Григорий Распутин

почта, раньше располагался. С этой запиской летит детвора к лавочнику, и

тот подбирает нужную вещь. Ну а потом Распутин за все расплачивается. Таких

случаев было очень много. О них рассказывали практически все опрошенные.

Иванова Анна Федоровна, 93 лет, вспоминает, как у ее сестры Марины не было

ботинок, нельзя было в церковь на праздник пойти, а об этом узнал Распутин,

написал записку лавочнику; Киреевой Матрене Алексеевне дал на платье.

Но это не самое главное. Если кто у бедных женился, денег на свадьбу

давал Григорий.

Старушки передают сцену: приходит бедняк: “Помоги, Григорий Ефимович,

свадьба скоро”. - “А сколько надо?” - “Ну рублей 50” - “Что на 50 сделаешь,

бери 100”.

Почивалову Михаилу Григорьевичу построил на свои деньги дом. Другим

покупал то лошадь, то корову, давал деньги детям на учебу, на лекарства.

Многое делал Распутин для своего села вообще. Источники свидетельствуют,

что он регулярно жертвовал то 500, то 100, то 300 рублей на общественные

нужды, строительство общественных зданий, ремонт волостного правления,

которое размещалось рядом с его домом.

Часто Распутин выступает ходатаем по общественным делам. Однажды,

когда крестьяне села Покровского узнали, что у них отобрали озеро Большое,

богатое рыбой, то решили ходатайствовать по этому делу перед губернатором,

который в то время проезжал через село. Однако официальную делегацию

крестьян к губернатору не допустили, а Распутин сумел пройти к нему сам и

через некоторое время вернулся к крестьянам с бумагой, по которой озеро

снова возвратилось селу.

В общем, к деньгам Распутин относился по-философски: если их не было,

не горевал, а если появились, легко раздавал их. Как было установлено

следственной комиссией Временного правительства, после его убийства семья

осталась без гроша, так что его дети вынуждены были ходатайствовать пособия

у царя. В начале 1917 года царь перевел семье Распутина на банк в городе

Тюмени пособие 150 тысяч рублей.

Неоднократно делались различные попытки подкупить Распутина, дать ему

“отступного”, чтобы он уехал из Петербурга.

В 1913 году министр финансов Коковцев предложил Распутину 200 тысяч

рублей, с тем чтобы он навсегда покинул Петербург. Предложение это обидело

Григория. Он ответил Коковцеву, что если “Папа и Мама (то есть царь и

царица) хотят, то он, конечно, уедет, но зачем же его покупать?”

Бывший председатель Совета министров граф Витте, знавший Распутина

лично, был самого высокого мнения о его нравственных качествах и

интеллекте. По его мнению, Распутин был своего рода “сверхчеловеком”,

“силой природы”, которую нельзя мерить обыкновенной меркой холодного

рассудка.

Политику и многих политиканов Распутин глубоко презирал, имея в виду,

конечно, постыдное политиканство и интриганство, которые вершили люди,

подобные Гучкову, Милюкову, Родзянко, Пуришкевичу. “Вся политика вредна, -

говорил он, - вредна политика... Понимаешь? - Все эти Пуришкевичи,

Дубровины беса тешат, бесу служат. Служи народу... Вот тебе и политика... А

прочее - от лукавого... Понимаешь, от лукавого...”

До конца дней своих Распутин был малограмотен. Писем сам не писал. За

него их писал кто-то из почитателей. Они же читали письма, приходящие к

нему со всех концов России. Сам Распутин писал только телеграммы и короткие

записки. Все свои книжечки он диктовал кому-то из своих последователей, и

они слово в слово записывали все, что он говорил, даже если это казалось и

не совсем грамотным.

С ЦАРСКОЙ СЕМЬЕЙ

Трагедию Распутина невозможно понять без знания тех особых

взаимоотношений, которые сложились между ним и царской семьей. Все нападки,

клевета, ложь, которые обрушились на Распутина, на самом деле

предназначались не ему, а царю и его близким. Нащупав самое тонкое, самое

нежное, самое интимное место в жизни царской семьи, враги царя и России

стали с методической старательностью и изощренностью бить в него, как в

свое время они били по Иоанну Кронштадтскому, находившемуся в дружеских

отношениях с Александром III.

В течение более десяти лет Григорий Распутин был для царской семьи

одним из самых близких людей, а в какие-то периоды даже самым близким. И

царь, и царица, и царские дети, безусловно, любили его и верили ему. Это,

конечно, не означало, что их вера была слепа. Существуют достоверные

сведения, что царь и царица неоднократно собирали информацию о нем и

проверяли те клеветнические сведения, которые довольно часто представляли

им, чтобы оттолкнуть их от Распутина.

Царь и царица не были религиозными фанатиками. Их религиозность носила

органичный, традиционный характер. Православие для них было ядром

существования. Идеалом - кристальная вера русских царей эпохи первых

Романовых, вера, неразрывно сплетенная с другими идеалами Святой Руси,

народными традициями и обычаями.

“Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин действительно из народа”, -

говорила царица, а царь считал, что Григорий - “хороший, простой,

религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с

ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и

спокойно”. Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и в беседах.

Царь с царицей уважительно называли Распутина “наш друг” или

“Григорий”, а Распутин их “Папой и Мамой”, вкладывая в это смысл “отец и

мать народа”. Беседовали друге другом только на “ты”.

В жизни царской семьи - по мнению Вырубовой - Распутин играл такую же

роль, как святой Иоанн Кронштадтский. “Они также верили ему, как отцу

Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили, и когда у них горе было, когда,

например, наследник был болен, обращались к нему с просьбой помолиться” (из

протокола допроса Вырубовой А.А.).

Письма царицы супругу наполнены глубочайшей верой в Григория

Распутина.

“Да, одни молитвы и беззаветная вера в Божью милость, - пишет она, -

дают человеку силу все переносить. И наш Друг помогает нести твой тяжелый

крест и великую ответственность” (24 сентября 1914 г.).

“Нет, слушай нашего Друга, верь ему, его сердцу дороги интересы России

и твои. Бог недаром его нам послал, только мы должны обращать больше

внимания на его слова - они не говорятся на ветер. Как важно для нас иметь

не только его молитвы, но и советы!” (10 июня 1915 г.)

“Ах, милый, я так горячо молю Бога, чтоб он просветил тебя, что в нем

наше спасение: не будь его здесь, не знаю, что было бы с нами. Он спасает

нас своими молитвами, мудрыми советами. Он - наша опора и помощь” (10

ноября 1916 г.).

И наконец, незадолго до убийства Григория, 5 декабря 1916 года:

“Милый, верь мне, тебе следует слушаться советов нашего Друга. Он так

горячо, денно и нощно, молится за тебя. Он охранял тебя там, где ты был,

только Он, - как я в том глубоко убеждена... Страна, где Божий человек

помогает Государю, никогда не погибает. Это верно - только нужно слушаться,

доверять и спрашивать совета - не думать, что Он чего-нибудь не знает. Бог

все ему открывает. Вот почему люди, которые не постигают его души, так

восхищаются его умом, способным все понять. И когда он благословляет какое-

нибудь начинание, оно удается, и если он рекомендует людей, то можно быть

уверенным, что они - хорошие люди. Если же они впоследствии меняются, то

это уже не его вина - но Он меньше ошибается в людях, нежели мы: у Него -

жизненный опыт, благословенный Богом”.

Мы не имеем морального права комментировать эти слова, ибо еще так

мало знаем мир высших чувств, которыми жила царская семья. Спасение России

- в следовании народным традициям, основам и идеалам - было отвергнуто

большинством образованного общества. Мозг нации был болен недугом

чужебесия, при котором отечественные ценности представлялись мракобесием и

реакцией.

“Я твердо верю в слова нашего Друга, - писала царица супругу, - что

слава твоего царствования впереди. Всякий раз, когда ты, наперекор желанию

кого бы то ни было, упорствуешь в своем решении, мы видим его хороший

результат”.

Сегодня кто-то может усмехнуться, прочитав эти слова, но если

посмотреть на историю России с более высоких позиций, то можно истолковать

слова Распутина и так, что значение твоего царствования поймут в будущем. А

ведь так и есть. Период правления Николая Второго характеризовался

культурным и экономическим расцветом России. И только сегодня мы можем

спокойно оценить высокие достижения России. Это совсем не противоречит тем

катастрофическим событиям, которые последовали потом. Ядовитые плоды

антирусской революции, созревшие в царствование Николая Второго, начали

вызревать задолго до него. И то, что они созрели в его правление, - не его

вина, а его беда.

Царь и царица часто обращаются к Распутину за помощью и молитвой. Вот

довольно характерная строчка из письма царицы царю: “Я просила Аню

телеграфировать нашему Другу, что дело обстоит очень серьезно и что мы

просим его помолиться” (24 ноября 1914 г.).

Или: “Меня беспокоит твоя мысль о поездке в Литву и Польшу, не рано ли

едешь, - пишет царица супругу, - ведь настроение так враждебно России... Я

попрошу нашего Друга особенно за тебя помолиться, когда ты там будешь” (6

апреля 1915г.).

“Наш Друг благословляет твою поездку”, - нередко пишет царица царю.

Дело доходит до того, что царица видит особые свойства в вещах,

принадлежащих Распутину, рассматривает как своего рода святыню.

“Благословляю и целую, мой дорогой, не забудь причесаться маленькой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать