Григорий Распутин

месте на берегу Иртыша. Историю этого монастыря Распутин часто рассказывал

и в Петербурге, и в Москве.

«Мне приходилось - рассказывает Григорий Распутин, - переносить

нередко всякие беды и напасти; так приходилось, что убийцы предпринимали

против меня, что разные были погони, но на все милость Божья! То скажут:

“Одежда неладная”, то в чем-нибудь да забудутся клеветники неправды. С

ночлега уходил с полночи, а враг завистлив всяким добрым делам, пошлет

какого-нибудь смутителя, он познакомится, чего-нибудь у хозяина возьмет, а

за мной погоня, и все это пережито мною! а виновник тот час же находится.

Не один раз нападали волки, но они разбегались. Не один раз нападали

хищники, хотели обобрать, я им сказывал: “Это не мое, а все Божье, вы

возьмите у меня, я вам помощник, с радостью отдаю”, - им что-то особенно

скажет в сердцах их, они подумают и скажут: “Откуда ты и что такое с тобой?

“Я человек - посланный брат вам и преданный Богу”.

Верхотурский Николаевский монастырь, располагавшийся в Пермской

губернии, Григорий Распутин обычно посещал не один, а собирал на

паломничество крестьян из окрестных сел. Шли пешком сотни верст старым

сибирским трактом от Тюмени на Туринск, а потом на город Верхотурье.

Странничество для Распутина - не самоцель и тем более не средство

ухода от жизни, а внесение в нее духовного начала, придание ей высшего

смысла через подвижническое служение. Григорий осуждает странников, для

которых богомолье стало своего рода профессией, которые избегают труда. Он

этого не принимает.

В странствовании Григорий измождает свою плоть до того, что ему

начинают являться видения. “Злодей враг завидовал всему моему доброму делу,

то он являлся в виде нищего, а все-таки знатно, что не нищий, а враг в

тумане. Я успевал в то время крестным знамением себя осенять, и вдруг

исчезал как прах. То мне казал, что деревня еще более как 30 верст,

смотришь из-за леску и вышел на долинку - тут и село. Экой сатана!”

Григорий не лукавит, не обманывает, не стесняется признаваться в своих

человеческих слабостях. Порой его охватывают “помыслы нечестивые, усталость

неописанная, голод невысказанный, жажда питья неопределенная”. Но Григорий

понимает, что это искушение. Старается с ним бороться, хотя это дается

нелегко. Когда после дальней дороги приходит в село, возникает страстное

желание попить и поесть. Но это искушение, и его надо пересилить, пойти в

церковь, отстоять службу, а потом уже думать о еде и питье.

Самой далекой дорогой Григория в этот период стало паломничество в

киевские монастыри. От Покровского до Киева свыше 3000 верст. Какую-то

часть этого расстояния он преодолевал на пароходе, иногда подвозили

крестьяне на своих телегах, однако основной путь Григорий шел пешком.

Вставая рано на рассвете, выходил натощак. Шел от села к селу, от деревни к

деревне, от монастыря к монастырю, питался тем, что подавали крестьяне или

что в пути зарабатывал поденной работой. Ночевал где придется, куда

положат: и в избе, и в сарае, и на сеновале, а бывало, и в чистом поле на

кочке: “березонька под боком и зорьку не проспишь”.

Восхищение Киевом, и прежде всего Киево-Печерской Лаврой, Григорий

сохранил на всю жизнь. Когда после многих недель пути открылись перед ним

купола киевских святынь, Григорий встал на колени и заплакал.

Вернувшись из странствий, Григорий продолжает заниматься крестьянским

трудом, но никогда не забывает о молитве. В конюшне он выкопал себе

небольшую пещерку и в течение восьми лет уходил туда между обеднями и

заутренями молиться. “Я удалялся туда и там мне было вкусно, то есть

приятно, что в тесном месте не разбегается мысль, нередко и ночи все там

проводил”.

Вначале 1900-х годов Григорий Распутин - совершенно очевидно духовно

зрелый человек, “опытный странник”, как он сам себя называет. Полтора

десятка лет странствий и духовных поисков превратили его в человека,

умудренного опытом, ориентирующегося в человеческой душе, способного дать

полезный совет. И это притягивало к нему людей. Сначала небольшое число

крестьян из окрестных деревень приходило к нему, позднее слава об опытном

страннике распространяется шире и шире! К нему приезжают люди издалека, он

всех принимает, устраивает на ночлег, выслушивает и дает советы.

Неграмотный еще в 1897 году, крестьянин Григорий Распутин начинает

читать и писать, осваивает Священное Писание так, что знает его почти

наизусть, толкует его для всех желающих.

Надо заметить, что в этом общественном положении Григория Распутина

пока нет еще ничего необыкновенного. В те годы во многих местах России

живут люди, подобные Григорию, умудренные опытом странников и богомольцев,

готовые дать духовный совет. Григорий еще незнаком ни с кем из “сильных”

мира сего, и те, кому он помогает духовным советом, - свои братья-крестьяне

или люди из городских низов. Позднее, когда его многочисленные

недоброжелатели стали искать в этом периоде жизни Распутина криминал, им не

удалось его найти и пришлось придумывать заведомую ложь (но об этом в своем

месте). Нет ни одного убедительного свидетельства, чтобы в этот отрезок

жизни Григорий совершил какой-либо недостойный поступок. Напротив, именно в

это время формируется привлекательный образ мудрого крестьянина, духовного

учителя, человека, слава которого достигнет столицы.

ЗНАКОМСТВО С “ВЫСШИМИ СФЕРАМИ”

В 1903-1904 годах в душе Григория Распутина зрела мысль построить в

родном селе новый храм, ибо по словам апостола Павла, - “кто устроит храм,

того адовы врата не одолеют никогда”. Но откуда взять деньги? Сам Распутин

живет небогато, еле перебивается. Хотя и помогают ему его почитатели, но на

эту помощь церкви не построишь. И стал Григорий искать благодетелей,

которые бы дали денег на храм. В1904 году отправился он с одним рублем в

кармане в Петербург. По дороге голодал, даже на чай порой денег не хватало.

Приехав в столицу, усталый и голодный, отправился сразу же в Александро-

Невскую лавру поклониться мощам. На последние пять копеек, которые не

тратил даже на еду, заказал сиротский молебен за 3 копейки и 2 копейки

отдал на свечку.

Отстояв молебен, воспрянув духом, отправился на прием к ректору

духовной академии епископу Сергию (ставшему в 1942 году патриархом

Московским и всея Руси). Однако полиция его к епископу не пропустила.

Григорий задними дворами с помощью привратника разыскал швейцара, который

вначале его побил. Но когда Григорий, встав на колени, объяснил цель

приезда, швейцар все-таки доложил о нем владыке. “Епископ, - пишет

Распутин, - призвал меня, увидел, и вот мы стали беседовать тогда.

Рассказывая мне о Петербурге, знакомил с улицами и прочим, а потом с

Высокопоставленными, а там дошло и до Батюшки Царя, который оказал мне

милость, понял меня и дал денег на храм”. Впрочем, с момента разговора с

епископом Сергием до знакомства с царской семьей пройдет еще целый год. Но

в этот год епископ Сергий познакомит Григория с высокопоставленными

архиереями и, в частности, епископами Феофаном и Гермогеном. В это время о

Распутине, из осторожности, наводятся подробные справки, в том числе

делается запрос в Тобольскую консисторию. Но ничего плохого о Распутине

тогда никто сказать не мог.

Епископ Феофан вводит Григория в дом Великих княгинь Милицы Николаевны

и Анастасии Николаевны, с которыми в то время в тесной дружбе находилась

сама царица. Именно в доме этих Великих княгинь Григорий Распутин в октябре

1905 года впервые познакомился с царской четой. На царицу сибирский

странник с самого начала произвел глубокое впечатление. А чуть позднее

происходит знакомство Распутина с подругой царицы Анной Вырубовой.

“За месяц до моей свадьбы (конец 1905 года), - пишет Вырубова, - Ее

Величество просила Великую княгиню Милицу Николаевну познакомить меня с

Распутиным. Приняла она меня в своем дворце на Английской набережной, была

ласкова и час или два говорила со мной на религиозные темы. Помню, что я

очень волновалась, когда доложили о приходе Распутина. “Не удивляйтесь, -

сказала она, - я с ним всегда христосуюсь”. Вошел Григорий Ефимович, худой,

с бледным, изможденным лицом, в черной сибирке, глаза его, необыкновенно

проницательные, сразу меня поразили и напомнили глаза О. Иоанна

Кронштадтского. “Попросите, чтобы он помолился о чем-нибудь в особенности”,

- сказала Великая княжна по-французски. Я просила его помолиться, чтобы я

всю жизнь могла положить на служение Их Величествам. “Так и будет”, -

ответил он, и я ушла домой. Через месяц я написала Великой княгине, прося

ее спросить Распутина о моей свадьбе. Она ответила мне, что Распутин

сказал, что я выйду замуж, но счастья в моей жизни не будет”. Так и

произошло на самом деле. Муж Вырубовой оказался очень недобрым человеком,

мучил ее, к тому же был неполноценен как мужчина. Следующая встреча

Вырубовой с Распутиным состоялась только через год.

В 1904-1906 годах Григорий знакомится с десятками представителей

российской знати. Перед ним открывают двери салонов высшего света. Его

приглашают с просьбой помолиться и дать духовный совет. Как правило, он не

отказывает никому. В то трудное, смутное время, когда то тут, то там

взрывались бомбы и раздавались выстрелы, как никогда, требовалась духовная

поддержка. Кроме Великих княгинь Милицы Николаевны и Станы Николаевны,

Григорий близко знакомится и с мужем последней - Великим князем Николаем

Николаевичем, который пытается использовать Распутина, чтобы влиять на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать