обучения иностранным языкам, Марк Варшауэр и другие преподаватели пришли к
следующим выводам:
1. Предпочтение отдается работе в небольших группах, без
жесткого контроля со стороны преподавателя. Наилучшие результаты
достигаются за счет возможности обучающихся самим выбрать тему для
обсуждения, а не беспрекословно следовать указаниям учителя и большинсгву
группы (в таком случае просто образуется новая группа).
2. Электронная коммуникация - прекрасная практика языка, где
осуществляется переход от формы к содержанию - в сторону истинного общения
и свободною полета мыслей. Присутствие реальной публики обеспечивает
повышение качества письма - речь школьников становится более выразительной,
к обычным повествовательному и описательному жанрам прибавилась
аргументация.
3. Изменяется процесс письма - больше внимания уделяться
редактированию работ и исправлению ошибок, причем даже для составления
монологов учащиеся нередко обращаются за мнением или советом к своим
партнерам - такая работа представляет собой воплощение принципа
интерактивности.
4. Использование e-mail повышает интерес к самому процессу
изучения языка.
Помимо формального языкового опыта, приобретенного при помощи
телекоммуникаций, нельзя отрицать и развитие межкультурной компетенции.
Более того, можно смело утверждать, что на сегодняшний день использование
ресурсов Интернет, в т.ч. e-mail - наиболее эффективный и доступный способ
овладения кросс-культурной грамотностью в условиях реального общения.
Как уже отмечалось выше, для повышения эффективности использование e-
mail должно быть целенаправленным. Набор заданий может быть следующим:
• поместите объявление о поиске друзей на разных сайтах по
переписке;
• напишите информацию о себе;
• вышлите несколько сообщений, например, 2-3 в неделю;
• для того чтобы получить ответ, задайте в конце сообщения,
интересующие вас вопросы;
• примите не меньше трех ответов на свои сообщения;
• предоставьте полный отчет о проделанной работе: что вы
сделали, что из этого получилось, что нового вы узнали, как вы оцениваете
задание. Включите в отчет свои письма и ответы на них.
Создание совместных учебных проектов*
Учащиеся не просто делятся информацией с партнерами с разных концов
земного шара, а совместно работают над каким-либо проектом: выбирается
тема, разрабатываются методы исследования, создается свой стенд, куда и
помещаются полученные результаты. Тему проекта можно выбрать из уже
предложенных кем-то на лист-сервере или поместить туда свою и ждать
ответных контактов. Страничка Email Project Home Page
() предлагает к
исследованию следующие проблемы: наркотики, стресс, питание, власть,
влияние рекламных объявлений на человека, здоровье, сравнение цен на товары
в разных регионах, народная медицина и многие другие.
Сейчас разрабатываются следующие проекты:
Email Project (project@hila.hut.fi ') -
учащиеся из разных стран сформировали многонациональные команды, которым
было предложено принять участие в одном из трех проектов: соревнование по
решению проблем окружающей среды, городской проект и соревнование по
созданию интернационального робота. В ходе исследования команды составляли
многочисленные документы: вводные статьи, технические отчеты, сочинения.
Одним из результатов данного проекта стало создание домашней странички
International Writing Exchange (http://www.hut.fi/-rviimi/Projcct/IW/'). К-
12 Projects fiearnfg.iec.apc.org ). Global
School Net Foundation (fred@acme.fred.org)
-проекты для младших школьников, включающие в себя публикацию работ
учащихся, обмен - от открыток до мнений, сравнительные исследования.
Project Icons (jwS3fjjiumail.umd.edu ) -
по своей структуре проект напоминает ООН. Учащиеся из разных стран образуют
переговорные группы, представляющие отдельную страну по заданной теме
(демографический контроль или глобальное потепление). Группы обмениваются
информацией и с помощью электронной почты ведут межнациональные переговоры,
которые заканчиваются дебатами в системе реального времени.
Международные разговоры в системе реального времени - возможны через
IRC (Internet Relay Chat) и schMOOze University
(). Печатаемая информация сразу же
появляется на экранах всех участников, имитируя живое интернациональное
общение. При этом можно переходить из комнаты в комнату (по интересам),
придумать себе образ, играть в игры. Необходимо, однако, выучить ряд команд
для того, чтобы обеспечить успешное общение:
• telnet - для подсоединения к МОО;
• connect guest - для входа в диалоговую квартиру;
• @who - предлагает список присутствующих в ней;
• @join xxx - для входа в комнату ххх;
• @go xxx - для передвижения по комнатам;
• look - вид комнаты;
• say xxx - для передачи сообщения;
• :ххх - для передачи действий и эмоций;
• @quit - для выхода из МОО;
• help - помощь по МОО.
Сайт SchMOOze University ставит свей целью изучение языка
непосредственно в общении, с обменом опытом и идеями между учащимися. В
Интернет он предоставляет доступ к всевозможным лингвистическим играм,
онлайновым словарям, выход на различные поисковые системы и глобальные
каталоги. Большое внимание уделяется межкультурному обмену. Для более
подробного ознакомления с возможностями, предлагаемыми schMOOze University,
можно посетить их домашнюю страничку по адресу:
2.2.3. Интернет, как средство коммуникативности
В настоящее время приоритет отдается коммуникативности,
интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном
контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают
возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной
способности. В данной работе предпринята попытка выявить пути и способы
оптимизации учебного процесса с помощью технологий Интернет.
Конечной целью обучения иностранным языкам является научение
свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать
в различных ситуациях, то есть общению. Новые взгляды на результат обучения
способствовали появлению новых технологий и отказу от устаревших. Сегодня
новые методики с использованием Интернет-ресурсов противопоставляются
традиционному обучению иностранным языкам. Понятие традиционный
ассоциируется в первую очередь с заучиванием правил и выполнением языковых
упражнений, то есть "с разговорами о языке вместо общения НА языке". Многие
учителя до сих пор убеждены, что «словарный запас + необходимые структуры =
язык», и это лежит в основе процесса обучения. Но ведь язык - это не
математика (хоть и языковые структуры есть не что иное, как формулы,
необходимые для запоминания) и не просто интеллектуальная субстанция.
Интеллект не вступит в действие без определенной мотивации и редко
функционирует без элемента эмоций, а именно этих составляющих часто не
хватает в методическом материале. Чтобы научить общению на иностранном
языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что
называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать
изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются
исправить новые технологии, в частности Интернет.
Как известно, нее, чему обучается человек, он стремится использовать
в предстоящей деятельности. Известно также, что использование знаний,
навыков, умений основано на переносе, а перенос зависит, прежде всего, от
того, насколько адекватны условия обучения тем условиям, в которых эти
знания, навыки, умения предполагается использовать. Следовательно, готовить
учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях
иноязычного общения, созданных в классе. Это и определяет сущность
коммуникативного обучения, которая заключается в том, что процесс обучения
является моделью процесса общения.
Коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение,
направленная на создание психологической и языковой готовности к общению,
на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а так же на
осознание требований к эффективности высказывания. Для пользователя
реализация коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой
сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или
вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и
оценивают ее. Важно, чтобы такое задание делало возможным гибкое
использование всех знаний и умений учащихся. Основным же критерием,
позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности
является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для
оформления своих мыслей. У них есть возможность выразить себя и свой опыт
посредством иностранного языка как Личность, а именно личность поставлена в
центр теорий образования для будущего. Коммуникативный подход в
значительной степени направлен на обучаемого, отвечая основному критерию
современной дидактики.
Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше
мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в
изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13