Сергий Радонежский

младенца поняла и уразумела это чудесное о нем знамение и явление. Она

советовалась с мужем своим, говоря: «Если у нас родится мальчик, давай по

обету принесем его в церковь и отдадим Благодетелю всех Богу», что и

сбылось. О вера славная! О любовь благая! Еще до рождения ребенка родители

обещали принести и отдать его Дарователю благ Богу, как в древности сделала

Анна пророчица, мать пророка Самуила.

Когда пришло время, Мария родила младенца. Радуясь его рождению,

родители позвали к себе родственников, друзей и соседей и веселились, славя

и благодаря Бога, давшего им такое дитя. После рождения его, когда младенец

был завернут в пеленки, нужно было его подносить к груди, но когда

случалось, что мать ела какую-нибудь мясную пищу до сытости, тогда младенец

никак не хотел брать грудь; и так было не один раз, но иногда день, иногда

два дня ребенок не ел. Из-за этого мать младенца и ее родственники были

удручены страхом и печалью, они с трудом поняли, что младенец не хочет пить

молоко, когда кормящая его питается мясом, но согласен пить только если она

не будет разрешаться от поста. С той поры мать воздерживалась в еде и

постилась, а младенец начал питаться ее молоком во все дни, как и подобает.

Пришел день исполнить обет матери его: после шести недель, то есть на

сороковой день после рождения ребенка, родители принесли его в церковь

Божию, отдавая, как и обещали, Богу, Даровавшему его.

Тут же они повелели священнику совершить над ним Божественное крещение.

Священник, огласив младенца и прочтя над ним многие молитвы, с духовной

радостью и со тщанием крестил его во имя Отца, и Сына, и Святого Духа и

нарек во святом крещении Варфоломеем. Священник вынул ребенка, обильно

принявшего от Святого Духа благодать крещения, из купели, и, осененный

Божественным Духом, иерей провидел и предузнал, что этот младенец будет

сосудом избранным.

Отец его и мать хорошо знали Священное Писание и рассказали иерею, как

их сын, еще будучи в утробе матери, три раза прокричал в церкви. «Мы не

знаем, что это означает»,— говорили они. Иерей же по имени Михаил, хорошо

знавший священные книги, поведал им из Божественного Писания, из обоих

Законов, Ветхого и Нового, следующее: «Давид в Псалтири сказал: Зародыш мой

видели очи Твои [Пс. 138. 16]; и Сам Господь святыми Своими устами сказал

Своим ученикам: Потому что вы с начала со Мною [Ин. 15. 27]. Там, в Ветхом

Завете, Иеремия пророк освятился в чреве матери5, а здесь, в Новом Завете,

апостол Павел восклицает: Бог. Отец Господа нашего Иисуса Христа,

воззвавший меня из чрева матери моей, чтобы открыть Сына Своего во мне, да

благовествую о Нем в землях [Гал. 1. 15]». И многое другое иерей поведал

родителям из Писания, о младенце же сказал: «Не скорбите о нем, но,

напротив, радуйтесь и веселитесь, ибо он будет сосудом избранным Бога,

обителью и слугой Святой Троицы», что и сбылось- Благословив дитя и

родителей, священник отпустил их домой.

По прошествии немногих дней случилось еще одно чудесное знамение о

младенце, странное и невиданное: в среду и в пятницу он не брал грудь и не

пил коровьего молока, но отворачивался и не сосал грудь и оставался без еды

в течение всего дня, а в прочие дни. кроме среды и пятницы, питался как

обычно; по средам же и пятницам младенец оставался голодным. Так было не

один раз, не дважды, но многократно, то есть каждую среду и пятницу,

поэтому некоторые думали, что ребенок болен, и об этом мать его сетовала со

скорбью. Она советовалась с другими женщинами — кормящими матерями, считая,

что это происходило с младенцем из-за какой-нибудь болезни- Однако,

осматривая младенца со всех сторон, женщины видели, что он не болен и что

на нем нет явных или скрытых признаков болезни: он не плакал, не стонал, не

был печален, но и лицом, и сердцем, и глазами младенец был весел, всячески

радовался и играл ручками. Видя это, все поняли и уразумели, что младенец

не пил молока по пятницам и средам не из-за болезни, но это знаменовало,

что благодать Божия была на нем. Это был прообраз будущего воздержания,

того, что потом, в грядущие времена и годы, младенец просияет постнической

жизнью; что и сбылось.

В другой раз мать привела к младенцу некую женщину-кормилицу, у которой

было молоко, чтобы она его накормила. Младенец же никак не хотел питаться

от чужой женщины, но только от своей родительницы. Потом приходили к нему и

другие женщины-кормилицы, и с ними было то же самое, что и с первой. Так он

питался молоком одной лишь своей матери, пока не был вскормлен. Некоторые

думают, что и это было знамением того, что от благого корня благой побег

должен быть вскормлен чистым молоком.

Нам же думается так: ребенок этот с детства был почитателем Господа,

уже в материнской утробе и после рождения он навык богомыслию, от самых

пеленок он познал Господа и воистину Его услышал; лежа в пеленках в

колыбели, он привыкал к посту; питаясь материнским молоком, он вместе с

вкушением этого плотского молока учился воздержанию; будучи возрастом

младенец, он выше естества предначинал лощение; с младенчества он был

питомцем чистоты, вскормленный не столько молоком, сколько благочестием; до

своего рождения он был предызбран и предуготован Богу, когда, будучи в

утробе матери, он трижды прокричал в церкви, чему дивятся все, кто слышит

об этом.

Однако более достойно удивления то, что младенец, будучи в утробе, не

вскрикнул где-либо вне церкви, где никого не было, или в каком-нибудь

другом месте, тайно, наедине,— но именно при народе, как бы для того. чтобы

многие его услышали и стали свидетелями этого достоверного события.

Замечательно еще и то, что прокричал он не как-нибудь тихо, но на всю

церковь, как бы давая понять, что по всей земле распространится слава о

нем; не тогда прокричал он, когда мать его была на пиру или спала ночью, но

когда она была в церкви, во время молитвы, как бы указывая на то,, что он

будет крепким молитвенником пред Богом; не прокричал он в какой-нибудь

хижине или нечистом и неизвестном месте, но именно в церкви, стоящей на

месте чистом, святом, где подобает совершать Божественные

священнодействия,— знаменуя тем, что и сам он будет совершенной святыней

Господа в страхе Божием.

Достойно удивления также и то обстоятельство, что он прокричал не один

раз или два, но трижды, являя тем, что он будет учеником Святой Троицы, так

как число три честнее всех других чисел и весьма почитается, потому что

везде число три является источником и началом всего доброго и

спасительного, приведу примеры: трижды Господь воззвал к пророку Самуилу;

тремя камнями из пращи Давид поразил Голиафа; трижды Илия повелел лить воду

на поленья, сказав: Сделайте это трижды [3.Цар. 18. 34], и три раза так

сделали; также трижды Илия дунул на отрока и воскресил его9; три дня и три

ночи пророк Иона находился внутри кита10; три отрока погасили в Вавилоне

печь огненную"; тричисленным было услышанное пророком Исаией, видевшим

Серафимов своими глазами и, на небе пение ангелов, которые возглашали

Трисвятое: Сеят, свят, свят. Господь Саваоф! [Ис. 6. З]. В возрасте трех

лет была введена во храм, в святая святых, Пречистая Дева Мария13; в

тридцать лет Христос был крещен Иоанном в Иордане; трех учеников Христос

возвел на Фавор и преобразился перед ними; через три дня Христос воскрес из

мертвых; трижды Христос после воскресения спросил: Петр. любить литы яеня?

[Ин.21.15—17]. Как же я говорю о числе три и не вспомню о великой и

страшной тайне Триединого Божества: в трех Святынях, трех Образах, трех

Ипостасях, в трех Лицах — Единое Божество Пресвятой Троицы, Отец, и Сын, и

Святой Дух, Триипостасное Божество, у Которого одна сила, одна власть, одно

владычество? Подобало и этому младенцу трижды прокричать еще в утробе

матери, прежде рождения на свет, в предзнаменование того, что он будет

некогда учеником Троицы, что и сбылось, и многих приведет к разумению и

познанию Бога, уча своих словесных овец веровать во Святую Троицу,

Единосущную во Едином Божестве.

Не явное ли это указание на то, что с ребенком в будущем произойдут

удивительные и досточудные вещи! Не истинное ли это преобразование его

будущей жизни, которое исполнится впоследствии в его чудных деяниях!

Видевшие и слышавшие о первых знамениях должны верить и последующим

событиям. Еще до рождения святого Бог предызбрал его: не без особенной

цели, не вотще было дано на удивление многим это первое знамение, но оно

было предвестником всего, что совершилось впоследствии. Об этом мы

постарались рассказать, потому что повествуем о чудной жизни пречудного

человека.

Следует здесь вспомнить и древних святых, просиявших в Ветхом и Новом

Законе: как зачатие, так и рождение многих из них предваряемо было

особенным откровением от Бога. Мы не от себя это говорим, но заимствуем

примеры из Священного Писания и с нашим рассказом мысленно сравниваем

рассказы о других событиях: так, пророка Иеремию Бог освятил во чреве

матери, и, до рождения его предвидя, что Иеремия будет вместилищем Святого

Духа, все предвидящий Бог исполнил его благодатью с юных лет. Исаия же

пророк сказал: Так говорит Господь, призвавший меня из утробы, и, из чрева

матери избрав меня. Он назвал мое имя [Ис. 49.1]. Святой же великий пророк

Иоанн Предтеча еще в утробе матери познал Господа, носимого во чреве

Пречистой Приснодевы Марии, и взыграл младенец радостно во чреве [Лк. 1.

44] матери своей Елизаветы, и ее устами пророчествовал; она воскликнула

тогда, говоря: Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? [Лк.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать