Михаил Чехов
Введение. 2
Московский период. 2
Актерское искусство Чехова. 2
Чехов и Станиславский. 4
Чехов и Вахтангов. 7
Студийные эксперименты: от «системы» Станиславского к методу Чехова. 8
Зарубежный период. 10
Германия. 10
Франция. 12
Латвия и Литва. 12
Англия. 14
Америка и Голливуд. 16
Наследие. 19
Книги о технике актерского искусства. Наследие Чехова в Западном театре.
19
Американская книга «К актеру» (1953 г.). 20
Заключение. 21
Введение.
Михаил Александрович Чехов (Петербург, 1891 – Лос-Анджелес, 1955),
племянник Антона Чехова, ученик Константина Станиславского, играл в Первой
студии Московского Художественного театра (МХТ) с 1912 года, был ее
директором с 1922 года и директором МХАТ-2 (1924-1928 гг.). В 1928 году
Чехов эмигрировал из России, как оказалось, навсегда. Сложнейшие причины
его отъезда выясняются только теперь; связаны они с политикой “укрощения
искусства” сталинского периода, и с поисками нового театра, основанного на
антропософии. В 1928-1938 гг. Чехов работал в Европе (Германия, Франция,
Латвия, Литва, Англия), а в 1938-1955 гг. – в Соединенных Штатах.
Долгие годы имя Чехова было предано забвению, а когда о нем снова
вспомнили (начиная с конца 1950-х гг.), то его жизнь в эмиграции
изображалась в мрачных красках, как мемуаристами – партнерами и учениками
Чехова, - так и театроведами. Актриса МХАТ-2 Серафима Бирман пишет: ”Так
силен был Чехов, только пока он приникал к земле русской. Эмигрировав, он
пал как актер. Годы его заграничных скитаний печальны и бесплодны. Там был
уже не тот Чехов, которого знали мы, товарищи по Первой студии и МХТ”.
Естественно, что с началом перестройки и гласности, с возвращением
эмигрантской культуры в Россию деятельность артистов стала предметом
изучения не только западных, но и русских театроведов. Мотивы эмиграции
Чехова, которые были очевидны не только для русских современников, но и для
актеров его театра в Америке, в последние годы признаны и в России.
До сих пор творчество Чехова было представлено в виде двух отдельных
этапов – московского и зарубежного. Одной из моих задач является попытка
соединить эти периоды в единое целое и, по возможности, показать “сквозную
идею” (по словам Станиславского) творчества Чехова, логику его внутреннего
действия и Мышления, чтобы можно было лучше понять его работу в театрах и
студиях на Западе, а так же его педагогическую и литературную деятельность.
Московский период.
Актерское искусство Чехова.
Попытаюсь создать “опыт характеристики” московского периода жизни и
творчества Чехова, так как именно он определил всю дальнейшую деятельность
этого артиста. В Америке, говоря об истоках своей книги “О технике актера”
(1946), Чехов писал, что “подгляд начался в России”. Подразумевался метод
актерского искусства, а с ним были связаны все сферы деятельности Чехова –
актерское творчество, философия жизни и театра, книги и статьи, руководство
МХАТ-2.
В жизни Чехова в России можно выделить два периода. Первый период
работы в Первой студии в 1912-1917 гг., актерский успех, школа
Станиславского и занятия с Вахтанговым. Второй – после духовного кризиса –
1918-1928 гг.: студийные эксперименты с новой техникой актерского
искусства, большие роли в постановках Станиславского и Вахтангова,
руководство МХАТ-2, отъезд в 1928 г.
Личность и артистическое своеобразие Чехова невозможно свести к одной
или нескольким темам. Индивидуальность Чехова нужно искать не только в его
ролях, но в том мироощущении, которое выражается в этих ролях и режиссуре,
в педагогике и в литературном творчестве. Искусство актера зависит от
общественной атмосферы, от смены эстетических форм, в свою очередь
определяемых “климатом эпохи”. Чехов принадлежал к поколению 1890-х годов.
Время, когда он пришел в театр (1910-1920-е годы), было временем
театральных исканий учеников и оппонентов Станиславского; в литературе
появилось поколение постсимволизма и акмеизма. Тогда же по стране
прокатился целый ряд социально-политических кризисов. И Чехов, будучи
человеком эпохи символизма, остро ощущал кризис начала века.
Чехов ощущал и изображал на сцене противоречивость человека, в этом
плане близким ему писателем был Достоевский. С молодости Чехов серьезно
занимался философией; впоследствии появился интерес и к религии. В начале
1920-х годов он сдружился с одним из крупнейших символистов Андреем Белым,
и они совместно поставили роман “Петербург”. Чехова интересовали не
социальные проблемы, а “одинокий Человек, стоящий перед лицом Вечности,
Смерти, Вселенной, Бога”.
В историю русского театра Чехов вошел вместе с основанной Константином
Станиславским и Леопольдом Сулержицким Первой студией МХТ, в которую Чехов
поступил в 1912 году. (Перед этим Чехов окончил театральную школу в
Петербурге и полтора года играл в Суворинском театре). Насколько
Сулержицкий и Вахтангов являлись символом Первой студии в области
режиссуры, настолько Чехов был символом в области актерского мастерства, -
считает Марков. Все крупные роли Чехова были сыграны в Первой студии. И
только Хлестаков – вне ее стен, в самом МХАТ. Его актерский путь – путь
студий. Душевный реализм и сострадательный гуманизм Первой студии нашли в
Чехове своего талантливейшего выразителя. Опыт работы в Первой студии и ее
организация, репертуар и дух оказали определяющее влияние на всю будущую
деятельность Чехова. Именно здесь сформировался Чехов – актер и тот
“прообраз” его искусства, который предопределил не только развитие его
метода, но и цель его стремлений на Западе.
Метод Чехова основывался на его актерском опыте. Поэтому необходимо
дать краткий обзор особенностей Чехова как артиста. В Первой студии Чехов
играл своих знаменитых стариков. Его первой ролью был старик Кобус из
“Гибели «Надежды””. За ней последовала роль Фрибэ “Праздник мира”, роль
Калеба “Сверчок на печи”, роль Фрезера “Потоп” и роль Мальволио
“Двенадцатая ночь”.
Впоследствии Чехов привез спектакли “Потоп”, “Сверчок на печи” и
“Двенадцатая ночь” на Запад и показал их в своих театрах. “Михаил Чехов был
величайшим актером в образах, которые вроде и не давали такой возможности,—
писал Марков.— Мы привыкли, что к властителям дум принадлежали исполнители
Лира, Отелло, Чацкого, Незнамова. Чехов играл рольки, какие-то эпизодики. А
в “Празднике мира” даже старик Фрибэ, вечно бормочущий, преданный как
собака, стал явлением необыкновенным. Разные характеры, разные
жизненные пласты, разные мировоззрения”. Вероятно, так возникло умение
Чехова создавать из эпизодов нечто значительное, умение даже из небольшой
роли сделать “маленькое произведение искусства”, именно этому умению
пожилой Чехов впоследствии обучал своих американских студентов.
Все современники Чехова сходятся в понимании уникальности его
актерского дарования. По их мнению, Чехов был величайшим актером XX века.
Воздействие Чехова - актера на зрителя было феноменом, который до сих пор
никто не может полностью объяснить. “Это чудо, которое нельзя разгадать”, -
утверждали все актеры и режиссеры, которые видели Чехова на сцене - среди
них Сергей Эйзенштейн, Игорь Ильинский и многие другие. Об этом
рассказывают М. Кнебель и другие очевидцы. Необходимо выделить из потока
разнообразных оценок некие доминанты, чтобы показать, в чем именно состояла
особенность таланта артиста. Подводя итоги первого периода жизни и
творчества Чехова, Марков писал: “Такого актера давно ждала русская сцена.
Это о нем были пылкие мечтания и дерзкие пророчества теоретиков и философов
театра”.
Важное наблюдение о Чехове - актере высказал А. Мацкин. Для объяснения
«тайны влияния Чехова на зрителей двадцатых годов всех поколений, всех
социальных категорий» критик нашел толстовское слово - заразительность.
Чехов обладал способностью заражать своим чувством зрителей. “Его гений
актера прежде всего гений общения и единения с аудиторией; связь с ней у
него была прямая, обратная и непрерывная. Я никогда не слышал такой
настороженной тишины в театре, как на его „Гамлете"”.
Чехов и Станиславский.
Ко времени отъезда из России у Чехова сложилась довольно стройная
система “новой актерской игры”.
За границей Чехов называл своими учителями Станиславского, Сулержицкого
и Вахтангова. Тема «Чехов - ученик и оппонент Станиславского» интересовала
и современников Чехова и позднейших исследователей его творчества.
Современники называли Чехова самым блестящим из учеников Станиславского. В
1915г. Чехов говорил о молодежи Первой студии: «Мы представляем собой
собрание верующих в религию Станиславского...». Интерес к вопросам
актерской техники возник у Чехова еще со времени его знакомства с системой
Станиславского. Чехов отличался особенно увлеченным интересом к
экспериментам Первой студии, возможно, потому, что его актерская природа
была созвучна «системе». Станиславский говорил молодым актерам МХТ:
«Изучайте систему по Мише Чехову, все, чему я учу вас, заключено в его
творческой индивидуальности. Он - могучий талант, и нет такой задачи,
которую он не сумел бы на сцене выполнить».
Станиславского и Чехова объединял их актерский опыт и
неудовлетворенность актерским искусством. Эта неудовлетворенность
выражалась в «отвращении к дилетантизму» у учителя и в отказе от
«мертвого», неодушевленного театра у его ученика. Как Станиславский, так и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9