интересы значительной части царской фамилии, не понимая, что тем самым
готовит ловушку для собственного сына.
26 февраля 1912 года Родзянко делает доклад царю: “Ваше Величество,
присутствие при дворе в интимной его обстановке человека столь
опороченного, развратного и грязного, представляет из себя небывалое
явление в истории русского царствования. Влияние, которое он оказывает на
церковные и государственные дела, внушает немалую тревогу решительно во
всех слоях общества. В защиту этого проходимца выставляется весь
государственный аппарат, начиная с министров и кончая низшими чинами
охранной полиции. Распутин - оружие в руках врагов России, которые через
него подкапываются под церковь и монархию. Никакая революционная пропаганда
не могла бы сделать того, что делает присутствие Распутина. Всех пугает
близость его к царской семье. Это волнует умы”.
- Но отчего же такие нападки на Распутина? - перебил “речь” Родзянко
царь. - Отчего его считают вредным?
Родзянко, ссылаясь на публикацию в газетах и на разные слухи, сообщил
царю, что Распутин влияет на перемещение церковных иерархов. Способствовал
смещению епископов Гермогена, Феофана, Антония, иеромонаха Илиодора. Все
знают, что Распутин хлыст и ходит с женщинами в баню.
Родзянко зачитывает царю несколько писем.
Царь внимательно слушает.
- Вот письмо одного сибирского священника, - говорит царю Родзянко, -
в котором он умоляет довести до сведения начальства о поведении Распутина,
о развратной его жизни и о том, какие слухи он распространяет о своем
значении в Петербурге и при дворе (зачитывает его).
Вот письмо, в котором одна барыня кается, что Распутин её совратил,
нравственно изуродовал, отшатнулась от него, покаялась, и после этого она
вдруг видит, что Распутин выходит из бани с её двумя дочерьми. Жена
инженера Л. тоже увлеклась этим учением. Она сошла с ума и теперь ещё в
сумасшедшем доме. Поверьте, Ваше Величество.
- Но отчего вы думаете, что он хлыст?
- Ваше Величество, прочтите брошюру Новоселова. Он специально занялся
этим вопросом. Там есть указание на то, что Распутина судили за
хлыстовство, но дело почему-то было прекращено. Кроме того, известно, что
радения приверженца Распутина происходили на квартире Сазонова, где
Распутин жил.
Родзянко обманывал царя. Письма, которые он ему зачитал, при проверке
оказались выдумкой, и сам Родзянко их никогда больше не использовал.
Посещение бань с женщинами подтверждалось только предположениями
полицейских агентов, которые следили за Распутиным. Григорий Ефимович
действительно часто посещал баню, иногда его сопровождали и женщины, но в
любой бане есть мужские и женские отделения, а не только семейные номера.
Несмотря на все старания, полицейским агентам не удалось получить показания
банщиков, что Распутин мылся с женщинами в одном помещении. А ведь для
этого у полицейских агентов были все возможности, включая денежные фонды
полиции.
Родзянко обманывает царя своим утверждением, что Распутине, судили за
хлыстовство. Дело до суда не могло быть доведено из-за отсутствия, так
сказать, состава преступления. Выдумкой оказывается факт о проведении
хлыстовских радений на квартире издателя журнала “Экономия России”
Сазонова. Ни Родзянко, ни полиция этот факт больше не используют, так как
не имеют никаких доказательств, кроме беспочвенных домыслов и слухов.
Это вскроется позже, а пока царь дает Родзянко поручение произвести
расследование по делу Распутина. Он получает возможность изучить то самое
тобольское дело о хлыстовстве и целый ряд других документов, позволявших
сделать вывод о том, что кампания против Распутина намеренно сфабрикована.
Но Родзянко не интересует истина. Запряженный в колесницу своих
политических устремлений, он продолжает намеренно искажать факты. Вот как,
например, он представляет уже известное нам дело о принадлежности Распутина
к секте хлыстов. Миссионер Тобольской епархии “представил обширный доклад,
изобилующий документальными данными, сделал обыск в квартире Распутина,
произвёл несколько выемок вещественных доказательств и раскрыл много бывших
неясными обстоятельств, несомненно изобличающих принадлежность Распутина к
хлыстовству. Некоторые из этих подробностей, указанных в докладе, были до
того безнравственны и противны, что без отвращения нельзя было их читать”.
Так намеренно производится шельмование неугодного человека, создается миф о
Распутине.
Однако царь параллельно с Родзянко поручает разобраться в деле
Распутина и другим, более честным, людям, а также сам затребовал и изучил
обвинительные материалы. В результате царь, всегда доверявший Родзянко,
после этого стал относиться к нему холоднее и даже некоторое время
отказывался его принимать. Это недоверие к нему он сохранил до конца своих
дней.
При дворе оружием враждебных Распутину сил стала фрейлина царицы София
Ивановна Тютчева, тесно связанная с окружением Великого князя Николая
Николаевича. Тютчева собирает о Распутине компрометирующие материалы
(слухи, “одна дама сказала”) и передает их царице, которая, проверив их,
убеждается в их вымышленности.
Фрейлина Тютчева с удивительной настойчивостью продолжает распускать
слухи о том, что Распутин чуть ли не ежедневно бывает во дворце, купает
Великих княжон. Дошло до того, что царь был вынужден пригласить Тютчеву к
себе и сделать ей внушение.
Однако и после беседы с царем Тютчева продолжала распускать слухи и
интриговать. Как рассказывает Вырубова, “она бегала жаловаться семье Её
Величества на неё же. Она повлияла на фрейлину княжну Оболенскую, которая
ушла от Государыни, несмотря на то, что служила много лет и была ей
предана. В детской она перессорила нянь, так что Её Величество, которая
жила с детьми, избегала ходить наверх, чтобы не встречаться с надутыми
лицами. Когда Великие княжны стали жаловаться, что она восстанавливает их
против матери, Её Величество решила с ней расстаться (это произошло в 1912
г.). В глазах московского общества Тютчева прослыла “жертвой Распутина”, в
самом же деле все нелепые выдумки шли от неё, и она сама была главной
виновницей чудовищных сплетен на семью их Величеств”.
В те же годы распространяются слухи, что Распутин соблазнил нянюшку
царских детей М.И. Вишнякову. Распускается сплетня, что в этом она якобы
каялась своему духовному отцу, признавалась, что ходила со своим
соблазнителем в баню, но потом одумалась, поняла своей грех и во всём
призналась царице. Разбирательство этого дела, проведенное по приказанию
царя, показало, что речь идёт о больном воображении психически
неуравновешенного человека. При допросе она не подтвердила фактом ни
интимной связи с Распутиным, ни хождения с ним в баню, зато рассказала, что
слышала о его якобы безнравственном поведении от других лиц. В Центральном
государственном архиве РФ сохранилась её маленькая записочка, в которой она
перечисляла лиц, якобы соблазненных Распутиным (Решетникова в Москве
(семидесятилетняя старуха) и баронесса Врангель в Ялте). В конце концов её
отправили на лечение.
Как подавалось в высших придворных сферах дело Распутина, можно судить
по секретному донесению, хранящемуся ныне в Центральном государственном
архиве. Донесение напечатано на хорошей бумаге, написано обтекаемым языком,
рассчитанным на деликатную публику (избегаются резкие выражения,
скабрезности передаются эзоповым языком), датировано февралём 1912 года.
“По кулуарным слухам, - сообщается в донесении, - история Григория
Распутина представляется к данному моменту в следующей схеме: значение
Распутина двояко, оно заключается, во-первых, в политическом влиянии на
Государыню.
Политические учения Распутина изложены в его сочинении, посвященном
киевским торжествам, где проводится мысль о государстве как полном
народовластии, “единственным выразителем которого является царь,
представляющий собой наиболее совершенное выражение народного разума,
народной совести и народной воли”.
По мнению “секретного доносителя”, это учение принадлежит не самому
Распутину, а приготовлено для него “Союзом русского народа”.
“Секретный доноситель” сообщает о якобы покровительстве Распутина со
стороны графа Витте, в последнее время весьма стремящегося к примирению с
“Союзом русского народа”, что, по мнению правых членов Думы, “возможно,
хотя и трудно”.
Влияние Распутина на Императрицу, по мнению “доносителя”, можно
понять, прочитав трактат Блаженного Августина “О граде Божием”, в котором
грехопадение трактуется как нарушение гармонии между духовным и
физиологическим. Свою теорию восстановления гармонии между духовным и
физиологическим началами человеческой природы Распутин осуществляет столь
изощрёнными способами, что многие из жертв добросовестно заблуждаются в
истинном значении производимых над ними манипуляций (намёк на “развратное”
поведение Распутина, хождения с женщинами в баню).
При дворе идёт борьба двух империатриц. Против Распутина выступает
вдовствующая императрица с генералом Дедюлиным, которая стала побеждать,
чему способствовала жалоба горничной государыни Вишняковой, которую
Распутин якобы хотел соблазнить.
“Доноситель” сообщает подробности отъезда Распутина в Тобольск. На
вокзале его провожали Вырубова и Пистолькорс, а перед самым отправлением
поезда лейб-казак привез Распутину из царского дворца букет белых роз.
Распутин беседовал с сотрудником газеты “Новое время” и якобы сказал ему,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15