опыта. Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной
коммуникации вне занятий, например, во время посещений страны изучаемого
языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке, при обмене
аудио- и видеокассетами, результатами заданий и т.п. со школами или
друзьями в стране изучаемого языка. При этом термин коммуникативность не
должен пониматься узко, чисто прагматически. Нельзя не согласиться с И. Л.
Бим, что коммуникативность "не сводима только к установлению с помощью речи
социальных контактов, к овладению туристским языком. Это приобщение
личности к духовным ценностям других культур - через личное общение и через
чтение". Этот подход, реализуемый в Интернете, привлекает обучаемых путем
сосредоточения на интересующих их темах и предоставления им возможности
выбора текстов и задач для достижения целей программы. Коммуникативная
способность обучаемых развивается через Интернет путем вовлечения их в
решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых
задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их
уверенность в себе.
Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает
важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту
использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения.
Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и
выражению смысла, а изучение структуры и словаря иностранного языка служат
этой цели. В дополнение к коммуникативным потребностям, обучаемым
необходимо освоить методику работы в Интернете, чтобы быть более
ответственными за свое собственное обучение. Им нужно выработать
способность справляться с ситуацией, когда их языковые ресурсы недостаточно
адекватны; иметь хорошие учебные навыки; способность оценивать свою
собственную речь и успехи, а также способность определять и разрешать
учебные проблемы. Развитие самостоятельности обучаемого с помощью
глобальной сети представляет собой постепенный процесс, который следует
постоянно поощрять. Возможно, наиболее важной задачей, стоящей перед
преподавателем языка, является нахождение оптимальных способов вести
обучаемых к постепенно возрастающей самостоятельности.
Создание коммуникативности в Интернете требует времени. Необходима
поддерживающая социально-психологическая атмосфера, в которую вовлекается
учащийся; уверенность, что его уважают как личность со своими собственными
взглядами, интересами, сильными и слабыми сторонами и предпочтительным для
пего стилем обучения. Атмосфера эта характеризуется духом взаимопомощи, при
котором изучение иностранного языка с помощью Интернета является социально-
обусловленным опытом.
Одним из новых требований, предъявляемых к обучению иностранным
языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия
на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Данный принцип
не является новым, однако до сих пор не существует единого определения
данного подхода. Согласно определению отечественного исследователя Р. II.
Мильруда интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение
усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Согласно
этому определению можно сделать вывод, что интерактивный подход в
виртуальном пространстве служит одним из средств достижения коммуникативной
цели на уроке. От принципа коммуникативности он отличается наличием
истинного сотрудничества, незаданности, где основной упор делается на
развитие умений общения и групповой работы, в то время как для
коммуникативного задания это не является обязательной целью (ведь одним из
самых распространенных видов коммуникативного задания является монолог).
Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и
навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике,
обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность.
Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного
языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализа,
синтеза, абстрагирования, идентификации, сравнения, сопоставления,
вербального и смыслового прогнозирования и упреждения и т.д. Таким образом,
навыки и умения, формируемые с помощью Интернет-технологий, выходят за
пределы иноязычной компетенции даже в рамках "языкового" аспекта. Интернет
развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность
в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для
обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода.
Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и
заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного
языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о языковой
компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение спонтанно,
гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои чувства и
эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу т.е. мы можем рассматривать
интерактивность как способ саморазвития через Интернет: возможность
наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы поведения
партнеров; извлекать новые значения проблем во время их совместного
обсуждения.
2.4. Сайты, развивающие знание английского языка
Несомненно, Интернет может использоваться в качестве эффективного
приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений,
проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические,
грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-
тесты и т.д. Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на
WWW.
Большим плюсом использования ресурсов Интернета является развитие
межкультурной компетенции, т.е., знакомству с различными культурами,
определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга,
формированию культурных универсалий, необходимых для достижения
взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном
общении.
World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек,
предоставляющих информацию на все вкусы - является бескрайним полем
деятельности в плане использования на уроке иностранного языка для развития
межкультурной компетенции.
Сайт «Виртуальная реальность» () - это собрание лингвистических и нелингвистических
подлинных материалов, собранных на web-сервере. Его значимость и мотивация
заключается в том, что он непосредственно приносит кусочки истинной
культуры страны изучаемого языка в класс. Кроме этого уроки не привязаны к
определенному городу или месту, которое учитель имел счастье когда-то
посетить, а базируются на материалах из разных мест, полученных от разных
людей с разными интересами. Учащимся предоставляется возможность общения
непосредственно с этими материалами, а не с чьей-то их интерпретацией и
анализом.
И использование Интернет, и адаптация оригинальных материалов в
классе сейчас набирают ход. Т.о., путешествуя по сети, учащийся непременно
встретится с таким количеством печатной информации, которую он никогда бы
не собрал во время посещения страны. На самом деле, она стирает
географические границы, когда-то служившие препятствием приобретения
информации. В "Виртуальной реальности" возможно остановиться у небольшого
кафе на проторенной дорожке, оказаться на вокзале и выяснить расписание
поездов на выходные, зайти в супермаркет как коренной житель этого города,
а затем принести собранную коллекцию в класс и использовать на уроке,
никогда при этом не покидав дом или школу.
Сайт City Net () делает возможным путешествие
по разным странам, посещая парки, памятники и любые другие
достопримечательности. Здесь можно найти все о выбранной стране - от
фотографий памятников до полного отчета о природных ресурсах и искусстве,
на изучаемом языке. City Net - превосходный навигатор. Попав в желаемую
страну при помощи гипертекста или линков (ссылок), учащиеся ознакомятся с
ее особенностями.
Можно предложить ученикам путешествовать в качестве туристов или
гидов. Они смогут сами упаковать багаж и порекомендовать необходимые вещи
своим клиентам, позвонить по контактному телефону авиакомпаний и гостиниц
для получения информации о наличии билетов и свободных мест, заполнить
бланки на получение визы и загранпаспорта... В качестве отчета о
проделанной работе можно предложить ученикам создать фотоальбом или дневник
своих путешествий,
Сайт Metro Link (Метро http://www.subwavnavigator.com) - сайт
позволит совершить путешествие по крупнейшим городам мира на метро, изучить
их маршруты и узнать, как попасть туда из определенных частей города.
Необходимые инструкции предлагаются на английском языке.
Можно составить маршрут или путешествовать наугад. Названия
остановок предоставлены в маршрутной карте, а программа сама высчитывает
приблизительное время движения, запоминает все использованные маршруты и
станции. Ученикам можно предложить создать отчет, включающий в себя маршрут
путешествия, описание достопримечательностей, встретившихся в городе на той
или иной станции, затраченное время. Например, если вы путешествуете по
Берлину, можно отправиться со станции метро Шарлоттенхоф и ехать до
остановки Площадь Розентхальтер. Программа определяет, что на это
потребуется примерно 50 минут, показывает, какие станции будут на пути и к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13