газет. Целью курса была подготовка молодых актеров, способных вывести театр
на новый уровень, а также создание постоянной гастрольной труппы.
Студия Чехова ставила перед собой несколько целей. Главная из них
сделать театр представителем всего лучшего в духовной культуре. Имени этом
аспекте рассматривались классические пьесы мировой литературы том числе и
пьесы Шекспира, а также лучшие произведения драматургов! того времени, и
пьесы для детского театра. Далее уточнялись направление методологии и
идеология Студии: “Первая цель Студии: новые методы занятий. Занятия в
Студии будут вестись со всей глубиной и тщательностью в надежде проникнуть
во внутренний смысл авторских намерений и таким образом обнаружить
наибольшую глубину пьесы и более широкое понимание характера. Направление
этой работы всегда будет вести к синтезу элементов в пьесе через главную
этическую идею. Во всей своей работе Студия будет бороться против
отсутствия идеала в современном натуралистическом театре. Проблемы
современности так сложны, запутаны и мучительны, что если театр хочет найти
их решения, то он должен оставить путь чистой имитации и натурализма и
проникнуть за поверхность”.
Вторая часть программы касалась вопроса создания новой актерской
техники, связанной с цельностью спектакля, которая выражалась в его
музыкальности. Цель внутренней техники была установлена в полном согласии с
идеями Станиславского. В этой части программы объяснены цели Студии в их
отношении к средствам выражения: “Чтобы поставить пьесу в этом понимании,
необходимо пристальное изучение средств выражения. Это приведет к
исследованию средств, которыми располагает актер, и целью Студии Чехова
является изучение заново всех возможностей театра. Техника должна быть
пересмотрена и оживлена заново; внешняя техника должна быть пропитана
духовной силой; внутренняя техника должна быть развита для достижения
творческого вдохновения”. Далее заявлено убеждение Чехова в том, что
спектакль является синтезом разных элементов: “Студия будет стремиться
гармонически объединить все элементы театральной выразительности. Спектакль
будет сочинен как симфония по фундаментальным законам композиции, и его
сила воздействия на зрителей будет такой же, как у музыкального
произведения”.
Третья цель Студии выражает веру Чехова в возможность театра
преодолевать языковые и национальные преграды: «Композиция, гармония и ритм
- вот силы нового театра. Такой спектакль будет понятен каждому зрителю,
независимо от языка или содержания». Чехов не отказался от идеи
интернационального театра. С этой идеей связана задача создания творческого
коллектива. И, по всей вероятности, Чехов видел свою миссию в западном
театре именно в создании театра единомышленников - такого, какими являлись
МХТ или Первая студия. В программе был заявлен и идеал актера - человека,
обладающего различными театральными профессиями. “Попытка воспитать новый
тип актера, режиссера, драматурга и художника составит важную часть работы
Студии, не менее важной будет новый тип зрителя. До сих пор в театре
работали гениальные режиссеры, замечательные актерские личности,
драматурги, владеющие своей профессией. Но где театр терпел неудачи - так
это в гармоничной взаимосвязи всех элементов. Чтобы достичь новой гармонии
каждый человек театра должен расширить сферу своих знаний и опыта. Актер
должен, в какой-то степени, также быть и режиссером, театральным
художником, художником по костюмам и даже драматургом и музыкантом;
драматург должен знать психологию и практические нужды своих актеров, тогда
как режиссер должен быть специалистом в области сценического света,
оформления и костюма”.
Закончился первый, экспериментальный год работы Студии Чехова.
Программа была выполнена, хотя, видимо, не целиком (например, не была
изучена итальянская комедия масок). Студенты получили основные навыки
работы по методу Чехова: они научились делать упражнения на внимание и
воображение, на психологический жест и атмосферу, на чувство правды и
понимание архетипа при создании характера, они выполняли упражнения по
эвритмии, упражнение на связь внутреннего и внешнего, а также осознали
значение труда. Иногда казалось, что Чехов уходил в эксперименты по
актерскому методу в ущерб практической работе, что было характерно и для
студийных опытов Станиславского и Мейерхольда. От обычной театральной
практики Чехов отказался, потому что она вела лишь в тупик. Для сохранения
чистоты намерения и потребовалось уйти в лабораторию. Как было сказано
выше, “строить все заново” было его призывом при создании Студии. Это
“новое” значило для него возвращение к заветам Первой студии - к ее
организации и духу.
Осенью в жизни чеховской Студии произошли коренные изменения, начало
которых еще весной положило обострение политической ситуации в Европе. В
марте 1938 г Германия оккупировала Австрию, в сентябре был заключен договор
в Мюнхене и предъявлен ультиматум Пражскому правительству. В сентябре
британский флот был мобилизован, и война казалась неизбежной
Чехов впал в панику. Он потребовал, чтобы Студию перенесли в Америку,
где было безопаснее. Чехов мог рассчитывать на поддержку Дороти Элмхерст и
Беатрисы, потому что Америка была родиной большинства студийцев и самих
хозяек Студии.
Двухлетний период Студии принес внутреннее удовлетворение Чехову и дал
возможность уйти в лабораторные поиски и углубиться в целое и в частности
собственного метода так, как это не было возможно ни до, ни после
Дартингтона. Был собран большой материал для будущей работы и книги. Была
набрана труппа актеров, которая составила ядро Студии будущего театра.
Америка и Голливуд.
Новый дом для Студии располагался в Риджфилде. Начался новый период
Театра-студии Чехова, а с ним продолжил и поиски усовершенствования методов
воспитания актера для профессионального театра. Переменам способствовали
материальное положение Студии и творческие цели ее руководителя. После
переезда в США Студия финансировалась из средств Беатрисы Стрейт;
выдавалось несколько стипендий, но на подготовку спектаклей денег все равно
было мало. Чехов изменил ориентацию Студии: вместо проводимых ранее
экспериментов он стал готовить труппу артистов для будущего театра и
занимался уже специальными проблемами профессии актера. Студия должна была
стать профессиональной, стационарной труппой для постановки пьес на Бродвее
уже в следующем сезоне. Предполагалось поставить два спектакля по романам
Диккенса и Достоевского
Создавая план работы Студии, Чехов упростил свой метод, но главные цели
остались прежними. В программе Театра-студии заявлялось, что она ставит
перед собой четыре цели:
I. Применение метода, который развивает эмоциональную гибкость и
физическую технику актера.
II. Развитие техники для разбора формы и структуры пьес.
III. Ознакомление актера с методами и проблемами режиссера.
IV. Образование профессиональной труппы в конце курса.
В программу входили следующие курсы по подготовке актеров: Техника
актера. Тренаж и развитие фантазии. Сценическая речь по методу Р. Штейнера.
Эвритмия. Этюды и импровизации отрывков из пьес. Курс по подготовке
декораций, освещения и грима актера. Совместная экспериментальная работа.
История Театра-студии Чехова за 1940— 1942 гг. изучена плохо,
документов, относящихся к этому периоду почти не сохранилось. После
закрытия театра и продажи имения в Риджфилде архив театра за ненадобностью
был уничтожен новыми владельцами.
В 1942 г. единственным выходом, который оставался Чехову после закрытия
его театра, была карьера киноактера и переезд в Голливуд. Именно здесь
нашли прибежище многие русские эмигранты, освоившиеся на больших студиях.
Одна из страниц этой малоизученной книги “русского Голливуда” - жизнь
Михаила Чехова, проведшего там 1940—1950 гг. С практикой актерского
искусства в кино Чехов был уже хорошо знаком: в России он сыграл в шести
картинах, в Германии и Франции - в трех фильмах. Самая знаменитая из
русских киноролей Чехова, роль официанта в “Человеке из ресторана” Я. А.
Протазанова (1927), не удовлетворила требовательного артиста - ему помешало
отсутствие слова, плохой сценарий и униженное положение героя, а также
собственное незнание принципов работы в кино. Несмотря на отрицательное
отношение Станиславского к “великому немому” и его предостережения актерам
МХТ о дурном влиянии кино, которое было для него - как и для многих других
театральных деятелей - синонимом халтуры, на экране появлялись как
мхатовские знаменитости, так и молодые студийцы. В книге “Путь актера”
Чехов осуждает свой первый опыт в кино совершенно в духе Станиславского:
став жертвой режиссера, который обещал ему деньги и славу, Чехов испытал на
съемках чувство фальши и унижения и увидел пьянство и раболепие актеров. И
он отказался от дальнейшего участия в съемках. Как было сказано в главе о
Чехове в немецком театре и кино, в Германии и Франции он снялся в трех
ролях. Рейнхардт заметил кинематографический талант Чехова и хотел
направить его в Голливуд; однако Чехов предпочел работу в театре.
В Голливуде Чехов сыграл в десяти художественных фильмах и в одном
воспитательном фильме для американской армии.
Чехов приехал в Голливуд в период второй волны эмиграции, когда первая,
послереволюционная, уже откатилась.
Чувство неприязни к Голливуду появляется у Чехова очень скоро. Итоги
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9