Григорий Распутин

Григорий Распутин

Григории Распутин

“... нужно говорить и о Распутине. Какова его

действительная роль? Всё надо изучить, а это

требует времени. Комиссии по канонизации, куда

я вхожу, как раз и поручено провести

необходимую подготовительную работу.”

Митрополит ИОАНН (Снычев)

“Одоление смуты”. Спб, 1995, С. 176

О Григории Распутине написано немало, но впервые русский учёный и

публицист Олег Платонов проанализировал эти “труды”, оказавшиеся

обыкновенными фальшивками. С документами в руках автор этой книги

доказывает: образ Распутина - всесильного временщика - создан в угоду

силам, разрушавшим Россию и Царский Престол. Между придуманным Распутиным и

реальным человеком нет ничего общего.

НАЧАЛО ПУТИ

Григорий Ефимович Распутин родился в селе Покровском Тюменского уезда

Тобольской губернии.

Загадки жизни Григория Распутина начинаются с года его рождения. В

Советской исторической энциклопедии и в большинстве других советских

изданий годом рождения Распутина считается 1864-й или 1865-й. Ни один

советский историк не удосужился заглянуть в, где родился и провел большую

часть своей жизни этот человек. Правда, книги эти сохранились не все, но

есть полная подборка сведений о родившихся, умерших и вступивших в брак с

1862 по 1868 год. Пролистаем метрические книги церкви села Покровского,

ветхие, подпорченные жучком и влагой, прежде всего, в 1862 году

сталкиваемся с записью от 21 января о бракосочетании “Покровской слободы

крестьянина Якова Васильева Распутина сына Ефима Яковлевича, 20 лет, с

девицей Анной Васильевной, дочерью деревни Усалки крестьянина Василия

Паршукова, 22 лет”. Это родители Григория Ефимовича Распутина. Фамилия

Распутиных встречается в книге многократно. Всего в селе Покровском живет 7

семей, носящих фамилию Распутины. Кстати говоря, фамилия эта встречается в

Сибири довольно часто и обыкновенно имеет происхождение от слова

“распутье”, что, по словарю Даля: “разъездная дорога, развилина, развилы

пути, место, где сходятся или расходятся дороги, перекресток”. Люди, жившие

в подобных местах, нередко получали прозвище Распутьины, впоследствии

превратившееся в фамилию Распутины.

По церковным книгам, 11 февраля 1863 года у Ефима Яковлевича и Анны

Васильевны рождается дочь Евдокия, которая через несколько месяцев умирает.

2 августа 1864 года у них рождается еще дочь, которую они, как и умершую,

снова называют Евдокией, но и она прожила недолго. Следующее рождение в

семье Ефима Яковлевича Распутина занесено в книгу 8 мая 1866 года -

родилась дочь Гликерия, тоже умершая через 4 месяца “от поноса”. И наконец,

17 августа 1867 года у Распутиных родился сын Андрей, которому тоже не было

суждено жить. В 1868 году в церковной книге нет записей о родившихся в

семье Е.Я. Распутина. Таким образом, согласно церковным книгам Григорий

Распутин не мог родиться в период с 1863 по 1868 год. Более поздние

метрические книги в Покровской церкви не сохранились, но зато остались

заполненные бланки Всероссийской переписи населения за 1897 год, согласно

которым Григорию Ефимовичу Распутину в этом году 28 лет. Перепись велась

очень тщательно, и поэтому можно считать установленным год рождения

Распутина - 1869-й.

Гриша Распутин рос единственным ребенком в семье, к тому же слабого

здоровья. Можно предположить, что в этих условиях, после смерти первых

четырех детей, родители Гриши уделяли ему больше внимания, чем это возможно

в обыкновенной крестьянской семье, где много детей, и, наверное, даже

баловали. Но как единственный помощник отца Григорий рано стал работать,

сначала помогал пасти скот, ходил с отцом в извоз, затем участвовал в

земледельческих работах, помогал убирать урожай, но и, конечно, ловил рыбу

в Туре и окрестных озерах. В Покровском школы не было, и Гриша вплоть до

начала своего странничества, как и его родители, был неграмотен. В общем,

он ничем не выделялся среди других крестьян, разве только своей

болезненностью, которая в крестьянских семьях понималась как ущербность и

давала повод к насмешкам.

“Когда я жил сперва, - рассказывает он сам, - как говорится, в мире,

до 28 лет, то был с миром, то есть любил мир и то, что в мире, и был

справедлив и искал утешения с мирской точки зрения. Много в обозах ходил,

много ямщичил и рыбу ловил, и пашню пахал. Действительно, это все хорошо

для крестьянина!

Много скорбен было мне: где бы какая сделалась ошибка, будто как я, а

я вовсе ни при чем. В артелях переносил разные насмешки. Пахал усердно и

мало спал, а все-таки в сердце помышлял, как бы чего найти, как люди

спасаются”.

Приблизительно в 1892 году в душе его начинает происходить перелом.

Происходит он не сразу, а постепенно. Григорий сначала посещает

сравнительно недалеко расположенные монастыри: абалакский, тюменский,

тобольские: перестает есть мясо (его он не употреблял вплоть до своей

гибели), а через пять лет бросает “курить табак и пить вино”. Начинается

период далеких странствий по монастырям и святым местам России.

Что побудило его на этот шаг? Ответ на вопрос - в его записках.

“Вся жизнь моя, - пишет он, - была болезни. Всякую весну я по сорок

ночей не спал. Сон будто как забытье, так и проводил все время с 15 лет до

28 лет. Вот что тем более толкнуло меня на новую жизнь. Медицина мне не

помогала, со мною ночами бывало как с маленьким, мочился в постели.

Киевские сродники исцелили, и Симеон Праведный Верхотурский дал силы

познать путь истины и уврачевал болезнь бессонницы. Очень трудно это было

все перенесть, а делать нужно было, но все-таки Господь помогал работать, и

никого не нанимал, трудился сам, ночи с пашней мало спал”.

Кстати, внешний вид Григория Распутина не соответствовал тому образу,

который создавался леворадикальной прессой. Он был не только слабого

здоровья, но и невысокого роста, физически не очень силен. Жители села

Покровского, когда в 1980-е годы показывали фильм о Распутине “Агония”,

вначале “бежали” на него, чтобы посмотреть на своего земляка, но старики,

помнившие Григория Ефимовича, как один сказали: “Совсем не похож”. “В

фильме, - по мнению стариков, - огромный, высокий и страшный, а мы его

помним совсем другим, ну, может быть, чуть-чуть выше среднего роста, даже

тщедушный. И все манеры, и поведение другие были. Лицо бледное, глаза

впалые, вид, как правило, измученный. Ходил с посохом”.

В полицейских бумагах сохранилось множество описаний Распутина.

“Телосложения - обыкновенного; цвет волос - светлый шатен; лицо

продолговатое; нос - умеренный; борода - кружком, темно-русая; тип -

русский.”

По переписи 1897 года Григорий Ефимович Распутин числился в составе

семьи своего отца, а не считался самостоятельным хозяином.

Скупые строки бланка переписи, увенчанного двуглавым орлом, включали

всех тогдашних членов распутинского семейства: хозяина - Ефима Яковлевича,

55 лет; жену хозяина - Анну Васильевну, 57 лет; сына хозяина - Григория

Ефимовича, 28 лет; жену сына хозяина - Прасковью Федоровну, 30 лет; внука

хозяина - Дмитрия Григорьевича, 1 год (сына Григория Ефимовича).

Все члены семьи числились земледельцами из государственных крестьян,

все были неграмотными.

ГОДЫ СТРАНСТВИЙ

Сегодня большинству из нас трудно понять, что вкладывалось в слова

“странник”, “странничество” русским человеком в XIX веке. Это были понятия,

с которыми жила Святая Русь, а обычай странничества носил народный

характер.

Были в крестьянской среде люди, которые совершали странничество не раз

и не два в жизни, а регулярно, почти каждый год. У них были свои хозяйства,

дома: возвращаясь домой, они продолжали крестьянствовать. Таким регулярным,

опытным, по его собственным словам, странником и был Григорий Распутин. Он

не бросал своего крестьянского хозяйства вплоть до смерти и, где бы ни был,

как правило, на весенние работы и уборку урожая приезжал в Покровское.

Настоящих странников можно было узнать по внешнему виду - строгий,

серьезный, пронизывающий взгляд, одежда из грубого, крестьянского сукна,

перепоясанная ремнем или просто веревкой. Из-под одежды иногда выглядывала

власяница или даже вериги. В руках посох, ноги босы. Примерно так выглядел

во времена своих странствий и Григорий Распутин, три года он носил вериги.

В день странники проделывали десятки верст, несмотря на погоду.

Ходоком Распутин был хорошим, неустанным. Как сам он рассказывает: “Я шел

по 40-50 верст в день и не спрашивал ни бури, ни ветра, ни дождя. Мне редко

приходилось кушать, по Тамбовской губернии - на одних картошках; не имея с

собой капитала и не собирал во век: придется - Бог пошлет, с ночлегом

пустят - тут и покушаю.

Так не один раз приходил в Киев из Тобольска, не переменял белья по

полугоду и не налагал руки до тела - это вериги тайные, то есть это делал

для опыта и испытания, нередко шел по три дня, вкушал только самую малость.

В жаркие дни налагал на себя пост: не пил квасу, а работал с поденщиками,

как они; работал и убегал в кусты молиться. Не один раз пахал пашню и

убегал на отдохновение на молитву”.

По-видимому, первым монастырем, где совершил свое богомолье Григорий

Распутин, был Абалакский мужской монастырь, находившийся в красивейшем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать