Последние годы жизни А.С.Пушкина

Карамзиным. Для Пушкина я все готов сделать, но

я не могу сравнить его в уважении с Карамзиным,

тот умирал, как ангел". Он дал почувствовать

Жуковскому, что и смерть, и жизнь Пушкина не

могут быть для России тем, чем был для нее

Карамзин.

А. И. ТУРГЕНЕВ -- Н. И. ТУРГЕНЕВУ, 31 янв.

1837 г. П-н и его совр-ки, VI, 61.

Д. В. Дашков передавал кн. Вяземскому, что

государь сказал ему: "Какой чудак Жуковский!

Пристает ко мне, чтобы я семье Пушкина назначил

такую же пенсию, как семье Карамзина. Он не

хочет сообразить, что Карамзин человек почти

святой, а какова была жизнь Пушкина?"

П. И. БАРТЕНЕВ. Рус. Арх., 1888, II, 294.

1. Заплатить долги. 2. Заложенное имение отца

очистить от долга. 3. Вдове пенсион и дочери по

замужество. 4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на

воспитание каждого по вступление на службу. 5.

Сочинения издать на казенный счет в пользу вдовы

и детей. 6. Единовременно 10 т.

ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ. Записка о милостях

семье Пушкина. Щеголев, 217.

Традиции дома, как на комнату, в которой умер

Пушкин, указывают на угловую комнату с тремя

окнами, выходящими на Мойку, которая

составляет часть бывшего пушкинского кабинета в

пять окон, впоследствии разделенного

перегородкою на две комнаты. В большей из них, у

перегородки, поставлен теперь камин, ранее же в

этом месте много лет находилась доска с надписью

о том, что именно здесь скончался Пушкин.

Надпись эту помнит еще нынешний владелец дома,

светл. кн. П. Д. Волконский, неоднократно

видевший ее в детстве...

Л. БАКСТ, АЛЕКСАНДР БЕНУА, М.

ДОБУЖИНСКИЙ. О смертной комнате Пушкина.

(Письмо в редакцию). Русь, 1908, № 81.

29 янв. 1837 г. я зашел поклониться праху поэта.

Народ туда валил толпами, и посторонних

посетителей пускали через какой-то подземный

ход и черную лестницу. Оттуда попал я прямо в

небольшую и очень невысокую комнату,

окрашенную желтою краскою и выходившую двумя

окнами на двор. Совершенно посреди этой комнаты

(а не в углу, как это водится), стоял гроб, обитый

красным бархатом, с золотым позументом и

обращенный стороною головы к окнам, а ногами к

двери, отпертой настежь в гостиную, выходившую

окнами на Мойку. Все входившие благоговейно

крестились и целовали руку покойного. На руках у

покойного положен был простой образ, без всякого

оклада, и до того стертый, что никакого

изображения на нем нельзя было в скорости

разглядеть; платье было на Пушкине из черного

сукна, старого фасона и очень изношенное. В ногах

дьячок читал псалтырь. Катафалк был низкий и

подсвечники весьма старые; вообще заметно было,

что все устроено было как-то наскоро и что

домашние и семья растерялись вследствие

ужасной, внезапной потери. Даже комната, где

покоилось тело, скорее походила на прихожую или

опорожненный от шкафов буфет, чем на

сколько-нибудь приличную столовую. Помню, что

в дверях соседней гостиной я узнал в этот вечер В.

А. Жуковского, кн. П. А. Вяземского и графа Г. А.

Строганова.

Бар. Ф. А. БЮЛЕР. Рус. Арх., 1872, 202.

(30 янв. 1837 г.). Толпа публики стеною стояла

против окон, завешанных густыми занавесами и

шторами, стараясь проникнуть в комнаты, где

выставлено было тело Пушкина; но впуск был

затруднителен, и нужно было даже пользоваться

какою-нибудь протекцией... Мы нашли

темно-фиолетовый бархатный гроб с телом

Пушкина в полутемной комнате, освещенной

только красноватым и мерцающим огнем от

нескольких десятков восковых церковных свечей,

вставленных в огромные шандалы, обвитые

крепом. Комната эта, помнится, желтая,

по-видимому, была столовая, так как в ней стоял

огромный буфет. Окна два или три на улицу были

завешены, а на какую-то картину, написанную

масляными красками, и на довольно большое

зеркало были наброшены простыни. Гроб стоял на

катафалке в две ступеньки, обитом черным сукном

с серебряными галунами. Катафалк помещен был

против входной двери, в ногах был налой. Тело

покойника, сплошь прикрытое белым крепом,

было почти все задернуто довольно подержаным

парчовым палевым покровом, по-видимому,

взятым напрокат от гробовщика или церкви... Лицо

покойника было необыкновенно спокойно и очень

серьезно, но нисколько не мрачно. Великолепные

курчавые темные волосы были разметаны по

атласной подушке, а густые бакенбарды окаймляли

впалые щеки до подбородка, выступая из-под

высоко завязанного черного, широкого галстуха.

На Пушкине был любимый его темно-коричневый

с отливом (а не черный, как это описывал барон

Бюлер) сюртук, в каком я видел его в последний

раз, в ноябре 1836 г., на одном из Воейковских

вечеров.

В. П. БУРНАШЕВ. Воспоминания. Рус. Арх.,

1872. стр. 1809 -- 1811.

Я видал Пушкина в гробу, черты лица не

изменились, только он начинает пухнуть, и кровь

идет из рта. Он одет в черном фраке.

А. П. ЯЗЫКОВ -- АЛ. А. КАТЕНИНУ. Описание

Пушкинского Музея Имп. Алекс. Лицея. СПб. 1899,

стр. 453.

Если не изменяет мне память, 30 января 1837 г.,

в 3 часа пополудни, я пошел на квартиру Пушкина.

День был пасмурный и оттепель. У ворот дома

стояли в треуголках двое квартальных с сытыми и

праздничными физиономиями; около них с

десяток любопытных прохожих. В гробовой

комнате мы застали не более 30 человек и то

большею частью из учащейся молодежи, да

отдыхавших в соседней комнате человек пять.

Пушкин был в черном фраке, его руки в желтых

перчатках из толстой замши. У головы стоял его

камердинер, -- высокий красивый блондин, с

продолговатым лицом, окаймленным маленькими

бакенбардами, в синем фраке с золотыми

пуговицами, белом жилете и белом галстухе, --

который постоянно прыскал голову покойного

одеколоном и рассказывал публике всем теперь

известные эпизоды смерти Пушкина. Никого из

близких покойному при гробе не было. При входе

налево, в углу, стояли один на другом два простых

сундука, на верхнем стул, на котором перед

мольбертом сидел академик Бруни, снимавший

портрет с лежавшего в гробу, головой к окнам на

двор, Пушкина. У Бруни были длинные, крепко

поседевшие волосы, а одет он был в какой-то

светло-зеленый засаленный балахон. Полы во всех

комнатах (порядочно потертые) были выкрашены

красно-желтоватой краской, стены комнаты, где

стоял гроб, -- клеевою ярко-желтою. -- По выходе

из гробовой комнаты, мы уселись отдохнуть в

кабинете на диване перед столом, на котором, к

величайшему удивлению, увидели с письменными

принадлежностями в беспорядке наваленную кучу

черновых стихотворений поэта. Мы с

любопытством стали их рассматривать. Прислуга,

возившаяся около буфета, конечно, видела очень

хорошо наше любопытство, но ее главное внимание

было поглощено укупоркой в ящики с соломой

столовой посуды.

В. Н. ДАВЫДОВ. Рус. Стар., 1887, т. 54, стр. 162.

31 янв., в половине второго, мы отправились на

панихиду к Пушкину. Главный ход вел в комнаты,

где находилась жена Пушкина, и отворялся только

для ее посетителей; тех же, кто приходили

поклониться телу Пушкина, вели по узенькой,

грязной лестнице в комнату, где вероятно жила

прислуга, и которую наскоро приубрали; возле

находилась комната в два окна, похожая на

лакейскую, и тут лежал Пушкин. Обстановка эта

меня возмутила.

(Е. А. ДРАШУСОВА). Рус. Вестн., 1881, т. 155,

стр. 155.

На другой день после смерти Пушкина тело его

выставлено было в передней комнате перед

кабинетом... Парадные двери были заперты,

входили и выходили в швейцарскую дверь,

узенькую, вышиною в полтора аршина; на этой

дверке написано было углем: Пушкин. 31 января, в

два часа поутру, я вошел на крыльцо; из маленькой

двери выходил народ; теснота и восковой дух,

тишина и какой-то шепот. У двери стояли

полицейские солдаты. Я взошел по узенькой

лестнице... Во второй комнате стояли ширмы,

отделявшие вход в комнаты жены; диван, стол, на

столе бумага и чернильница. В следующей комнате

стоял гроб, в ногах читал басом чтец в черной ризе,

в головах живописец писал мертвую голову.

Теснота. Трудно было обойти гроб. Я посмотрел на

труп, он в черном сюртуке. Черты лица резки,

сильны, мертвы, жилы на лбу напружинились,

кисть руки большая, пальцы длинные, к концу

узкие.

К. Н. ЛЕБЕДЕВ. Из записок сенатора. Рус. Арх.,

1910, II, 369 -- 370.

Греч получил строгий выговор от Бенкендорфа

за слова, напечатанные в "Северной Пчеле":

"Россия обязана Пушкину благодарностью за 22-х

летние заслуги его на поприще словесности" (№

24). Краевский, редактор "Литературных

Прибавлений к Русскому Инвалиду", тоже имел

неприятности за несколько строк, напечатанных в

похвалу поэту. Я получил приказание вымарать

совсем несколько таких же строк, назначавшихся

для "Библиотеки для Чтения".

И все это делалось среди всеобщего участия к

умершему, среди всеобщего глубокого сожаления.

Боялись -- но чего?

А. В. НИКИТЕНКО. Записки и дневник, т. I, стр.

284.

В первые дни после гибели Пушкина

отечественная печать как бы онемела: до того был

силен гнет над печатью своенравного опекуна над

великим поэтом -- графа А. X. Бенкендорфа.

Цензура трепетала перед шефом жандармов,

страшась вызвать его неудовольствие -- за

поблажку в пропуске в печать -- слов сочувствия к

Пушкину. В одной лишь газете: "Литературные

прибавления к "Рускому Инвалиду", -- Андрей

Александрович Краевский, редактор этих

прибавлений, поместил несколько теплых, глубоко

прочувствованных слов. Вот они ("Литературные

прибавления", 1837 г., № 5):

Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин

скончался, скончался во цвете лет, в середине

своего великого поприща!.. Более говорить о сем

не имеем силы, да и не нужно; всякое русское

сердце знает всю цену этой невозвратимой потери и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать