Жизнь и творческий путь Паоло Веронезе

Жизнь и творческий путь Паоло Веронезе

Паоло Веронезе (1528-1588) появился на свет в 1528 году в квартале Сан

Паоло города Вероны, одного из главных городов, входивших тогда в состав

Венецианской республики. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и

Катерины. Сведении о фамилии отца не сохранилось лишь позднее, уже будучи

независимым мастером, Паоло станет называть себя Кальяри, возможно,

приняв фамилию одного из своих знатных заказчиков. Впервые он подпишется

этим именем только в 1555 году, заключая контракт на выполнение алтарного

образа "Пала ди Монтаньяна". Отец художника, как о том свидетельствуют

старые документы - переписи населения Вероны, был "дробильщиком камней",

иначе говоря, каменотесом или скульптором средней руки.

Возможно, благодаря его знакомствам в художественных кругах города, Паоло

уже к 1541 году становится членом мастерской Антонио Бадиле, а затем,

вместе с Джамбаттистой Дюлотти и Ансельмо Канерой, входит в группу

молодых мастеров, пользовавшихся покровительством веронского архитектора

Микеле Санмикеле. По свидетельству современника, Джордже Вазари,

Санмикеле "относился к Паоло, как к сыночку".

Недавние исследования, посвященные Веронезе, показали, какую важную роль

сыграли в его становлении годы, проведенные в родном городе. Веронский

опыт, оставив глубокий след в творчестве мастера, во многом определял

эстетическую основу его живописной манеры на протяжении долгих лет

блестящей карьеры. Уроки Антонио Бадиле, художника, безусловно,

способного, однако связанного с традиционными изобразительными

принципами, не оказали на Паоло сколько-нибудь существенного воздействия.

Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы

влияния учителя.

В начале XVI века художественная жизнь Вероны развивалась самостоятельно

и независимо от столицы. Это был весьма оживленный художественный центр,

в котором мирно сосуществовали различные направления искусства. С одной

стороны, там можно было встретить мастеров, которые продолжали работать в

традициях художественной культуры позднего XV столетия, развивая ту ее

линию, что вела от Мантеньи к семье Беллини и Джорджоне. Самыми крупными

среди веронских представителей этого архаизирующего направления были

Джованни Франческо Карото и Антонио Бадиле. Другой полюс занимали

художники, связавшие свою судьбу с маньеризмом, - Доменико Брузазорчи,

Баттиста Анджело Дель Моро и Пдоло Фариначи, которые сумели освоить уроки

рабочавших в соседних городах последователей Микеланджело и Рафаэля -

Джулио Романо в Мантуе, Корреджо и Пармиджанино в Парме.

В этом живом окружении и происходило формирование молодого художника. В

ранних произведениях отчетливо проявляется искренний интерес Веронезе к

более современному языку маньеризма, что подтверждает: недавний ученик

выбирает иной путь, отличный от пути своего первого учителя.

Сохранилось много живописных работ Веронезе, исполненных до 1550 года и

отмеченных типично маньеристическими чертами. Среди них блистательное

"Обручение Святой Екатерины" из частной коллекции в Нью-Йорке,

написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой

части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны

делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте; алтарный образ "Пала Бевилъаква-

Ладзизе", созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо

Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо; композиция

"Крещение" (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее

всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной

веронской церкви; созданное тогда же "Оплакивание", заказанное аббатом

Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена

Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо,

Верона); наконец, замечательное "Положение во гроб" из частной

французской коллекции; находившееся ранее в церкви Корпус Домини в

Виченце. Это полотно с полным основанием можно назвать обобщением

художественного опыта Паоло довенецианского периода.

Все названные произведения отличают характерный для маньеризма

подчеркнутый графизм живописной манеры и замечательная красочная гамма:

отчетливая, построенная на противопоставлении светлых тонов, оживленных

серебристыми бликами света. На этой стадии стиль Паоло обнаруживает явную

зависимость от утонченных произведений маньеристов Эмилии и фресковых

росписей Джулио Романо в палаццо Дель Те в Мантуе. К примеру, в Положении

во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся

с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний,

сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в

памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена

едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от

Мадонны). Об искусстве этих художников напоминают также изящно

удлиненные, полные динамики фигуры алтарного образа Пала Бевильаква-

Ладзизе и драгоценный, сияющий колорит в Обручении Святой Екатерины. Этот

шедевр свидетельствует о том, что уже с самых первых шагов Паоло

достигает исключительного технического мастерства. К началу 1550 года

Веронезе - зрелый мастер, готовый к тому, чтобы выйти на великую

венецианскую сцену. В 1551 году он пишет картину для алтаря капеллы

Джустиниани в церкви Сан Франческо делла Винья, свой вступительный

экзамен в городе на лагуне. В этой композиции с изображением "Святого

семейства с маленьким Иоанном Крестителем", "Святыми Антонием аббатом и

Екатериной" молодой живописец обнаруживает знакомство с реалиями

венецианской художественной жизни, используя "цитаты" из алтаря Пезаро в

церкви деи Фрари, написанного несколько лет тому назад Тицианом. Тем не

менее в трактовке цвета, еще более оживленного световыми бликами на

складках одеяний, в маньеристических изгибах фигур Паоло остается верен

своему собственному, уже сложившемуся стилю. Особенно хороша в этой

картине фигура Святой Екатерины; обернувшись назад, чтобы увидеть главную

группу, расположенную за ее спиной на высоком мраморном постаменте,

святая напряженно изогнулась, и, вторя ее сложному движению, эффектно

"рассыпаются" складки широкого золотисто-зеленого плаща, редкостного по

колористической изысканности.

Работа над первым венецианским заказом не отвлекла Паоло от

многочисленных поручений на терраферме: в том же году, когда была

закончена Пала Джустиниани, он расписывает фресками виллу Соранцо в

Тревилле в окрестностях Кастельфранко Венето, построенную десятилетие

назад Микеле Санмикеле. Как свидетельствуют источники, в украшении виллы

помимо Паоло принимали участие Дзелотти и Канера, два других молодых

веронских живописца, протеже архитектора. К сожалению, в 1816-1817 годах

тогдашний владелец виллы, венецианский дворянин Филиппо Бальди решил

сбить фрески со стен. Часть снятых росписей он оставил в своем владении,

отдельные фрагменты подарил друзьям, остальное было продано антиквару

Вендрамини, из рук которого произведения попали на художественный рынок

Англии. В 1819 году была снесена и сама вилла. В результате к настоящему

времени известно о судьбе лишь пятнадцати фрагментов некогда обширной

декорации. Только шесть из них могут считаться работами самого Паоло, да

и они дошли до нас очень плохо сохранившимися. Таков печальный итог

экспериментов с техникой снятия фресок со стены, осуществленной самим

Бальди. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры,

изображающие "Время и Славу", а также "Справедливость" (ныне собор в

Кастельфранко), и фрагмент с фигурой "Истории" в помещении Патриаршей

семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. В отличающем

эту работу особом графизме и переливчатом сиянии красок на поверхности

тканей без труда угадываются черты, типичные для ранних произведений

Веронезе.

В тот же период, между 1552 и 1553 годами, Паоло находится в Мантуе,

приглашенный кардиналом Эрколе Гонзага написать картину "Искушение

Святого Антония" для одного из боковых алтарей собора, декорация которого

к тому времени была полностью обновлена Джулио Романо в духе

ренессансного искусства. В этой композиции, вывезенной французами в Париж

в 1797 году во время наполеоновских походов в Италию и с 1803 года

экспонируемой в Музее изящных искусств Кана, заметно воздействие

произведений Джулио Романо и Микеланджело. Сопоставим, например,

живописную трактовку мускулистого тела демона или мощной фигуры самого

Святого Антония с так называемым Белъведерским торсом, знаменитой

греческой скульптурой, ставшей прообразом многих пластических мотивов

Микеланджело. Однако изящный образ женщины-искусительницы, изображенной в

картине у левого края, все еще полон воспоминаний о маньеристическом

искусстве Эмилии.

_____________________

В 1553 году Паоло возвращается в Венецию, приглушенный принять участие в

почетном для каждого художника заказе - создании цикла картин для

украшения плафонов в трех залах Совета Десяти Дворца дожей. Залы являлись

частью нового крыла дворца, построенного между 1533 и 1550 годами

архитектором Сжарпаньино. Венецианские власти назначили главой работ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать