стилистического маркера одной и той же лексической единицы в словарях,
выпущенных примерно в один временной промежуток. Однако при наличии хотя бы
в одном случае контекста становится ясно, что в первой и во второй статье
мы наблюдаем примеры, приведенные различными (социальными, возрастными)
группами информантов, или же (чаще всего) мы наблюдаем сужение
функциональных возможностей лексемы до одного контекста. Так:
Mistwetter n-s груб. чертовски скверная (мерзопакостная) погода [
Лейн, Мальцева и др. 1999: 600]; без контекста.
Mistwetter n-s, o. Pl. фам. мерзопакостная погода. So ein Mistwetter,
es nieselt und regnet in einem fort [Девкин 1994: 500].
В первом случае авторы не дают возможного контекста, как бы выводя
стилистический маркер из самой семантики лексической единицы, то есть
наличие компонента Mist ‘дерьмо’ уже должно указывать на грубость всего
слова. Однако интересно то, что сама лексема Mist в словаре К. Лейн и Д.Г.
Мальцевой маркируется как фам.
В.Д. Девкин, в свою очередь, приводит контекст. Здесь нет всей
ситуации, однако уже по одному представленному предложению мы можем судить
о том, что здесь наличествует неформальный, несалонный разговор близких
(хорошо знакомых) людей. Фамильярность подобного высказывания не вызывает
сомнения. Но возникает вопрос: не будет ли данное высказывание грубым, если
предположить, что оно принадлежит учителю и произнесено в классе в
присутствии учеников?
Условность приведенных в словарях стилистических помет доказывает
следующий пример. Нами были проанализированы контексты, в которых
употребляется лексема Scheisse/Scheiss ‘дерьмо’ в романе Юли Цэ «Орел и
ангел». Основываясь на дифениции стилистических помет В.Д. Девкина, мы
выяснили, что данная лексическая единица может быть маркирована по-разному.
В приведенном ниже примере она имеет фамильярную окраску:
Ohne Eile richtet sie sich auf.
Oh, Scheisse, sage ich. Komm rein. Wie geht’s.
Gut, sagt sie, hast du vielleicht Orangensanft da? [Zeh 2003: 9]
Не спеша, она выпрямилась.
«Вот черт, - сказал я, - Проходи. Как дела?»
«Нормально, - ответила она, - У тебя здесь найдется, пожалуй,
апельсиновый сок?»
Здесь налицо фривольность, выражение, с помощью которого главный
герой, познакомившийся с героиней по телефону и до этого еще не
встречавшийся с ней вживую, пытается избавиться от неловкости ситуации (он
заставил девушку ждать в двери), тем самым уже показав желательность
неформальности предстоящей беседы, как бы сразу причислив ее к кругу своих.
Наиболее подходящими для перевода русскими идиомами здесь будут ‘блин’ или
‘черт’. Ответная реакция героини, которая тут же переходит к делу, как
давняя знакомая, ничуть не обидевшись на «невежливость» героя, подтверждает
эту мысль и дает нам право утверждать, что здесь лексема Scheisse может
быть маркирована только как фамильярная.
Под влиянием контекста лексема Scheisse может приобретать грубую
окраску:
Manchmal, wenn ich in die Luft starrte, anstatt zu arbeiten, stellte
ich mir zum Spass vor, ihr perfeckt rosafarbener Mund wьrde sich
plцtzlich verspannen und durch die aufeinandergepressten Lippen
wьrde sich aus ihren Gesicht heraus eine dicke braune Wurst Scheisse
schieben [Zeh 2003: 36].
Иногда, когда вместо того, чтобы работать, я таращился в воздух,
ради забавы я представлял себе, как ее идеальный розовый ротик вдруг
расчалиться и прямо из ее лица, разжимая сжатые губы, полезет
толстая коричневая колбаска дерьма.
«Без прикрас в лоб» здесь назван продукт отправления естественных
человеческих потребностей, то, что почти во всех европейских культурах
считается неприличным и заменяется эвфемизмами. Налицо грубость выражения,
характеризующая скрытое негативное отношение главного героя к своей
коллеге.
Вульгарную окраску лексема Scheisse имеет в следующем примере:
Mit einem lauten Knacken hielt sie das Gerдt an und stand auf.
Maaaann, nцrgelte eine Stimme im Nebenzimmer. Funkzioniert der
Scheiss auch mal oder was.
Max, sagte sie, ich freue mich [Zeh 2003: 114].
C громким щелчком она выключила аппарат и встала.
«Эээээй, - раздался недовольный голос из соседнего кабинета, -
Хрень работает или как?»
«Макс, - сказала она, - рада видеть».
Здесь лексема der Scheiss используется для обозначения вполне
нейтрального понятия – das Gerдt ‘аппарат/устройство’, тем самым, с одной
стороны, передается раздражение говорящего, с другой стороны, возможно
использование данной лексемы из прагматического аспекта: говорящий экономит
время, не стремясь вспомнить название аппарата, так как он уверен, что его
поймут. Соответствующей русской идиомой будет ‘хрень/ херня’. Учитывая
формализованную обстановку (рабочее место, офис) и обращение к коллеге
женского пола, мы можем говорить в данном случае о вульгарности выражения.
Средством выражения иронии лексема Scheisse является в следующем
примере:
Er zog einen Frischhaltebeutel aus der Schublade, oben mit einem
roten Haushaltsgummi verschlossen.
Ach Quatsch, sagte Shershah.
Heilige Scheisse, sagte ich.
C17H21NO4, sagte Herbert [Zeh 2003: 126].
Он вынул из ящика стола сверток, перетянутый красной хозяйственной
резинкой.
«Не может быть», - сказал Шерша.
«Срань Господня», - сказал я.
«C17H21NO4», - сказал Герберт.
Здесь явно прослеживается противоположенность оценки, так как герой
восхищен, он никогда до этого не видел такого количества кокаина, однако
первое, что приходит ему в голову, – ругательство, которое по самой своей
структуре носит еще и шутливый оттенок: Heilige Scheisse – ‘святое дерьмо’,
совмещение несовместимого; наиболее близкая русская идиома – ‘срань
Господня’.
Как бранное слово лексема Scheisse употребляется в следующем примере:
Du willst, dass ich irgendeinen Scheiss auf deine Bдnder qwuatsche,
sage ich, und das mach ich. Damit gut.
Aber wenn der Prof es nicht akzeptiert, sagt sie, brauche ich auch
nicht
weiterzumachen [Zeh 2003: 107].
«Ты хотела, чтобы я натрепал какое-нибудь дерьмо на твои кассеты, -
сказал я, - и я это делаю. С этим нет проблем».
«Но если моему профу не понравиться, - сказала она, - то и мне тоже
не нужно будет продолжать эту работу».
Здесь лексема Scheiss выражает отрицательное отношение главного героя
к тому, что он делает. Общий тон диалога (героиня в депрессии, она
отказывается от работы над историей Макса, наличествует напряжение и
одновременно отчуждение между героями) позволяет нам перевести данное
выражение как ‘какое-то дерьмо’, так как общий негативизм ситуации
указывает на бранный характер выражения.
(Стоит заметить, что при переводе мы исходили из утверждения
известного переводчика западной кинопродукции В. Горчакова относительно
дословного перевода сниженной лексики. По его мнению, степень экспрессии
иноязычной идиоматики не всегда совпадает со степенью экспрессии русской.
Поэтому при переводе мы выбирали те выражения, которые были бы характерны в
подобных ситуациях для носителя русского языка, стараясь максимально близко
передать эмоциональный фон оригинала.)
В полной мере лексема Scheisse, в самой семантике которой заложена
негативная коннотация, передаёт оттенки пренебрежения, презрения,
неодобрения:
Ich bin einfach nur ein willenloses Stьck Scheisse, das sich in die
eine oder andere Ecke schaufeln lдsst, ganz egal.
Das mit der Scheisse stimmt schon mal, sagt er, aber…[Zeh 2003: 107]
«Я просто безвольный кусок дерьма, что позволяет швырять себя
лопатой из угла в угол, мне на все плевать».
«Насчет дерьма, - сказал он, - это верно, но…»
Несмотря на то, что семантикой слова и обусловливается отнесенность
данной лексической единицы к регистру сниженной лексики, однако, как видно
из приведенных выше примеров, мы не можем говорить о каком-либо конкретном
маркере лексемы, так как в конкретной речевой ситуации ее функциональная
нагрузка может быть различной. Таким образом, стилистическим кластером
лексемы Scheisse будет совокупность стилистических маркеров, отражающих
функциональные возможности данной лексемы в контексте. Большая часть
сниженных лексических единиц, по нашему мнению, будет иметь, по меньшей
мере, 2-3 стилистические пометы.
Вероятно, именно невозможность определенить единственно возможную
стилистическую помету заставляет авторов современных словарей разговорной
лексики (при их желании быть максимально объективными) избегать
использования стилистических помет как таковых. Так, Германн Эманн, автор
“Voll konkret. Das neueste Lexikon der Jugendsprache” (2000г.),
предпочитает в словарных статьях вместо стилистических помет давать
возможный контекст, одновременно уделяя значительное внимание семантике
рассматриваемой лексической единицы:
lullig/ Lulle
langweilig; von “einlullen” abgeleitete jugendsprachliche
Adjektivierung; hдufig auch als Nomen (“Lulle”); Bsp.: Mann, bist du
lullig. Spiel hier bloB nicht die abgehippte Lulle! [Ehmann 2001: 89]
По нашему мнению, такой подход к составлению словарных статей более
всего приемлим при работе с регистром сниженной лексики, так как решает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10