Новации в процессе обучения иностранным языкам

комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось

до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе

изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.

Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи

информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии),

движущиеся изображения.

Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты.

Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя.

По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим

количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы

статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика

(рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные

рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй -

фотографии и сканированные изображения.

Динамический видеоряд практически всегда состоит из

последовательностей статических элементов (кадров). Здесь выделяются три

типовых элемента: обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6-12

фото в секунду), анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды

предполагает решение значительно большего числа проблем, чем использование

аудио. Среди них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана

и количество цветов, а также объем информации.

Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов

информационных ресурсов является заметно больший информационный объем,

поэтому в настоящее время основным носителем этих продуктов является

оптический диск CD-ROM стандартной емкостью 640 Мбайт. Для профессиональных

применений существует ряд других устройств (CD-Worm, CD-Rewriteable, DVD и

др.), однако они имеют очень высокую стоимость.

ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ И ГИПЕРМЕДИА СРЕДСТВА

Гипертекст - это способ нелинейной подачи текстового материала, при

котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие

привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь

не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от

линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом

выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут

использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику,

видеофрагменты, звук.

Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким

предъявляемым к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в

обращении. При необходимости такой учебник можно "выложить" на любом

сервере и его можно легко корректировать. Но, как правило, им свойственны

неудачный дизайн, компоновка, структура и т.д.

В настоящее время существует множество различных гипертекстовых

форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).

2.1.3. КРИТЕРИИ ВЫБОРА СРЕДСТВ

При выборе средств необходима оценка наличия:

• аппаратных средств определенной конфигурации;

• сертифицированных программных систем;

• специалистов требуемого уровня.

Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ,

необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем

памяти и др.

Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и

гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на

большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие

аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.

2.1.4.СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО

УЧЕБНИКА

На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число

обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают

споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции

"вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭУ: предъявление

учебного материала, практика, тестирование.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована

и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом

новых понятий.

2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию

в аудио- или видео ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для

живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого

места.

3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых

лекций.

4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства,

должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с

движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы,

чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными

перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой

информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может

быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной

области.

6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые

трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для

пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным

учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их

не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб

времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной

съемке.

7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является

основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.

2.1.5.РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:

1. обучение без проверки;

2. обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы

(параграфа) обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов,

позволяющих определить степень усвоения материала;

3. тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний

с выставлением оценки.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного

материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно

использование гипертекстовой технологии.

Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так

как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое

время в отечественной системе образования контроль знаний, как правило,

проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные

методы тестирования. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая,

что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование,

сопоставление и т.д. В системах дистанционного обучения применение новых

технологии дает возможность качественно по-новому решить проблему. Мы

заложили в электронный вариант учебника Таким образом, можно надеяться, что

применение новых информационных технологий способствуют повышению

эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при

самостоятельной подготовке обучающегося.

Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью

необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки

в решении задач. Для этого нужно научиться строить математические модели

изучаемых процессов и явлений, проектировать алгоритмы решения и

реализовывать их в виде программ. Для достижения этой цели в состав ЭУ

включена серия модельных программ, обеспечивающих графическую иллюстрацию

структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их

понимания, но и способствует развитию у студента интуиции и образного

мышления.

. В последние годы все мы стали свидетелями появления сначала

англоязычных, а затем и отечественных электронных энциклопедий,

предоставляющих пользователям принципиально новые "степени свободы" нежели

их традиционные, "бумажные" аналоги. Отсюда уже один шаг оставался до

попыток создать принципиально новые учебные пособия - электронные учебники.

В настоящее время, когда процесс создания таких учебников уже вышел за

рамки отдельных частных экспериментов, когда предпринимаются активные

попытки внедрить их в учебный процесс, и на этом пути уже накоплен

некоторый опыт, можно, наконец, говорить о том, что определение самого

термина "электронный учебник" и его концепция, которую первопроходцы-

энтузиасты нащупывали практически вслепую, начинает, наконец, проясняться.

Результат проделанной работы - электронный учебник, выполненный в

двух вариантах: для открытого доступа через глобальную компьютерную сеть

Internet и использования в процессе аудиторного обучения (для локальной

сети). Он обладает современным дизайном и соответствует эргономическим и

кинесиологическим требованиям к компьютерным средствам обучения.. Первое,

это возможность включать в них современные (в том числе мультимедийные)

способы представления информации, в виде обучающих программ, использующих,

в том числе средства анимации. Второе, возможность включать интерактивные

средства контроля знаний для проверки, в том числе и самопроверки, и

третье, при сегодняшнем сложном состоянии с учебниками, электронную версию

легко "сбросить" на дискету и пользоваться им на домашнем компьютере. Если

при этом учебник положить на сервер, то к нему может быть обеспечен

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать