значению относят значение реальности (нереальности /
ирреальности)[18,с.164]. Главным средством оформления модальности в
этой функции является категория глагольного наклонения. На
синтаксическом уровне объективная модальность представлена
противопоставлением форм изъявительного наклонения формам ирреальных
наклонений (побудительного и сослагательного). Категория
изъявительного наклонения (индикатива) заключает в себе объективно-
модальные значения реальности, то есть временной определенности:
соотношение форм индикатива («Das Wetter ist schцn“-«Das Wetter war
schцn“ –„Das Wetter wird schцn sein.“) содержание сообщения отнесено к
одному из трех временных пластов - настоящему, прошедшему или
будущему. Ирреальные наклонения (побудительное и сослагательное)
характеризуются недостаточной временной определенностью и относят
сообщение в план желаемого или необходимого, возможного или
неосуществимого и т.п. («Wдre er Lehrer!» - «Gib mir dein Buch!»
- «Wдre das Wetter schцn!» - „Wдre das Wetter damals schцn
gewesen!“). Объективная модальность органически связана с
категорией времени и дифференцирована по признаку временной
определенности / неопределенности[18,с.151].
Вторая же подкатегория - субъективной модальности (внутренней)
- выражает «отношение говорящего к тому, о чем говориться, то
есть к содержанию высказывания (Чаще всего эта подкатегория
рассматривается как необязательный, факультативный признак
предложения)»[18,с.154]. «Семантический объем субъективной модальности
шире семантического объема объективной модальности; значения,
составляющие содержание категории субъективной модальности,
неоднородны, требуют упорядочения; многие из них не имеют прямого
отношения к грамматике. Смысловую основу субъективной модальности
образуют понятия оценки в широком смысле слова, включая не только
логическую (интеллектуальную, рациональную) квалификацию сообщаемого,
но и разные виды эмоциональной (иррациональной) реакции»[18,с.157].
Как объясняет Лингвистический энциклопедический словарь, данная
модальная подкатегория реализуется в предложении с помощью: 1 -
специального лексико-грамматического класса слов, а также
функционально близких к ним словосочетаний и предложений,
функционирующих в составе высказывания в качестве вводных единиц; 2
- модальных частиц, например, для выражения неуверенности
(«вроде»), предположения («разве что»), недостоверности («якобы»),
удивления («ну и») и др.; 3 - междометий («ах!», «ой-ой-ой!»,
«увы» и др.; 4 - специальных интонационных средств для
акцентирования удивления, сомнения, уверенности, недоверия, протеста,
иронии и других эмоционально-экспрессивных оттенков субъективного
отношения к сообщаемому; 5 - порядка слов, например, вынесением
главного члена предложения в начало для выражения отрицательного
отношения, иронического отрицания («Станет он тебя слушать!», «Хорош
друг!»); 6 - специальных конструкций - специализированной
структурной схемой предложения или схемой построения его
компонентов, например построениями типа: «Нет чтобы подождать!» (для
выражения сожаления по поводу чего-либо неосуществившегося), «Она
возьми и скажи» (для выражения неподготовленности, внезапности
действия) и др. При этом средства субъективной модальности
способны перекрывать объективно-модальные характеристики[5,с.181].
В Грамматике современного русского литературного языка
категория модальности представлена также в двух видах -
объективно-модальное значение и субъективно-модальное значение.
Н.Ю.Шведова, автор этого раздела, также считает, что модальность не
может ограничиваться лишь указанием на отношение говорящего к
предмету высказывания с точки зрения реальности / ирреальности. В
значительной мере в этой категории проявляется субъективно-оценочное
отношение. „Кроме заложенного в системе форм предложения объективно-
модального значения, относящего сообщения в план реальности /
ирреальности, - пишет Н.Ю.Шведова, - каждое высказывание,
построенное на основе той или иной отвлеченной схемы предложения,
обладает субъективно-модальным значением. Если объективно-модальное
значение выражает характер отношения сообщаемого к действительности,
то субъективно-модальное значение выражает отношение говорящего к
сообщаемому. Это значение выражается не средствами собственно
структурной схемы и ее форм (хотя в некоторых случаях имеет место
объективизация субъективно-модального значения в самой структурной
схеме предложения), а дополнительными грамматическими, лексико-
грамматическими и интонационными средствами, накладываемыми на ту или
иную форму предложения“[10,с.545].
И.Р.Гальперин же не согласен с мнением Н.Ю.Шведовой о том,
что каждое высказывание обладает субъективно-модальным значением. В
качестве примера исследователь приводит следующее предложение: «Все
повествовательные предложения имеют свои структурные схемы», которое,
по его мнению, не обладает субъективно-модальным значением[9,с.46].
Как мы видим, в данном вопросе (вопросе о разделении
категории модальности на отдельные подкатегории) у ученых нет
единого мнения. Так, например, В.З.Панфилов относит к объективной
модальности значение возможности, действительности, достоверности, так
как эти значения являются отражением в содержании высказывания
объективных связей в мире. Отношение же высказывания к
действительности исследователь трактует как субъективную модальность
на основании того, что значение реальности / ирреальности
устанавливается самим говорящим. К субъективным модальным значениям
относятся также значения достоверности / вероятности,
неуверенности[26,с.68].
Л.С.Ермолаева разграничивает три различных типа модальных
отношений: внутреннюю, объективную внешнюю и субъективную внешнюю
модальности. Под внутренней модальностью она понимает «отношение
субъекта (реже объекта) действия к совершаемому им действию (для
объекта - отношение к действию, которому он подвергается): Er will
essen. Die Krankheit will kuriert werden.“[18,с.68]. Основным
средством выражения внутренней модальности в современных германских
языках, по мнению Л.С.Ермолаевой, являются модальные глаголы. Под
внешней модальностью предложения понимается «отношение его содержания
к действительности в плане реальности / нереальности (объективная
внешняя модальность) и степень уверенности говорящего в сообщаемых
им фактах (субъективная внешняя модальность).»[18,с.73]. При этом
основными средствами выражения объективной внешней модальности в
современных германских языках исследовательница считает наклонения, а
основным средством выражения субъективной внешней модальности -
модальные слова, например, vielleicht, wahrscheinlich, gewiЯ.
Некоторые лингвисты, как, например, В.Г.Адмони, интерпретируют
модальность как субъективно-объективную категорию на том основании,
что в любом предложении, частично средствами организации всего
строя предложения, частично специальными показателями, дополнительно
дается определенная оценка самого содержания высказывания с точки
зрения его реальности, и „эта оценка всегда активна, она всегда
утверждается…“[2,с.156].
Еще одним до конца не решенным вопросом в лингвистике
является вопрос о том, рассматривать ли категорию модальности на
уровне предложения-модели или же на уровне текста. Ц.Ю.Чхаидзе в
своей статье „Соотношение субъективного и объективного в категории
модальности“ высказывается по этому поводу следующим образом:
„Отдельные предложения, взятые вне контекста, представляют собой не
модели событий, имеющих место в реальном мире, а лишь языковой
материал. Это всего лишь языковые единицы определенного уровня
языковой иерархии, которые не отражают никакой внеязыковой ситуации,
являясь лишь языковыми моделями для такого отражения.
Соответственно, эти предложения ни к чему не относятся говорящим,
ибо самого говорящего нет, и будут моделировать какое-то событие
только в том случаи, если говорящий употребит их, то есть вставит
в речевой контекст, выражая при этом свое личное отношение к
отображаемому факту. Известно, что предложение, не включенное в
контекст, обладает лишь значением, но не смыслом. Соответственно
можно говорить, что модальность в предложениях-моделях - это лишь
определенные языковые единицы, несущие определенные языковые значения
(реальность / нереальность, уверенность / неуверенность и пр.), но не
выражающие ничего от личной оценки говорящего. Модальность же в
высказываниях, то есть в предложениях, включенных в контекст - это
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8