религиозные сюжеты, также относящиеся к первой половине восьмого
десятилетия. Среди них - два варианта композиции Поклонение волхвов,
написанные в 1573 году. Один, предназначенный для церкви Сан Сильвестро в
Венеции, в 1885 году был приобретен Лондонской Национальной галереей;
другой и по сей день находится в церкви Санта Корона в Виченце, для
которой он был заказан. В данной связи упомянем также картину
Мученичество Святой Юстины, украсившую в октябре 1574 года один из
алтарей падуанской базилики, посвященной этой святой.
В серии из четырех холстов со Сценами из жизни Христа, исполненной для
венецианского дворца семьи Куччина в 1572 году (ныне в Картинной галерее
в Дрездене), традиционным евангельским событиям художник придает форму
живого рассказа, многочисленные "герои" которого подобны выразительно
жестикулирующим театральным актерам, одетым в современные костюмы. В
одном из этих полотен с изображением Семьи Куччина перед Мадонной сами
представители семейного клана становятся участниками своеобразного
костюмированного представления, "разыгранного" в Венеции, как о том
свидетельствует изображенный на фоне справа дворец Куччина на Большом
Канале, для которого и были заказаны четыре монументальных полотна.
Конечно, деятельность Паоло этих лет не ограничивалась картинами на
религиозные темы; с не меньшей активностью художник работал и в области
светской живописи, нередко вдохновляясь эротическими мотивами. Речь идет
о художественном жанре, пользовавшемся большим спросом у коллекционеров,
в особенности после того, как со смертью Тициана картины подобного рода
почти исчезли. К этой группе следует отнести серию из четырех композиций,
так называемых Аллегорий любви, из Лондонской Национальной галереи,
исполненных Веронезе около 1575 года или несколько позднее. В XVIII веке,
когда картины находились в коллекции герцога Орлеанского, считалось, что
они изображают Неверность, Разочарование, Уважение и Счастливый союз;
однако и поныне исследователи не могут прийти к единому выводу
относительно содержания этих композиций, скорее всего, предназначавшихся
для декорации свода какого-то зала. Можно лишь предполагать, что в парных
изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и
разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило
событие, связанное с чьим-то бракосочетанием.
Еще одна серия из четырех картин высочайшего качества, также написанных
на светскую тему, принадлежала императору Рудольфу II. В настоящее время
эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции
Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее
Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в
Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру). Точно
не известно, был ли этот живописный цикл заказан художнику самим
императором или же картины были приобретены для Рудольфа в более поздний
период; тем не менее следует отметить, что их содержание прекрасно
отвечало рафинированной культуре пражского двора конца XVI века. Наряду с
упомянутыми сериями сохранилось множество исполненных Веронезе в эти годы
картин, посвященных любовным историям отдельных мифологических
персонажей, героиней которых чаще всего выступает Венера, богиня Любви.
Таковы, к примеру, композиции Марс, раздевающий Венеру из Шотландской
национальной галереи в Эдинбурге, Венера, обезоруживающая Амура из
частного собрания в Риме или Венера и Адонис из Художественного музея в
Сиэтле. По-видимому, в том же ключе следует воспринимать полотно
Похищение Европы из Дворца дожей в Венеции. Написанное во второй половине
восьмого десятилетия для Якопо Контарини, оно было принесено в дар
Венецианской республике в начале XVIII веке одним из членов этого
семейства. Драматическая фабула мифа "рассказана" Веронезе спокойно и
неторопливо; особой красотой отличаются изящные фигуры персонажей и
колорит, построенный на сочетании живых и ярких тонов. Не приходится
сомневаться, что как раз картины такого типа поразили в XVIII веке
воображение многих венецианских живописцев, в особенности Себастьяне
Риччи и Джамбаттисты Тьеполо, с творчеством которых связано настоящее
"возрождение" стиля Веронезе.
Очень важно для творчества Веронезе 80-х годов участие в работах по
обновлению декоративного убранства в целом ряде важнейших помещений
Дворца дожей. Пострадавшие во время пожара, вспыхнувшего ночью 11 мая
1574 года, эти залы были быстро восстановлены под руководством
возглавившего реставрационные работы Антонио да Понте, который привлек в
качестве консультантов Рускони и Палладио. Уже в январе 1575 года Паоло
получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо
(Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца. В этом зале
происходили все важнейшие официальные церемонии с участием дожа и властей
Венеции. Над декорацией Паоло работал около трех лет, как о том
свидетельствуют платежные документы 1577 года. Впрочем, написанные им
холсты в любом случае должны были занять свои места на своде в период до
марта 1578 года, т.е. до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого
украшают окаймляющий свод фриз.
Созданный Веронезе цикл полотен принадлежит к числу подлинных шедевров
мастера, нашедшего здесь идеальную форму для прославления "доброго
правления" Венецианской республики, Веры, на которой это правление было
основано, и Добродетелей, направлявших действия венецианских правителей.
Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в
кессонах, поблизости от трех главных композиций: "Robur imperii" (Сила
империи) над изображением Марса и Нептуна, "Nunquam derelicta" (Без
пренебрежения) и "Reipublicae fundamentum" (Основа республики) над и под
изображениями Веры и Религии, а также "Custodes libertatis" (Хранитель
Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости
и Мира. Обрамлением для трех центральных компартиментов служат восемь
меньших по размеру холстов в форме латинских букв Т или L, внутри которых
представлены аллегорические фигуры христианских добродетелей. Между ними,
расположенные вдоль длинных сторон этих холстов, размещены еще по шесть
монохромных панно со сценами из греческой и римской истории,
представляющие собой Exempla virtutis, или "образцы добродетелей".
Восемь фигур Добродетелей легко распознаются по изображенным рядом с ними
атрибутам: так, символом Верности является собака, ягненок служит
атрибутом Кротости, горностай - Чистоты, игральная кость и корона -
Вознаграждения, орел - Воздержания, паутина - Диалектики, цапля -
Бдительности и рог изобилия - Процветания. Кажется, что эти великолепные
женские фигуры, одетые в шелка и парчу, сияющие в переливах прозрачных
красочных аккордов, словно раздвигают границы тесного пространства,
заключенного внутри богатых, обрамляющих холсты позолоченных рам. Фоном
для фигур служат архитектурные задники, которые, словно части единого
величественного здания, придают живописному ансамблю удивительное
пространственное единство. В отличие от них три центральные композиции,
хотя и решены в едином для всего ансамбля колорите, являются вполне
самостоятельными, в соответствии со схемой, впервые использованной Паоло
почти двадцать лет назад при украшении плафона нефа церкви Сан
Себастьяно.
Вслед за холстами для свода Зала Коллегии была исполнена огромная
композиция Аллегория битвы при Лепапто. Размещенная в том же зале над
троном дожа, она создает исключительный по выразительности сценический
эффект, уподобляясь открытому окну, прорезающему стену зала. Эта картина
имела ярко выраженное дидактическое значение - прославление военной мощи
Венецианского государства. Событием, в котором эта идея могла быть
воплощена с особой наглядностью, стала почетная победа над турками,
одержанная 7 октября 1571 года христианским флотом; в ней важную роль
сыграли венецианские корабли и доблесть венецианских граждан. Однако тема
этой огромной картины приобретает особый интерес, не только
художественный, но и политический, благодаря присутствию в композиции
фигуры Себастьяна Веньера, командующего венецианским флотом в битве при
Лепанто и затем в течение короткого периода, с 1577 по 1578, бывшего
дожем Венеции. В собрании Британского музея в Лондоне сохранился
подготовительный эскиз для рассматриваемой живописной композиции,
исполненный в технике гризайли и значительно отличающийся от
окончательной версии, запечатленной в картине. В подготовительном эскизе
Веньер изображен коленопреклоненным перед Венецией, которая вручает ему
шапочку дожа с характерным для этого головного убора рогом, а вверху
появляется евангелист Марк, покровитель города. Если бы художник
остановился на этом варианте, картина превратилась бы в апофеоз не
столько военной мощи Венеции, сколько самого адмирала-победителя,
избранного затем дожем. Это противоречило твердым республиканским
принципам Венеции, питавшей отвращение к любым формам культа отдельной
личности. Именно поэтому "первоначальная идея" Паоло претерпела
существенные изменения в процессе работы над холстом, законченным, скорее
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8