Сергий Радонежский

нашел себе келью, и жил там, весьма преуспевая в добродетели: он был

трудолюбив, проводил в своей келье суровую, постническую жизнь, не пил пива

и носил скромную одежду. В то время в Богоявленском монастыре жил

митрополит Алексий 4С, который еще не был поставлен в митрополиты, но с

честью проходил путь иноческой жизни. Они со Стефаном жили общей духовной

жизнью и в церкви оба пели на клиросе, стоя рядом; в том же монастыре жил

также некто Геронтий, известный и славный старец. Когда великий князь

Симеон узнал о Стефане и его добродетельной жизни, он повелел митрополиту

Феогносту поставить Стефана в пресвитеры — облечь в священнический сан, а

потом велел поручить ему игуменство в том монастыре и взял его себе

духовным отцом; так же поступили Василий тысяцкий, Феодор, брат его 41, и

другие знатнейшие бояре, один за другим.

Но вернемся к славному, блаженному, верному юноше, который был родным и

единоутробным братом Стефана. Хотя они и родились от одного отца и хотя

одно чрево произвело их на свет, но имели они разные наклонности. Разве не

были они родными братьями? Разве не сообща положили отправиться и жить на

том месте? Разве не вместе они решили обосноваться в малой той пустыне?

Почему же они расстались друг с другом? Один пожелал жить так, другой

иначе; один решил подвизаться в городском монастыре, другой же пустыню

сделал подобной городу.

Не упрекайте меня, неученого, за то, что я так много и пространно до

сих пор рассказывал о младенчестве, детстве и вообще обо всей мирской жизни

Варфоломея: хотя жил он в миру, но душу и желания свои обращал к Богу. Я

хочу показать читающим и слушающим его житие, как он еще в младенчестве и в

детстве был украшен верой, чистой жизнью и всевозможными добродетелями,—

таковы были все его дела и жизнь в миру. Хотя этот благой и достойный отрок

в то время жил мирской жизнью, но Бог свыше заботился о нем, посещая его

Своей благодатью, защищая и ограждая его святыми Своими ангелами, сохраняя

его на всяком месте и на всех путях его, куда бы тот ни пошел. Сердцеведец

Бог, один видящий сердечные тайны, один знающий сокрытое, провидел будущее

преподобного, знал, что в его сердце заключено много добродетелей и великое

стремление к любви, провидел, что отрок будет сосудом избранным из-за

своего произволения на благое, что он станет игуменом многочисленной братии

и отцом многих монастырей. Но в то время Варфоломей более всего хотел

принять монашеский постриг, ибо он всей душой стремился к иноческой жизни в

посте и безмолвии.

ГЛАВА 5 О ПОСТРИЖЕНИИ ВАРФОЛОМЕЯ, КОТОРОЕ СТАЛО НАЧАЛОМ ИНОЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

СВЯТОГО

Преподобный отец наш не принимал ангельского образа до тех пор, пока не

изучил весь монастырский устав: и монашеский порядок, и все прочее, что

требуется монахам. Всегда, во всякое время, с большим усердием, с желанием

и со слезами он молился Богу, дабы ему сподобиться ангельского образа и

приобщения к лику иночествующих. Поэтому ок позвал к себе в пустыньку, о

которой мыговорили, одного духовного старца, украшенного священническим

саном, почтенного благодатью пресвитерства, саном игумена, по имени Мит-

рофан. Варфоломей просил его с мольбой и, смиренно кланяясь в ноги,

радостно преклонил свою голову пред ним, желая от него пострижения в

иночество. Святой неоднократно повторял свою просьбу: «Отче! Сотвори любовь

— постриги меня в монашеский чин, ибо я давно, с юности моей, желаю этого,

но воля родителей удерживала меня. Ныне, от всего освободившись, я жажду

пострига; как олень стремится к источнику водному, так жаждет душа моя

иноческой и пустынной жизни».

Игумен немедля вошел в церковь и постриг его в ангельский образ. в

седьмой день месяца октября, на память святых мучеников Сергия и Вакха. В

монашестве ему было дано имя Сергий, так как в то время давали имена, не

рассуждая и не считаясь с мирским именем, но, какого святого память

отмечалась в день пострига, такое имя и давали постригавшемуся42, Святому

было, когда он стал иноком, двадцать три ода. А в церкви, о которой

упоминалось, созданной самим Сергием и названной в честь Святой Троицы,

игумен вместе с чином пострига совершил Божественную литургию. Блаженный

Сергий, новопостриженный инок, после совершения пострига причастился Святых

Тайн, Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, он сподобился

такой святыни, будучи ее достоин. И вот, после святого причащения или во

время самого причащения на него снизошла и вселилась благодать и дар

Святого Духа. Откуда это известно? Там присутствовали некоторые люди,

ставшие верными свидетелями того, что, когда Сергий причастился Святых

Тайн, вся церковь внезапно наполнилась благоуханием, которое ощущалось не

только в церкви, но и вокруг нее. Все видевшие причастие преподобного и

ощутившие это благовоние прославили Бога, так прославляющего Своих

угодников.

Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыни,

первоначальным в той обители, но конечным своей мудростью; начальным по

счету, но конечным своими трудами. Я скажу, что он был и начальным и

конечным, ибо многие впоследствии постриглись в той церкви, но ни один из

них не смог достичь степени его совершенства; многие так же начинали, но не

все так закончили; многие потом иночествовали в том месте — при жизни

Сергия и после него — поистине все они были добродетельны, но не вошли в

меру его духовного возраста. Это был первый инок в том месте, положивший

начало иноческим подвигам и ставший образцом для всех остальных насельников

той обители. С пострижением он не только отсекал волосы головы своей, но

вместе с бесчувственными волосами он отсекал плотские желания; совлекаясь

мирских одежд, он с ними отвергал от себя эти желания. Он совлекся и сложил

с себя ветхого человека, чтобы облечься в нового. Крепко препоясав свои

чресла, он приготовился мужественно начать духовные подвиги; оставив мир,

он отрекся от него и от всего, что в мире, от имущества и всех остальных

житейских благ. Попросту говоря, он разорвал все узы мирские и, как орел,

взмахнувший легкими крыльями и взлетевший на высоту воздушную, покинул мир

и все мирское, бежал от всех житейских попечении, оставив семью, всех

близких и родственников, дом и отечество, подобно древнему патриарху

Аврааму43.

Блаженный находился в церкви семь дней, ничего не вкушая, кроме

просфоры из рук игумена; от всего отстранившись, он пребывал в непрестанном

посте и молитве. Песнь Давида постоянно была на устах его, он утешал себя

словами псалмов и ими же славословил Бога. Так он пел в безмолвии,

благодаря Бога: Господи! Я возлюбил красоту дома Твоего и место жилища

славы Твоей [Пс. 25. 8]; дому Твоему ринадлежит святость на долгие дни [Пс.

92. 5], Как вожделенны \ усилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя,

желая на дворы Господни; сердие мое и плоть моя возрадовались о Боге живом.

И птииа находит себе жилье, и горлииа гнездо себе, где положить птениов

своих. Блаженны живущие в доме Твоем [Пс. 83. 2—4]; go веки веков будут они

восхвалять Тебя [Пс. 83. 5]. День один во дворах Твоих лучше тысячи; лучше

быть у порога в доме Бога моего, нежели в жилище грешников [Пс. 83. II].

Провожая игумена, постригшего его, Сергий с великим смирением сказал:

«Вот, отче, сегодня ты уходишь отсюда, а меня, убогого, как я и хотел,

оставляешь одного. Долгое время я всеми помыслами моими и желаниями

стремился к тому, чтобы жить одному в пустыне, без единого человека.

Издавна я просил этого у Бога в молитвах, постоянно держа в уме и вспоминая

слова пророка: Я удалился, убежав, и остался в пустыне, надеясь на Бога,

спасающего меня от малодушия и от бури [Пс. 54. 8—9]. И поэтому услышал

меня Бог и внял гласу моления моего. Благословен Бог, Который не отверг

молитвы моей и не отвратил милости Своей от меня [Пс. 65.19—20]. И сейчас я

благодарю Бога, сподобившего меня по моему желанию одному жить в пустыне,

иночествовать и безмолвствовать. Ты же, отче, ныне уходя отсюда, благослови

меня, смиренного, и помолись о моем уединении, а также и научи меня, как

жить мне одному в пустыне, как молиться Богу, как избегать вреда душевного,

как противиться врагу и помыслам гордыни, от него исходящим. Ведь я

неопытен; будучи новопостриженным новоначальным иноком, я должен обо всем

спросить совета у тебя».

Игумен, как бы в ужасе, ответил, удивляясь: «Меня ли ты спрашиваешь о

том, что знаешь не хуже нас, о честная глава! Ты стал для на< образцом

смирения, но все же ныне отвечу тебе, как и подобает мне, словами молитвы:

Господь Бог, еще раньше избравший тебя, да буде' милостив к тебе, да

вразумит и научит тебя и да исполнит тебя радост! духовной». Немного

побеседовав с Сергием о духовной жизни, старе! хотел уже уйти. Но

преподобный Сергий, поклонясь ему до земли, ска зал: «Отче! Помолись за

меня Богу, чтобы Он помог мне терпеть плот скую брань, бесовские искушения,

нападения зверей и труды в пус тыне». Игумен же в ответ сказал: «Апостол

Павел говорит: Благослове Господь, Который не попустит вам быть искушаемыми

сверх си [1 Кор. 10.13], и еще: Все могу в укрепляющем меня Господе [Фил. ^

13]». И снова, уходя, игумен вручил его в руки Божий и оставил в пус тыне

одного иночествовать и безмолвствовать.

Сергий, провожая игумена, еще раз попросил у него благословен^ и

молитвы. Игумен же сказал преподобному Сергию: «Вот, я ухожу отсюда, а тебя

вручаю Богу, Который не допустит гибели преподобного Своего, Который не

даст грешным поднять жезл на жизнь праведных, Который не предаст нас в зубы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать