия от обычного

учебника? Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих,

контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных

носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное

научное содержание учебной дисциплины. ЭУ часто дополняет обычный, а

особенно эффективен в тех случаях, когда он:

• обеспечивает практически мгновенную обратную связь;

• помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе

контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен;

• существенно экономит время при многократных обращениях к

гипертекстовым объяснениям;

• наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и

т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-

технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для

конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.

К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность

дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой

информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более

высокую стоимость по сравнению с книгой.

2.1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы,

например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как

назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению,

особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна

следующая классификация:

• традиционные алгоритмические языки;

• инструментальные средства общего назначения;

• средства мультимедиа;

• гипертекстовые и гипермедиа средства;

Ниже приводятся особенности и краткий обзор каждой из выделенных

групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеется в виду IBM

совместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране и

имеющиеся в распоряжении университета.

ТРАДИЦИОННЫЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ

Характерные черты электронных учебников, созданных средствами прямого

программирования:

• разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс,

структура ЭУ, способ подачи материала и т.д.);

• сложность модификации и сопровождения;

• большие затраты времени и трудоемкость;

• отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания

ЭУ, ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены для

создания ЭУ пользователями, не являющимися квалифицированными

программистами. ИСОН, применяемые при проектировании ЭУ, как правило,

обеспечивают следующие возможности:

• формирование структуры ЭУ;

• ввод, редактирование и форматирования текста (текстовый

редактор);

• подготовка статической иллюстративной части (графический

редактор);

• подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и

анимационных фрагментов);

• подключение исполняемых модулей, реализованных с применением

других средств разработки и др. К достоинствам инструментальных средств

общего назначения следует отнести:

• возможность создания ЭУ лицами, которые не являются

квалифицированными программистами;

• существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ;

• невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.

Вместе с тем ИСОН имеют ряд недостатков, таких как:

• далеко не дружественный интерфейс;

• меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами,

возможности;

• отсутствие возможности создания программ дистанционного

обучения.

В нашей стране существует множество отечественных ИСОН: Адонис,

АосМикро, Сценарий, ТесСис, Интегратор и др.

СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА

Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя

множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения

материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время

спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его

объема. Если информация была представлена визуально - около 1\3. При

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать