грешников. Господь любит праведника и не оставит преподобных Своих, но
навеки сохранит их; Господь сохранит тебя во всех делах твоих отныне и
навеки, аминь». Сказав это и помолившись, игумен Митрофан благословил
Сергия и оставил его, вернувшись туда, откуда пришел.
Читающим житие следует знать, в каком возрасте постригся преподобный.
Ему можно было дать больше двадцати лет по внешнему виду, но более ста лет
по остроте разума, ибо хотя он был молод телом, но духовным разумом он был
стар и совершенен, по Божественной благодати. После ухода игумена
преподобный Сергий подвизался в пустыне, живя в одиночестве, без единого
человека- Кто может рассказать о его трудах, кто в силах поведать о его
подвигах, которые он совершил, живя один в пустыне? Мы не можем передать,
сколько духовных трудов и усилий он положил в начале своей отшельнической
жизни, сколь продолжительное время и сколько лет он мужественно пребывал в
этом пустынном лесу. Твердая и святая его душа стойко выносила все
испытания вдали от человеческого лица, безукоризненно и непреткновенно
исполняла устав иноческой жизни, сохраняя его в чистоте и неизменности.
Какой ум может представить себе и какой язык сможет передать желания
святого, его первоначальное рвение, любовь к Богу, тайную доблесть его
подвига; возможно ли правдиво описать уединение святого, его дерзновение,
стенания, непрестанные молитвы, которые он обращал к Богу; кто расскажет о
его слезах теплых, душевном плаче, сердечных воздыханиях, всенощных
бдениях, усердном пении, непрестанных молитвах, стоянии без отдыха,
прилежном чтении, частых коленопреклоне-ниях, голоде, жажде, лежании на
земле, духовной нищете, во всем скудости и недостатке: что ни назови —
ничего не было. Прибавим ко всему этому борьбу с бесами: видимые и
невидимые сражения, столкновения, страхования от демонов, диавольские
наваждения, страшилища пустыни, ожидание неизвестных бед, встречи и
нападения свирепых зверей. Возвышаясь над всеми бедами бесстрашной душой и
отважным сердцем, Сергий умом оставался покоен, не ужасался вражеским
козням, свирепым хитростям и нападениям. К нему часто приходили дикие
звери, не только ночью, но и днем,— стаи волков, воющие и ревущие, иногда
медведи. Преподобный Сергий, хотя немного боялся их, как всякий человек,
но, однако, обращал усердную молитву к Богу и ею укреплялся и таким
образом, по милости Божией оставался невредимым: звери уходили от него, не
причинив ему никакого зла. Когда только начинало обстраиваться то место,
преподобный Сергий претерпел много нападений и скорбей от бесов, зверей и
гадов. Но никто из них не прикоснулся к нему и не причинил ему вреда,
потому что благодать Божия хранила его. Пусть никто не удивляется этому,
зная воистину, что если Бог живет в человеке и Святой Дух почиет на нем, то
все творение ему покоряется; как в древности первозданному Адаму до
нарушения им заповеди Господней, также и Сергию все покорялось, когда он
жил один в пустыне.
ГЛАВА 6. О НАЧАЛЕ ИГУМЕНСТВА СВЯТОГО
Преподобный отец наш игумен Сергий вернулся в свой монастырь, в обитель
Святой Троицы. Братия, исполнившись радости, встретили его и поклонились
ему до земли. Он же, войдя в церковь и припав лицом к полу, со слезами
молился невидимому Царю, взирая на икону Святой Троицы, и призывал на
помощь Святую Богородицу, предстоятеля Престола небесных сил Предтечу,
мудрых апостолов и древних святителей — Василия Великого, Григория
Богослова и Иоанна Златоуста и всех святых. Сергий просил их молиться,
чтобы десница Вседержителя дала ему несмущенное дерзновение предстоять
Престолу славы Живоначальной Троицы и касаться руками Агнца Божиего,
закланного за мир Христа, Сына Божиего.
После молитвы блаженный начал поучать братию словами Господа:
«Старайтесь, братия, войти в узкие врата, силой берется Царство Небесное, и
употребляющие усилие восхищают его [Мф. 11.12]. Павел же галатам говорит:
Плод Духа есть любовь, радость, мир, терпение, благоверие, кротость,
воздержание [Гал. 5. 22]. Давид же так сказал: Придите, дети, послушайте
меня: страху Господню научу вас [Пс. 33.12]»- Благословив братию, Сергий
сказал им: «Молитесь. братия, обо мне, ибо я человек малосведущий и
неопытный. Вот, я принял от Небесного Царя талант попечения о пастве
словесных овец и должен буду держать о нем ответ. Меня страшит слово
Господне: Если кто соблазнит одного из малых сих, лучше было бы ему, если
бы мельничный жернов повесили на шею ему и бросили в море [Мф. 18. б].
Насколько же хуже будет тому. кто многие души потопит из-за своего
неразумия! Смогу ли я смело сказать: Вот я и дети, которых Ты мне дал.
Господи! [Ис, 8.18]. Услышу ли я Божественный голос Пастыря горних и
дольних, великого Господа, с милосердием вещающего: Добрый раб, верный!
Войди в радость господина твоего [Мф. 25. 21]».
Говоря это, преподобный держал в уме жития великих светильников
монашества, на земле во плоти ангельски проживших,— Антония Великого и
Великого Евфимия, Саввы Освященного, ангелоподобного Пахомия, Феодосия
Киновиарха49 и прочих- Блаженный дивился их жизни и душевному расположению:
как они, будучи во плоти, побеждали бесплотных врагов, уподоблялись
ангелам, устрашали диавола. Почитая их, к ним приходили цари и вельможи,
они исцеляли больных различными недугами, были теплыми заступниками в бедах
и скорыми избавителями от смерти, на суше и на море они спутешествовали
путникам, облегчая тяготы, обильно подавали нуждающимся, были кормильцами
нищих и неистощимым источником благодеяний для вдов и сирот, по слову
Божественного апостола: Ничего не имели, но всем обладали [2 Кор. 6.10].
Держа их жития в сердце, блаженный молился Святой Троице, чтобы он смог
непреткновенно идти по стопам этих преподобных отцов.
Ежедневно он служил Божественную литургию, неленостно творил утренние и
вечерние молитвы — о мире всего мира, о благостоянии святых Церквей, о
православных царях, князьях и о всех православных христианах. Он говорил
братьям: «Мы должны подъять великий подвиг борьбы с невидимым врагом,
который, как лев рыкающий, бродит и хочет каждого проглотить». Преподобный
наставлял братию не столько словами, сколько подавая пример своими делами.
Кто может правдиво поведать о его добродетельной жизни, о благодати,
процветшей в душе его? Все решительнее он ополчался на враждебные силы,
укрепляемый Святой Троицей. Часто диавол хотел устрашить Сергия,
преображаясь то в зверей, то в змей; и в собственном обличье, в келье или в
лесу, когда блаженный собирал дрова для монастырских нужд, враг внезапным
коварным нападением старался отвратить мысли Сергия от молитвы и
добродетельных трудов- Богоносный же отец наш Сергий все его враждебные
привидения и козни разгонял, как дым, и разрывал, как паутину, вооружаясь
силой Креста и держа в сердце сказанные Господом в Евангелии слова: Я дал
вам власть наступать на змей, и на скорпионов, и на всю силу вражию [Лк.
10. 19].
В начале его настоятельства в обители было двенадцать человек братии,
не считая самого игумена, тринадцатого- И это число иноков — двенадцать —
сохранялось и два года и три, не увеличиваясь и не уменьшаясь. Если один из
монахов умирал или уходил из обители, то другой брат приходил на его место,
чтобы число их не изменялось, но всегда в обители проживало двенадцать
иноков, так что некоторые говорили «Что означает этот обычай? Всегда ли на
этом месте буду! жить двенадцать монахов по числу двенадцати апостолов, как
написано: Призвав Господь учеников Своих, и избрал из них двенадцать, и
опостоламъ назвал их [Лк. 6.13], или по числу двенадцати колен израильских,
или по числу двенадцати источников воды, или по числу избранных двенадцати
драгоценных камней, бывших на архиерейских ризах по чин} Аарона?» 50 Так
продолжалось, пока не пришел в обитель Симон, смоленский архимандрит51,
который разрушил этот обычай; и с тех пор, с тоге дня число братии стало
все более возрастать и превысило двенадцать.
Поскольку об этом Симоне мы уже мимоходом упоминали, не поленюсь
рассказать о нем подробнее, так как память о нем не исчезла, и мой рассказ
дополнит сведения о нем и лучше раскроет его добродетели.
Этот дивный и прославленный муж Симон был одним из старейших
архимандритов в Смоленске, известный своей добродетелью. В родном городе он
слышал о жизни преподобного отца нашего Сергия и возгорелся душой и
сердцем: он оставил архимандритию, почет и уважение, оставил славный город
Смоленск, а вместе с ним родину, друзей, родных, близких, всех знакомых и
доброжелателей и воспринял смиренный облик странника. Из родного города
Симон направился в московские пределы, а именно в Радонеж, далеко отстоящий
от Смоленска. Симон пришел в монастырь к преподобному отцу нашему игумену
Сергию и с глубоким смирением умолял Сергия принять его под свое крепкое
руководство, чтобы Симон жил у него в повиновении и послушании. Симон
принес с собой вклад, который он передал игумену на устроение монастыря.
Преподобный Сергий принял Симона с радостью. Симон много лет прожил в
покорности и послушании игумену, в странничестве и смирении, он был
исполнен добродетелей и в старости праведно отошел к Богу. Игумен Сергий с
братией проводил его до гроба и похоронил, как подобает. Память о нем
навечно сохранится в обители.
ГЛАВА 7. ОБ ИЗОБИЛИИ ВСЕГО НУЖНОГО
Впервое время, когда обитель начинала устраиваться, в ней многого не
хватало; монахи были лишены самого необходимого из-за своего совершенного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12