месте на берегу Иртыша. Историю этого монастыря Распутин часто рассказывал
и в Петербурге, и в Москве.
«Мне приходилось - рассказывает Григорий Распутин, - переносить
нередко всякие беды и напасти; так приходилось, что убийцы предпринимали
против меня, что разные были погони, но на все милость Божья! То скажут:
“Одежда неладная”, то в чем-нибудь да забудутся клеветники неправды. С
ночлега уходил с полночи, а враг завистлив всяким добрым делам, пошлет
какого-нибудь смутителя, он познакомится, чего-нибудь у хозяина возьмет, а
за мной погоня, и все это пережито мною! а виновник тот час же находится.
Не один раз нападали волки, но они разбегались. Не один раз нападали
хищники, хотели обобрать, я им сказывал: “Это не мое, а все Божье, вы
возьмите у меня, я вам помощник, с радостью отдаю”, - им что-то особенно
скажет в сердцах их, они подумают и скажут: “Откуда ты и что такое с тобой?
“Я человек - посланный брат вам и преданный Богу”.
Верхотурский Николаевский монастырь, располагавшийся в Пермской
губернии, Григорий Распутин обычно посещал не один, а собирал на
паломничество крестьян из окрестных сел. Шли пешком сотни верст старым
сибирским трактом от Тюмени на Туринск, а потом на город Верхотурье.
Странничество для Распутина - не самоцель и тем более не средство
ухода от жизни, а внесение в нее духовного начала, придание ей высшего
смысла через подвижническое служение. Григорий осуждает странников, для
которых богомолье стало своего рода профессией, которые избегают труда. Он
этого не принимает.
В странствовании Григорий измождает свою плоть до того, что ему
начинают являться видения. “Злодей враг завидовал всему моему доброму делу,
то он являлся в виде нищего, а все-таки знатно, что не нищий, а враг в
тумане. Я успевал в то время крестным знамением себя осенять, и вдруг
исчезал как прах. То мне казал, что деревня еще более как 30 верст,
смотришь из-за леску и вышел на долинку - тут и село. Экой сатана!”
Григорий не лукавит, не обманывает, не стесняется признаваться в своих
человеческих слабостях. Порой его охватывают “помыслы нечестивые, усталость
неописанная, голод невысказанный, жажда питья неопределенная”. Но Григорий
понимает, что это искушение. Старается с ним бороться, хотя это дается
нелегко. Когда после дальней дороги приходит в село, возникает страстное
желание попить и поесть. Но это искушение, и его надо пересилить, пойти в
церковь, отстоять службу, а потом уже думать о еде и питье.
Самой далекой дорогой Григория в этот период стало паломничество в
киевские монастыри. От Покровского до Киева свыше 3000 верст. Какую-то
часть этого расстояния он преодолевал на пароходе, иногда подвозили
крестьяне на своих телегах, однако основной путь Григорий шел пешком.
Вставая рано на рассвете, выходил натощак. Шел от села к селу, от деревни к
деревне, от монастыря к монастырю, питался тем, что подавали крестьяне или
что в пути зарабатывал поденной работой. Ночевал где придется, куда
положат: и в избе, и в сарае, и на сеновале, а бывало, и в чистом поле на
кочке: “березонька под боком и зорьку не проспишь”.
Восхищение Киевом, и прежде всего Киево-Печерской Лаврой, Григорий
сохранил на всю жизнь. Когда после многих недель пути открылись перед ним
купола киевских святынь, Григорий встал на колени и заплакал.
Вернувшись из странствий, Григорий продолжает заниматься крестьянским
трудом, но никогда не забывает о молитве. В конюшне он выкопал себе
небольшую пещерку и в течение восьми лет уходил туда между обеднями и
заутренями молиться. “Я удалялся туда и там мне было вкусно, то есть
приятно, что в тесном месте не разбегается мысль, нередко и ночи все там
проводил”.
Вначале 1900-х годов Григорий Распутин - совершенно очевидно духовно
зрелый человек, “опытный странник”, как он сам себя называет. Полтора
десятка лет странствий и духовных поисков превратили его в человека,
умудренного опытом, ориентирующегося в человеческой душе, способного дать
полезный совет. И это притягивало к нему людей. Сначала небольшое число
крестьян из окрестных деревень приходило к нему, позднее слава об опытном
страннике распространяется шире и шире! К нему приезжают люди издалека, он
всех принимает, устраивает на ночлег, выслушивает и дает советы.
Неграмотный еще в 1897 году, крестьянин Григорий Распутин начинает
читать и писать, осваивает Священное Писание так, что знает его почти
наизусть, толкует его для всех желающих.
Надо заметить, что в этом общественном положении Григория Распутина
пока нет еще ничего необыкновенного. В те годы во многих местах России
живут люди, подобные Григорию, умудренные опытом странников и богомольцев,
готовые дать духовный совет. Григорий еще незнаком ни с кем из “сильных”
мира сего, и те, кому он помогает духовным советом, - свои братья-крестьяне
или люди из городских низов. Позднее, когда его многочисленные
недоброжелатели стали искать в этом периоде жизни Распутина криминал, им не
удалось его найти и пришлось придумывать заведомую ложь (но об этом в своем
месте). Нет ни одного убедительного свидетельства, чтобы в этот отрезок
жизни Григорий совершил какой-либо недостойный поступок. Напротив, именно в
это время формируется привлекательный образ мудрого крестьянина, духовного
учителя, человека, слава которого достигнет столицы.
ЗНАКОМСТВО С “ВЫСШИМИ СФЕРАМИ”
В 1903-1904 годах в душе Григория Распутина зрела мысль построить в
родном селе новый храм, ибо по словам апостола Павла, - “кто устроит храм,
того адовы врата не одолеют никогда”. Но откуда взять деньги? Сам Распутин
живет небогато, еле перебивается. Хотя и помогают ему его почитатели, но на
эту помощь церкви не построишь. И стал Григорий искать благодетелей,
которые бы дали денег на храм. В1904 году отправился он с одним рублем в
кармане в Петербург. По дороге голодал, даже на чай порой денег не хватало.
Приехав в столицу, усталый и голодный, отправился сразу же в Александро-
Невскую лавру поклониться мощам. На последние пять копеек, которые не
тратил даже на еду, заказал сиротский молебен за 3 копейки и 2 копейки
отдал на свечку.
Отстояв молебен, воспрянув духом, отправился на прием к ректору
духовной академии епископу Сергию (ставшему в 1942 году патриархом
Московским и всея Руси). Однако полиция его к епископу не пропустила.
Григорий задними дворами с помощью привратника разыскал швейцара, который
вначале его побил. Но когда Григорий, встав на колени, объяснил цель
приезда, швейцар все-таки доложил о нем владыке. “Епископ, - пишет
Распутин, - призвал меня, увидел, и вот мы стали беседовать тогда.
Рассказывая мне о Петербурге, знакомил с улицами и прочим, а потом с
Высокопоставленными, а там дошло и до Батюшки Царя, который оказал мне
милость, понял меня и дал денег на храм”. Впрочем, с момента разговора с
епископом Сергием до знакомства с царской семьей пройдет еще целый год. Но
в этот год епископ Сергий познакомит Григория с высокопоставленными
архиереями и, в частности, епископами Феофаном и Гермогеном. В это время о
Распутине, из осторожности, наводятся подробные справки, в том числе
делается запрос в Тобольскую консисторию. Но ничего плохого о Распутине
тогда никто сказать не мог.
Епископ Феофан вводит Григория в дом Великих княгинь Милицы Николаевны
и Анастасии Николаевны, с которыми в то время в тесной дружбе находилась
сама царица. Именно в доме этих Великих княгинь Григорий Распутин в октябре
1905 года впервые познакомился с царской четой. На царицу сибирский
странник с самого начала произвел глубокое впечатление. А чуть позднее
происходит знакомство Распутина с подругой царицы Анной Вырубовой.
“За месяц до моей свадьбы (конец 1905 года), - пишет Вырубова, - Ее
Величество просила Великую княгиню Милицу Николаевну познакомить меня с
Распутиным. Приняла она меня в своем дворце на Английской набережной, была
ласкова и час или два говорила со мной на религиозные темы. Помню, что я
очень волновалась, когда доложили о приходе Распутина. “Не удивляйтесь, -
сказала она, - я с ним всегда христосуюсь”. Вошел Григорий Ефимович, худой,
с бледным, изможденным лицом, в черной сибирке, глаза его, необыкновенно
проницательные, сразу меня поразили и напомнили глаза О. Иоанна
Кронштадтского. “Попросите, чтобы он помолился о чем-нибудь в особенности”,
- сказала Великая княжна по-французски. Я просила его помолиться, чтобы я
всю жизнь могла положить на служение Их Величествам. “Так и будет”, -
ответил он, и я ушла домой. Через месяц я написала Великой княгине, прося
ее спросить Распутина о моей свадьбе. Она ответила мне, что Распутин
сказал, что я выйду замуж, но счастья в моей жизни не будет”. Так и
произошло на самом деле. Муж Вырубовой оказался очень недобрым человеком,
мучил ее, к тому же был неполноценен как мужчина. Следующая встреча
Вырубовой с Распутиным состоялась только через год.
В 1904-1906 годах Григорий знакомится с десятками представителей
российской знати. Перед ним открывают двери салонов высшего света. Его
приглашают с просьбой помолиться и дать духовный совет. Как правило, он не
отказывает никому. В то трудное, смутное время, когда то тут, то там
взрывались бомбы и раздавались выстрелы, как никогда, требовалась духовная
поддержка. Кроме Великих княгинь Милицы Николаевны и Станы Николаевны,
Григорий близко знакомится и с мужем последней - Великим князем Николаем
Николаевичем, который пытается использовать Распутина, чтобы влиять на
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15