Сергий Радонежский

описать все житие Сергия и рассказать о многих его подвигах и бессчетных

трудах? С чего начну, чтобы по достоинству поведать слушателям обо всех его

деяниях и подвигах? Что подобает вспомнить прежде всего? Какие слова нужны

для похвалы ему? Откуда возьму искусство, необходимое для этого рассказа?

Как поведаю такую трудно передаваемую повесть, не знаю — не будет ли это

выше моих сил? Как невозможно маленькой лодке увезти большой и тяжелый

груз, так же превосходит нашу немощь и ум этот рассказ.

Хотя этот рассказ выше наших сил, но мы все же молимся Всемилостивому и

Всесильному Богу и Пречистой Его Матери, чтобы Он вразумил и помиловал

меня, не ученого и не разумного, чтобы Он дал мне дар слова, который

раскроет уста мои,— не моего ради недостоинства, но ради молитв святых

старцев. Я призываю на помощь самого Сергия с осеняющей его духовной

благодатью, чтобы он был мне помощником и поддержкой в рассказе, а также

его стадо, призванное Богом, благое сообщество, собор честных старцев. К

ним я со смирением припадаю, касаюсь стоп их и призываю и побуждаю на

молитву. Я всегда очень нуждаюсь в их молитвах, особенно же сейчас, когда

начинаю это описание и хочу рассказать эту повесть. Пусть никто не осуждает

меня, дерзающего на это: я сам не имел бы возможности и сил начать это

повествование, но любовь и молитва преподобного старца влечет и тревожит

мой ум и принуждает рассказывать и писать.

Следует яснее сказать, что хотя бы я, недостойный, и мог писать, но мне

все же следовало бы со страхом молчать и на уста свои наложить перст, зная

свою немощь, а не произносить устами неподобающие слова, и не следовало бы

дерзать на дело, которое выше моих способностей. Однако печаль напала на

меня и сожаление охватило меня: жизнь этого великого святого старца,

знаменитого и прославленного, всюду известна — в дальних странах и городах

рассказывают об этом муже, известном и славном,— и за столько лет житие его

не было составлено и написано! Я думал это предать молчанию и погрузить в

пучину забвения. Если житие старца не будет описано, но предано забвению,

если у нас не останутся воспоминания и писания о нем, то святому старцу от

этого не будет вреда, ведь тем, имена которых Богом записаны на небесах,

нет надобности в писаниях и воспоминаниях человеческих. Но мы сами тогда не

получим пользы, пренебрегши таким полезным делом. И поэтому, все собрав,

начинаем наше повествование, чтобы и другие монахи, не видевшие старца,

прочли этот рассказ, последовали добродетели старца и поверили в его жизнь,

ведь сказано: Блаженны не видевшие и уверовавшие [Ин. 20. 29]. Одна забота

печалит и удручает меня более других: если я не напишу и никто другой не

напишет жития, то боюсь быть осужденным, согласно притче о негодном рабе,

закопавшем талант и обленившемся3. Добродетельный старец Сергий, чудный

страстотерпец, неленостно всегда подвизался в добрых подвигах и никогда не

был праздным; мы же не только сами не подвизаемся, но даже об известных

чужих трудах, которыми полна жизнь Сергия, ленимся сообщить в повести,

рассказать слушателям.

Теперь же, если Бог подаст, я хотел бы начать с самого рождения старца

и описать его младенчество, детство, юность, иноческую жизнь, игуменство —

до самой кончины его, чтобы не были забыты его великие подвиги, чтобы не

была забыта его жизнь, чистая, тихая и богоугодная; но, смущенный, я боюсь

приступить к написанию повести, не смею и недоумеваю, как начать писать,

ведь это дело выше моих сил, поскольку я немощен, не учен и не разумен.

Однако я надеюсь на Милосердного Бога и на молитву Его угодника,

преподобного старца, и прошу у Бога милости, благодати, дара слова, разума

и памяти. И если Бог подаст мне это. вразумит и научит меня, Своего

недостойного раба, то я не отчаиваюсь получить Его благую милость и

сладостную благодать. Ибо Он может творить все, что хочет: может даровать

слепым прозрение, хромым хождение, глухим слух, немым речь. Так и мое

помрачение ума Он может просветить, неразумие поправить и мое неумение

сделать умением во имя Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: Без Меня

не можете делать ничего [Ин. 15. 5], и еще: Ищите, и найдете: просите, и

дано будет вам [Мф. 7. 7]. Я призываю на помощь Господа Бога нашего,

Спасителя и Помощника, ибо Он есть Бог наш, щедрый Даятель благ, Дарователь

богатых даров, премудрости Наставник и Податель разума, заблуждающихся

Исправление, научающий людей разуму, дающий умение неумеющим, дающий

молитву молящемуся, дающий просящему мудрость и разум, дающий всякое благое

дарование, дающий дар на пользу просящим. дающий хитрость незлобивым и

юному отроку благоразумие и ум, проповедание же слов Его просвещает и дает

разум младенцам.

На этом я заканчиваю предисловие, помянув Бога и призвав Его на помощь:

благо есть с Богом начать дело, и с Богом кончить его, и с Божиими рабами

беседовать, и о Божием угоднике писать повесть. Начнем же самое главное —

возьмемся за повествование, приступим к началу рассказа и так начнем

описание жизни старца в Боге.

ГЛАВА 1. НАЧАЛО ЖИТИЯ СЕРГИЯ

Благослови, отче! Преподобный отец наш Сергий родился от родителей

благородных и благоверных: от отца, звавшегося Кириллом, и матери по имени

Мария, которые были Божиими угодниками, праведными пред Богом и людьми и

исполненными и украшенными всякими добродетелями, что Бог любит *. Бог не

попустил, чтобы младенец, которому предстояло воссиять, родился от

неправедных родителей, но сначала Бог создал и предуготовал таковых

праведных родителей и потом от них произвел Своего угодника. О дос-

тохвальная чета! О блаженнейшие супруги, бывшие родителями таковому

младенцу! Сначала подобает почтить и похвалить родителей его, и это будет

неким добавлением к похвалам и почестям ему. Ибо было необходимо, чтобы

Сергий был дарован Богом для блага, спасения и пользы многих людей, и

поэтому не пристало таковому младенцу родиться от неправедных родителей, и

другим, то есть неправедным, родителям не пристало бы родить таковое дитя.

Бог его даровал только тем, избранным, родителям, что и случилось: добро с

добром соединилось и лучшее с лучшим.

Было же и чудо некое до рождения его: случилось нечто такое, что нельзя

предать забвению. Когда ребенок еще был в утробе матери, однажды в

воскресенье мать его пришла в церковь, как обычно, ко святой литургии. Она

стояла с другими женщинами в притворе, а когда должны были приступить к

чтению святого Евангелия и все люди стояли молча, младенец внезапно

вскрикнул в утробе матери, так что многие изумились этому крику —

преславному чуду, совершившемуся с младенцем. И вот снова, в самом начале

Херувимской песни, на словах «Иже херувимы», младенец внезапно начал громко

верещать в утробе, еще громче, чем в первый раз, и его голос разносился по

всей церкви. Мать его стояла в ужасе, и женщины, бывшие там, недоумевали и

говорили: «Что же будет с этим младенцем?» Когда же иерей возгласил: «Вон-

мем. Святая святым!», младенец снова, втретийраз, громко закричал.

Мать его чуть не упала на землю от сильного страха и, ужасаясь,

охваченная сильным трепетом, начала тихо плакать. Остальные женщины подошли

к ней и стали расспрашивать: «Нет ли у тебя за пазухой младенца в пеленках,

мы слышали детский крик, раздававшийся на всю церковь?» Она же в

растерянности из-за сильных рыданий не могла им ответить, лишь промолвила:

«Спросите,— сказала она,— у других, а у меня нет ребенка». Они же

допытывались, спрашивая друг друга, искали и не нашли, потом снова

обратились к Марии, говоря: «Мы по всей церкви искали и не нашли младенца.

Кто же тот младенец, который кричал? » Мать его, не в силах утаить того,

что произошло и о чем они спрашивали, ответила им: «Младенца за пазухой у

меня нет, как вы думаете, но в утробе у меня ребенок, еще не родившийся. Он

и кричал». Женщины сказали ей: «Как может быть дарован голос младенцу до

рождения, еще находящемуся в утробе? » Она же ответила: «Я сама тому

удивляюсь, я вся объята страхом и трепещу, не понимая случившегося».

Женщины, вздыхая и бия себя в грудь, возвращались каждая на свое место,

говоря про себя: «Что это будет за ребенок? Да будет о нем воля Господня».

Мужчины, бывшие в церкви и все это слышавшие и видевшие, в ужасе стояли

молча, пока иерей не закончил святую литургию, снял ризы свои и отпустил

людей. Все разошлись восвояси. и страшно было всем, слышавшим это.

Мария же, мать его, с того дня, когда было это знамение и происшествие,

жила благополучно до родов и носила младенца в утробе как некое бесценное

сокровище, как драгоценный камень, как чудесный жемчуг и как сосуд

избранный. Когда она носила в себе ребенка и была им беременна, она себя

блюла от всякой скверны и от всякой нечистоты, ограждала себя постом,

избегала всякой скоромной пищи, мяса, молоко и рыбы не ела, питаясь лишь

хлебом и овощами; от вина Мария совершенно воздерживалась, а вместо

различных напитков пила одну только воду, и ту понемногу. Она часто тайно,

наедине сама с собой с воздыханиями и слезами молилась Богу, говоря:

«Господи! Спаси и убереги меня, убогую рабу Твою, и младенца, которого я

ношу в утробе моей, спаси и сохрани! Ты, Господи, хранишь младенцев [Пс.

114. 5],— да будет воля Твоя, Господи! И да будет имя Твое благословенно во

веки веков! Аминь!»

Так Мария жила до самого рождения ребенка, особенно прилежала она посту

и молитвам, так что само зачатие и рождение дитяти были исполнены поста и

молитв. Мария была добродетельна и весьма богобоязненна и уже до рождения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать