виллы Мазер. В хронологическом отношении к этим фрескам близки и работы в
церкви Сан Себастьяне, где в период между мартом и сентябрем 1558 года
Веронезе расписал верхнюю часть стен главного нефа. Важнейшую роль в этой
декорации играют архитектурные фоны: иллюзионистически написанный
художником колонный портик, аркады и балюстрады превращаются в
архитектурную среду, в границах которой развертывается действие главных
сцен: Святой Себастьян, обвиняющий Диоклетиана и Святой Себастьян,
избиваемый палками. Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие
театральные сцены. Над триумфальной аркой, ведущей на клирос, Паоло
изобразил Ангела, несущего благую весть и Мадонну Аннунциату.
Колористическое решение фигур поражает плавностью цветовых градаций и
трепетной переливчатостью оттенков. Сходные черты отличают написанные
сочными красками фигуры Сивилл, чередующиеся с монохромными изображениями
Пророков. В двух других случаях внимание зрителя привлекает
изобретательность, с которой художник изображает отдельные сцены и
фигуры: одна из них - лучник, чьи стрелы словно пересекают пространство
церкви и вонзаются в тело Святого Себастьяна, изображенного на
противоположной стене нефа; другие - Монах с негритенком, появляющиеся в
проеме двери-обманки. Эта написанная художником дверь создает полную
иллюзию открытого входа, расположенного симметрично по отношению к
настоящей двери, ведущей на хоры.
Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа.
Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными
живописными панелями. На внешней стороне створок органа художник
изобразил Принесение во храм, которое прихожане и посетители церкви могут
видеть, когда орган закрыт, а на внутренних створках - композицию
Христос, исцеляющий больных. Завершают декорацию сцена Рождества,
размещенная на внешней стороне балкона, а также фланкирующие орган две
монохромные фигуры Добродетелей и написанные в цвете образы Святого
Франциска и Святого Иеронима.
_____________________
К концу шестого десятилетия имя Веронезе получило в Венеции широкую
известность: об этом говорит количество получаемых художником в великом
множестве заказов, в особенности от различных религиозных организаций и
братств города. Около 1558 года он исполняет три больших панно для
плафона церкви санта Мария делла умильта алле Дзаттере со сценами
Благовещение, Поклонение пастухов и Вознесение Богоматери, перемещенные в
начале нашего столетия в капеллу дель Розарио церкви Санти Джованни э
Паоло. Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях
исключительного качества. И в отношении цветового решения, и в отношении
композиционного замысла они не уступают живописным панно в Сан
Себастьяно. В конце того же года Бенедетто Манцини, священник приходской
церкви Сан Джеминьяно, заказал Веронезе створки церковного органа.
Расположенная в южной части площади Святого Марка, старинная церковь
незадолго до этого приобрела более современный архитектурный облик в
результате реконструкции, осуществленной Якопо Сансовино. Створки были
закончены и установлены в 1560 году. Однако в конце XIX века здание
церкви было демонтировано в связи с постройкой на этом месте
Наполеоновского крыла Новых прокураций. Картины смогли воссоединиться
лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене.
Величественные фигуры Святых Джеминьяно и Севере, изображенные на внешней
стороне створок, выступают из апсиды в форме изящно украшенной мраморной
ниши, напоминающей те классические беседки, что служили фоном для столь
же мощных фигур философов Аристотеля и Платона, написанных на холстах и
установленных почти тогда же на стендах Золотого зала библиотеки Святого
Марка как последний "штрих" в декорации этого прославленного памятника.
Фигуры философов в ярких одеяниях, усиленных звучными аккордами красного
цвета, наделены такой мощной пластической силой, что кажутся настоящими
скульптурами. Сравнение с аналогичными образами, созданными для того же
зала Якопо Тинторетто и Андреа Скьявоне, наглядно демонстрирует, сколь
непохожими были в этот период колористические и изобразительные принципы
ведущих мастеров венецианского маньеризма.
Между 1560 и 1561 годами Веронезе, как справедливо полагает большинство
исследователей, создает самую прославленную из своих декораций - росписи
виллы братьев Даниеле и Маркантонио Барбаро в местечке Мазер, возле
Азоло, строительство которой было завершено около 1558 года по проекту
Андреа Палладио. По своим научным интересам и культурным пристрастиям
братья Барбаро были, без всякого сомнения, заказчиками исключительными.
Первый из них, о котором уже упоминалось выше как об авторе
иконографической программы украшения плафонов Залов Совета Десяти во
Дворце дожей, был всесторонне образованный человек, увлеченный музыкой и
астрономией; кроме того, он был первым в Венеции издателем трудов
Витрувия по архитектуре, увидевших свет в 1556 году и проиллюстрированных
гравюрами, в том числе и по рисункам Паоло. Второй из братьев, дипломат,
посвятил себя политике, однако и он проявлял живую склонность к
литературе и сам пробовал силы как скульптор-любитель.
Фрески Веронезе идеально вторят размеренной игре пространственных и
световых ритмов, которые характеризуют изысканнейшие интерьеры Пал-лад
ио. В росписях виллы художник стремится подчеркнуть свой собственный
интерес к миру классики, дабы найти гармоническое равновесие между
живописью и замыслом архитектора. Нередко отдельные исследователи
утверждают, что отсутствие упоминаний о фресках Веронезе в труде Палладио
Четыре книги об архитектуре, опубликованном в 1570 году, свидетельствует
о неприятии зодчим "живописной архитектуры" Паоло. Однако сначала
необходимо сказать, что в действительности Палладио упоминает в своей
книге, хотя и не называя имени живописца, "бесконечные украшения, лепные
и живописные" в Гроте, от которых до наших дней дошла монументальная
фигура Венеции. Во всяком случае, концепция пространства, света и
колорита, воплощенная Веронезе в росписях виллы, свидетельствует о самом
тесном родстве, духовном и художественном, живописи веронского мастера и
архитектурного образа Палладио; родстве настолько близком, что позволяет
предположить если не прямое сотрудничество двух художников в работе над
декорацией виллы, то по меньшей мере согласованную режиссуру этой
великолепной "постановки".
Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане
образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий
салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое "портего",
типичное для венецианской жилой архитектуры). Сквозная галерея выходит на
фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным
помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот).
Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора. Живописная
декорация подчиняется общему замыслу, безусловно, продиктованному
художнику высокообразованными заказчиками и посвященному, как показали
самые последние исследования, прославлению универсальной гармонии
Вселенной, управляемой Божественной Мудростью, которая проявляется через
Любовь, Мир и Фортуну. По всей видимости, подобная схема восходит к идеям
греческой философии, в особенности к трудам Эмпе-докла, к описаниям
древних святилищ, оставленным Павсанием, а также к иконографическим
источникам XVI века, в частности к сборнику Картари. В этом сложном
замысле идеи гуманистической культуры и религиозный спиритуализм
христианского мировоззрения объединены с удивительным мастерством. Однако
досконально разработанная иконографическая программа нисколько не
ограничила творческое воображение Веронезе, сумевшего достичь в декорации
виллы Мазер одной из вершин своего поэтического искусства. Созданные
художником образы со всей наглядностью продемонстрировали его способность
с помощью ослепительного сияния красок придать силу и жизненную полноту
самым сложным и отвлеченным идеям.
В большом квадратном зале, сердце архитектурного творения Палладио и
живописной декорации Веронезе, художник изобразил богов Олимпа, которые
отчетливо выделяются на фоне яркого голубого неба, образуя венец вокруг
Божественной Мудрости, торжествующей в центре свода. Поодаль от них
представлено множество других фигур, в том числе аллегорические
изображения четырех элементов и четырех времен года, а также различные
персонажи классических мифов. В целом же во фресковой росписи свода Паоло
стремится показать свою близость к первоисточникам тосканского и
эмилианского маньеризма, соединяя в фигурах классическую и возвышенную
красоту Рафаэля с пластической выразительностью рисунка Микеланджело.
Наряду с этим во фресках зала нельзя не заметить новых качеств -
"уступок" живому и непосредственному реализму, элементы которого особенно
ярко проявились в фигурах, изображенных у нижних границ коробового свода.
Прежде всего это касается прославленного образа хозяйки виллы,
Джустинианы Джустиниани, жены Мар-кантонио. Одетая в элегантнейшее
голубое платье, отделанное золотой и серебряной парчой, она появляется из
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8