Сергий Радонежский

этс и услышав, удивились неожиданному его искусству и мудрости и прославили

Бога, давшего ему такую благодать.

Выйдя из часовни, хозяева предложили старцу трапезу. Старец от. ведал

пищи, благословил родителей отрока и хотел уйти, но бояре умо. ляли старца

остаться у них, спрашивая его и говоря: «Отче господине Побудь еще. чтобы

мы могли расспросить тебя и ты бы успокоил и уте шил наше скудоумие и нашу

печаль. Вот смиренный отрок наш, кото рого ты благословляешь и хвалишь и

которому предсказываешь многим блага, он удивляет нас, и печаль о нем

сильно уязвляет нас, потому что с ним случилось нечто страшное,

удивительное и непонятное: когда он был в утробе матери, незадолго до

своего рождения, его мать была в церкви и он трижды прокричал в утробе при

народе, в то время когда пели святую литургию. Нигде не слыхано и не видано

ничего подобного, и мы этого боимся, не понимая, чем все кончится и что

случится в будущем».

Святой старец, провидя духом будущее, сказал им: «О блаженная чета! О

прекрасные супруги, ставшие родителями такого ребенка! Зачем вы убоялись

страха там, где нет страха? [Пс. 52. б]. Напротив, радуйтесь и веселитесь,

что вы сподобились родить такое дитя, которого Бог предызбрал до рождения

его и отметил еще в материнской утробе. Последнее я скажу вам и потом

умолкну: знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего

ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот

второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми

за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и

напоследок промолвил такие загадочные слова: «Сын ваш будет обителью Святой

Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных

заповедей». Сказав эти слова, старец покинул дом; хозяева провожали его до

ворот, но он внезапно стал невидимым.

Кирилл и Мария, недоумевая, решили, что это был ангел, посланный

даровать отроку знание грамоты. Отец и мать, приняв от старца благословение

и запечатлев его слова в своих сердцах, возвратились домой. После ухода

старца отрок внезапно постиг всю грамоту и чудесным образом изменился:

какую бы книгу он ни раскрыл, он хорошо читал и понимал ее. Этот

благодатный отрок, от самых пеленок познавший и возлюбивший Бога и Богом

спасенный, был достоин духовных дарований. Он жил, во всем покоряясь своим

родителям: старался исполнять их повеления и ни в чем не выходить из их

воли, как повелевает Священное Писание: Чти отца своего и мать свою и

будешь долголетен на земле [Исх. 20. 12].

ГЛАВА 3. ОБ ОТРОЧЕСТВЕ

Расскажем еще об одном деянии этого блаженного отрока: как он, будучи

молод телом, проявил разум старца. Прошло несколько лет, и он начал строго

поститься и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в

прочие дни питался хлебом и водой; по ночам святой часто бодрствовал и

молился. Так вселилась в него благодать Святого Духа.

Мать же, любя, уговаривала его: «Дитя мое! Не погуби свою плоть

излишним воздержанием, чтобы тебе не заболеть, ведь ты еще мал, тело твое

растет и расцветает. Никто, будучи молодым, в таком юном возрасте не

соблюдает столь жестокого поста, как ты; никто из твоих братьев и

сверстников так строго не воздерживается от еды, как ты. Ведь есть такие,

которые семь раз на дню поедят — с утра пораньше начнут и поздно ночью

кончат и пьют без меры. Ты же когда один раз днем поешь, когда и ни одного

раза, но через день питаешься. Прекрати, чадо, такое длительное

воздержание, ты не достиг еще зрелости, время для этого еще не настало. Все

ведь хорошо, но в свое время». Блаженный отрок отвечал, упрашивая свою

мать: «Не уговаривай меня, мать моя, чтобы не пришлось мне невольно

ослушаться тебя, разреши мне делать так, как я делаю. Не вы ли говорили

мне: «Когда ты был в пеленках и вколыбели, тогда каждую среду и пятницу ты

молока не ел». И это слыша, как я могу в меру своих сил не стремиться к

Богу, чтобы он избавил меня от моих грехов?»

На это мать ответила ему: «Тебе нет еще двенадцати лет, а ты уже

говоришь о своих грехах. Какие же у тебя грехи? Мы не видим на тебе следов

твоих грехов, но видели знамения благодати и благочестия, того, что ты

избрал благую часть, которая не отнимется у тебя». Отрок отвечал:

«Перестань, мать моя, что ты говоришь? Ты говоришь как чадолюбивая мать,

которая радуется за своих детей, движимая естественной любовью. Но

послушай, что говорит Священное Писание: «Никто да не похвалится из людей;

никто не чист пред Богом, если хотя бы один день проживет на земле [Иов.

14. 45]; никто не безгрешен, только един Бог». Не слышала ли ты, что

Божественный Давид, думаю, о нашем убожестве говорил: Вот, я в беззаконии

зачат, и в грехах родила меня мать моя [Пс- 50. 7]».

Сказав так, он еще больше прилепился к своему первоначальному благому

обычаю, и Бог помогал ему в добром намерении. Этот совершенный и

добродетельный отрок еще некоторое время жил в доме родителей своих,

возрастая и укрепляясь в страхе Божием: к играющим детям он не ходил и не

участвовал в их забавах, бездельникам и суетным людям не внимал, со

сквернословами и насмешниками не имел общения- Он на всякое время

упражнялся в славословии Бога и тем наслаждался, прилежно стоял в церкви

Божией, не пропускал заутреню, литургию и вечерню и часто читал священные

книги.

Он непрестанно всячески изнурял свое тело и иссушал свою плоть,

соблюдая неоскверненной душевную и телесную чистоту, и часто наедине со

слезами молился Богу, говоря: «Господи! Если верно то, о чем поведали мне

мои родители, если до моего рождения Твоя благодать, Твое избрание и

знамение осенили меня, убогого, да будет воля Твоя, Господи! Да будет,

Господи, милость Твоя на мне! Подай, Господи! С детства, от самой утробы

матери всем сердцем и всей душой моей я прилепился к Тебе, от чрева, от

груди матери моей — Ты Бог мой. Когда я был в утробе матери, Твоя благодать

посетила меня, так не оставь меня и ныне, Господи, ибо отец мой и мать моя

со временем оставят меня. Ты же. Господи, прими меня, приблизь меня к себе

и причисли меня к избранному Твоему стаду, ибо на Тебя оставлен я, нищий. С

детства избавь меня, Господи, от всякой нечистоты и скверны телесной и

душевной. Помоги мне, Господи, совершать святые дела в страхе Твоем. Пусть

сердце мое возвысится к Тебе, Господи, и все прелести этого мира да не

усладят меня, и вся красота житейская да не волнует меня, но пусть

прилепится душа моя к Тебе Единому, и пусть воспринимает меня десница Твоя.

Да не ослабну, услажденный мирскими красотами, и не попусти мне когда-либо

возрадоваться радостью мира сего, но исполни меня, Господи, радостью

духовной, радостью несказанной. сладостью Божественной, а Дух Твой благой

да наставит меня на путь истинный». Старцы и прочие люди, видя жизнь

отрока, удивлялись, говоря: «Кем будет этот юноша, которого уже с детства

Бог сподобил столь великой добродетели?»

До сих пор было рассказано обо всем, что случилось, когда Кирилл

проживал в некоей деревне, находившейся в Ростовском княжестве, вдали от

города Ростова. Следует теперь рассказать и о переезде, поскольку Кирилл

переселился из Ростова в Радонеж. О том, как и почему он переселился, я мог

бы многое рассказать, но мне, однако, нужно об этом написать коротко.

ГЛАВА 4. О ПЕРЕСЕЛЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ СВЯТОГО

Раб Божий Кирилл, о котором шла речь, прежде владел большим имением в

Ростовской области, он был славным и именитым боярином, имел большое

богатство, но к концу жизни, в старости обнищал и впал в бедность. Скажем и

о том, как и почему он обнищал: из-за частых хождений с князем в Орду,

частых набегов татар на Русь, частых татарских посольств, из-за многих

тяжких даней и сборов ордынских, из-за частого недорода хлеба. Но хуже всех

этих бед было великое нашествие татар во главе с Федорчуком Туралыком,

случившееся в то время, после которого в течение года продолжались насилия,

потому что великое княжение досталось великому князю Ивану Даниловичу и

Ростовское княжество также отошло к Москве30. Горе, горе тогда было городу

Ростову, а особенно ростовским князьям, так как у них были отняты власть,

княжество, имения, честь и слава,— все отошло к Москве.

В то время по повелению великого князя из Москвы в Ростов был послан

воеводой один из вельмож, по имени Василий, по прозвищу Ко-чева, и с ним

Мина. Когда они приехали в Ростов, там начались жестокие насилия над

жителями и умножились гонения. Многие из ростовцев поневоле отдавали свое

имущество москвичам, а сами получали взамен побои и оскорбления и уходили с

пустыми руками, являя собой образ крайнего бедствия, так как не только

лишались имущества, но и получали раны и увечья, печально ходили со следами

побоев и все сносили безропотно. Да и к чему много говорить? Москвичи

настолько осмелели в Ростове, что подняли руку даже на самого

градоначальника, старейшего ростовского боярина по имени Аверкий, которого

повесили вниз головой и так оставили, надругавшись. Сильный страх охватил

всех, кто видел и слышал это,— не только в Ростове, но и во всех его

окрестностях.

Из-за этих насилий раб Божий Кирилл выехал из своей ростовской деревни,

о которой уже говорилось; он собрался всем своим домом и со всеми родными

переселился из Ростова в Радонеж. Приехав туда, он поселился около церкви,

названной в честь святого Рождества Христова, которая стоит и поныне. Здесь

он обосновался со всей своей семьей. Не только он один, но и многие другие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать