Сергий Радонежский

ангельский ел человек, пищу послал Бог им в изобилии, и они ели и

насытились весьма [Пс. 77. 23—25]. Тогда иноки воистину поняли, что

посланные им хлебы были пищей нерукотворной.

Так Господь воздал преподобному Сергию плод его четырехдневного

терпения и воздержания. Алчущий и страждущий, борясь с голодом, преподобный

все претерпел ради Бога, по слову пророка Давида: Терпение бедных не

погибнет до кониа [Пс. 9. 19]; плоды трудов твоих ешь; блажен ты и добро

тебе будет [Пс. 127. 2], В награду за гнилой хлеб Бог послал блаженному

сладкое брашно: за гнилой хлеб — не гнилые, но свежеиспеченные, сладкие,

благоуханные караваи, вместо тленных благ — наслаждение нетленными благами

уже на земле. И это в настоящей жизни, а в будущей Бог дарует наслаждение

благами не тленными, но вечными, не земными, но небесными, как сказал

апостол: Того глаз не видел, и ухо не слышало, и на сердце человеку не

приходило то, что приготовил Бог любящим Его и хранящим заповеди Его [1

Кор. 2. 9]. Не только Сергия, но и всякого, возлюбившего Бога, творящего

Его волю и хранящего Его заповеди, ждет великая награда.

За трапезой преподобный спросил: «Где тот брат, который роптал на

заплесневевшие хлебы? Пусть увидит, что ныне мы едим не заплесневевшие, но

сладкие и мягкие хлебы. Как не вспомнить, братие, слова пророка Давида: Я

пепел, как хлеб, ел и питие мое слезами растворял [Пс. 101. 10]», Потом

начали узнавать, чей это хлеб, кто его привез и кто послал. Братия смотрели

друг на друга, расспрашивали и допытывались между собой, но никто до конца

так и не смог понять случившегося, наконец преподобный спросил: «Разве я не

повелел вам позвать к столу тех, кто привез хлебы; где же они? Почему они

не пришли к началу трапезы?» Братия ответили: «По твоему слову мы их звали

отче, и спрашивали о хлебах: от кого они присланы. Но они только сказали

нам, что один христолюбец, человек богатый, прислал их издалека L/ергию и

живущей с ним братии». По повелению Сергия иноки вновь позвали приезжих на

обед, но те отказались, спеша отправиться в дорогу в другое место, и вскоре

исчезли из глаз. Удивительно было. что иноки и после расспросов не поняли и

не узнали, кто привез хлебы или кто послал их; придя к игумену, они с

изумлением говорили: «Отче! 'VBK хлебы, испеченные с пряностями и маслом,

могут быть теплыми. ведь они привезены издалека?» На следующий день в

монастырь вновь оыло привезено много снеди — еды и напитков. И на третий

день из других мест таким же образом, как мы описали, прибыли съестные

припасы.

Видя все это, игумен Сергий со всей братией прославил Бога: «Братия!

Уразумели ли вы, что Господь Промыслитель не оставит этого места и Своих

рабов, здесь живущих и соиночествующих, работающих Ему день и ночь и

терпящих все с верой и благодарением?» Старец напомнил инокам слова

апостола Павла: Имея пищу и одежду, тем довольны будем [1 Тим. 6. 8] и

продолжал: «Не будем заботиться ни о чем бесполезном, но будем уповать и

надеяться на Господа, Который может накормить и одеть нас и позаботиться

обо всем, потребном для нас, от Него будем ожидать всего нужного и

полезного для душ и тел наших. Будем молиться Богу, чтобы Он заботился о

нас, а более укрепимся в своей надежде на Него, ибо Он в древности накормил

в пустыне многие тысячи израильтян, ожесточенных и непокорных, и

впоследствии не раз насыщал многих: Одождил на них манну в пищу и хлеб

небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек, пищу послал Бог им в изобилии,

и они ели и насытились весьма [Пс. 77. 24—25]. Они попросили — и налетели

перепелы. и Бог одождил на них, как пыль, мясо и, как песок морской, птиц

пернатых: они ели и насытились весьма [Пс. 77. 24—25, 27, 29]. Сам Господь

отныне будет заботиться о нас. Разве истощилась Его сила или уменьшилась

Его забота о Своих созданиях? Нет, как в древние времена, так и теперь

Господь готов послать нам пропитание».

С того времени монахи положили больше не роптать в бедах и лишениях, и,

если случались скорби и недостаток самого насущного, они все терпели с

верой и надеждой на Господа Бога, имея залогом обетования преподобного отца

нашего Сергия.

ГЛАВА 8. О БЕДНОСТИ ОДЕЖДЫ СЕРГИЯ И О НЕКОЕМ КРЕСТЬЯНИНЕ

Здешние старцы рассказывали о преподобном Сергии, что новая одежда

никогда не покрывала его тело, он не носил ни одежды из немецкого сукна —

нарядного и разноцветного: голубого, багряного, коричневого или других

ярких цветов, ни одежды белой, мягкой или пышной, ибо сказано: Носящие

мягкие одежды находятся в домах царских [Мф, 11. 8]. Одежда его была из

простого сукна — сермяги, спряденной и вытканной из овечьей шерсти,

простой, некрашеной, небеленой, совсем не нарядной и грубой; эта сермяжная

риза преподобного была ветхой, не раз перешитой, не отстиранной,

испачканной, пропитанной многими его потами, иногда с заплатами.

В связи с нашим рассказом показателен следующий случай: в монастыре

было сукно — плохо вытканное, дурно окрашенное, некрасивое и ни на что не

годное, так что все братия с презрением отворачивались от него, гнушаясь

им. То один инок брал его и, немного подержав у себя, возвращал, потом

другой, третий, так что это сукно побывало у семи человек. Один лишь

преподобный Сергий не побрезговал им, но бережно взял ткань, благословил

ее, раскроил и сшил себе рясу, которую не погнушался носить. Надев эту

рясу, он уже не хотел снимать ее и выбросить, пока в течение года она не

обветшала вконец и не разорвалась. Из этого случая видно, до какой степени

старец возлюбил смиренномудрие, что не возгнушался и нищенского обличья.

Его повседневная одежда была очень бедной, так что если бы человек,

никогда не видевший и не знавший преподобного, встретил его в его обычной

одежде, то не поверил бы, что он тот самый игумен Сергий, но принял бы его

за одного из странствующих монахов, нищего и убогого, или за трудника,

выполняющего черную работу. Попросту говоря, блаженный был одет беднее и

хуже всех иноков своей обители, так что некоторые люди, не знавшие его,

могли обмануться и соблазниться его видом, что и происходило на самом деле;

о случае с одним крестьянином я постараюсь рассказать.

Слух о жизни преподобного прошел по разным землям, и многие люди

приходили издалека в монастырь, чтобы только посмотреть на Сергия, увидев

его, они возвращались восвояси, рассказывая о преподобном и дивясь его

жизни. Один человек — христианин, земледелец, крестьянин-пахарь, живший в

деревне, которая находилась далеко от монастыря, пахавший плугом землю и

этим трудом добывавший себе пропитание, наслышавшись о преподобном Сергии,

возгорелся желанием его увидеть. Управившись с работой, этот крестьянин

пришел в монастырь. В то время преподобный Сергий копал лопатой землю в

огороде для посадки овощей. Поскольку крестьянин никогда не видел Сергия,

то, придя в обитель, он начал усердно разыскивать преподобного,

расспрашивая братию: «Кто из вас Сергий? Где мне найти этого чудного и

славного мужа, о котором столько рассказывают? Как мне его увидеть?» У

каждого встретившегося ему монаха этот крестьянин спрашивал о преподобном и

просил показать его. Ему отвечали: «Старец, уединившись, копает огород.

Подожди немного, пока он не выйдет». Нетерпеливый посетитель не мог

дождаться появления старца и, заглянув в щель забора, увидел блаженного в

разодранной, ушитой заплатами бедной одежде, трудившегося в поте лица.

Крестьянин не мог и подумать, что это был тот, кого он так сильно желал

увидеть, и не верил, что это был тот, о котором он столько слышал. И снова

он досаждал братии своими настойчивыми просьбами, говоря: «Почему вы не

показываете мне его? Я издалека пришел поклониться ему, и у меня есть

важное дело». На это иноки отвечали: «Мы показали тебе игумена, и ты видел

его в щель. Если же не веришь нам, то вскоре снова его увидишь»^ Но

крестьянин упорно отказывался им верить и стоял у огородной калитки, ожидая

Сергия неизвестно откуда.

Когда преподобный, закончив свое дело, вышел из огорода, монахи сразу

показали его поселянину со словами: «Вот тот, кого ты желал увидеть». Но

крестьянин, отвернувшись от блаженного, презрительно рассмеялся и сказал:

«Я пришел посмотреть на пророка, а вы мне показываете сироту. Я

путешествовал издалека, надеясь получить пользу, но вместо пользы встречаю

только насмешки. Хотя я пришел в честную обитель, но не нашел полезного для

себя: вы глумитесь надо мной. Считая меня за сумасшедшего. Я надеялся

увидеть святого мужа Сергия в великой чести, славе и величии, ибо я так

слышал о нем. Но у того, на кого вы мне указываете, я не вижу ни чести, ни

славы, ни величия, ни красивой и многоценной одежды, ни служителей, которые

бы предстояли ему. ни слуг, которые бы немедленно выполняли его приказы, ни

множества рабов, которые бы прислуживали и воздавали честь своему

господину,— этот человек имеет вид нищего, обездоленного сироты; поэтому я

думаю, что он не тот, кого я ищу» — так говорил этот селянин-земледелец

монахам. Поистине он был селянином-невеждой, ибо не видел внутренними

очами, но смотрел только телесными глазами и не знал Священного Писания, в

котором премудрый Сирах пишет: Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит

на сердце [1 Цар. 16. 7]. Этот крестьянин смотрел на внешнее, а не на

внутреннее, и, увидев бедную одежду блаженного и его труды на огороде, он

надсмеялся над добродетелью и нищетой старца, не веря, что это был тот

человек, о котором он столько слышал. Не доверяя тому, что ему говорили

братия, этот поселянин думал: «Мне рассказывали о величии, чести и славе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать