Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности

В малых организациях для учета затрат на производство ис­пользуют, как правило, счета 20 “Основное производство”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 97 “Расходы будущих периодов” или только счет 20.

Счет 46 целесообразно использовать в организациях, осуществля­ющих работы долгосрочного характера (строительных, проектных и др.), в которых расчеты осуществляются не в целом за законченные и сданные работы, а по отдельным этапам работ. Счет 40 используется по необходимости и предназначен для учета выполненной продукции (работ, услуг) и выявления отклонений фактической производственнной себестоимости продукции (работ, услуг) от нормативной или пла­новой себестоимости. Использование данного счета позволяет исключить трудоемкие расчеты по определению отклонений фактической себестоимости от плановой по готовой, отгруженном и реализован­ной продукции.

Приведем основные хозяйственные операции по счетам издержек производства и порядок отражения хозяйственных операций на сче­тах бухгалтерского учета (рис. 9).

Объекты калькуляции — отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, работы и услуги, себестоимость которых определя­ется. Аналитический учет затрат на производство ведется, как прави­ло, по объектам калькуляции. Разрешается открывать аналитические счета не на каждый объект, а на их группу.

Для каждого объекта необходимо правильно выбрать калькуляци­онную единицу, в качестве которой применяют в основном натураль­ные (тонны, метры и др.) и условно-натуральные единицы, исчислен­ные с помощью коэффициентов (тысяча условных банок консервов и др.). Калькуляционные единицы могут не совпадать с учетной нату­ральной единицей. В перерабатывающих организациях, например, учетной единицей является 1 кг продукции, а калькуляционной еди­ницей— 1 т или 1 ц. Применение укрупненных калькуляционных еди­ниц упрощает составление плановых и отчетных калькуляций.


 Учет затрат и калькулирование в системе управления себестоимостью продукции. Задачи учета затрат на производство Себестоимость продукции — выраженные в денежной форме за­траты на ее производство и реализацию. В условиях перехода к ры­ночной экономике себестоимость продукции является важнейшим по­казателем производственно-хозяйственной деятельности организаций. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения пла­на по данному показателю и его динамики; определения рентабельно­сти производства и отдельных видов продукции; осуществления внут­рипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения се­бестоимости продукции; определения цен на продукцию; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организацион­но-технических мероприятий; обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятия с производства устаревших.

Управление себестоимостью продукции предприятий — планомер­ный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее сни­жения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Основные задачи бухгалтерского учета затрат на производство и кулькулирование себестоимости продукции — учет объема, ассорти­мента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и контроль за выполнением плана по этим показате­лям; учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресур­сов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению; калькулирование себестоимости продук­ции и контроль за выполнением плана по себестоимости; выявление результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделений предприятия по снижению себестоимости продукции; выявление ре­зервов снижения себестоимости продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на произ­водство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и администрации организации и ее подразделений,

В отечественной практике учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции являются составной частью общей единой системы бухгалтерского учета.

  Основные принципы организации учета

затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции

Организация учета затрат на производство продукции основана на следующих принципах: неизменность принятой методологии уче­та затрат на производство и калькулирования себестоимости продук­ции в течение года; полнота отражения в учете всех хозяйственных операций; правильное отнесение расходов и доходов к отчетным пе­риодам; разграничение в учете текущих затрат на производство и ка­питальные вложения; регламентация состава себестоимости продук­ции.

Одно из основных условий получения достоверной информации: о себестоимости продукции — четкое определение состава производ­ственных затрат.

В нашей стране состав себестоимости продукции регламентиру­ется государством. Основные принципы формирования этого состава определены в Законе “О налоге на прибыль предприятий и организа­ций” и конкретизированы в Положении о составе затрат (5) с измене­ниями и дополнениями, внесенными в это Положение, и Положении “Расходы организации” (6), которые четко определили издержки, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), и затраты, про­изводимые за счет соответствующих источников финансирования (при­были организации, фондов специального назначения, целевого финан­сирования и целевых поступлений и др.).

Регламентирующая роль государства по отношению к себестоимо­сти продукции проявляется также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и др.

На основе Положения о составе затрат министерства, ведомства, меж­отраслевые государственные объединения, концерны и др. разрабатыва­ют отраслевые положения о составе затрат и методические рекоменда­ции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных организаций.

Следует отметить, что изменения и дополнения, внесенные в По­ложение о составе затрат Правительством Российской Федерации 1 июля 1995 г., определили новые подходы государства к формирова нию себестоимости продукции. До 1 июля 1995 г. многие расходы включались в себестоимость, продукции в пределах установленных государством нормативов (командировочные расходы, расходы на рек­ламу, представительские расходы и др.), а превышение по указанным расходам относили на уменьшение чистой прибыли организаций. Вследствие такого подхода организации не имели реальных показате­лей себестоимости, что затрудняло и управление себестоимостью.

С 1 июля 1995 г. нормируемые государством расходы относятся на

 

Учет расходов на продажу

К расходам на продажу относят расходы, связанные с продажей [родукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. Расходы на [родажу вместе с производственной себестоимостью образуют пол-ую себестоимость проданной продукции.В состав расходов на продажу включают:расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продук­ций (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготов-кением тары и упаковки, стоимость тары, приобретенной на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями);

.расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку про­дукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и т.п., оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор);

комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, в соответствии с договорами;затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выс­тавках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответ­ствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупате­лям или посредническим организациям бесплатно, и другие анало­гичные затраты; прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, под­сортировке и т.п.).Расходы на рекламу списываются на счет 44 “Расходы на'прода­жу” в сумме фактических расходов. Однако для целей налогообложе­ния они принимаются в пределах установленных нормативов. В при-• казе Минфина РФ от 15.03.2000 г. № 26н (в ред. приказа Минфина РФ от 01.03.2001 г. № 18н) установлены следующие предельные размеры расходов на рекламу в год. Примечание. Организации, осуществляющие свою деятельность в сфере пре­доставления туристских услуг, увеличивают исчисленную предельную сумму рас­ходов на рекламу в 2 раза.

Организации, осуществляющие торговую деятельность, при рас­чете предельных размеров расходов на рекламу используют показа­тель валовой прибыли.

Для учета коммерческих расходов используют активный счет 44 “Расходы на продажу”. По дебету этого счета учитывают расходы на продажу с кредита соответствующих материальных, расчетных и де­нежных счетов: . <- счета 10 “Материалы” — на стоимость израсходованной тары”;

счета 23 “Вспомогательные производства” — на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия;

счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” — на сто­имость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторон­ними организациями;

счета 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” \— на оплату ; труда работников, сопровождающих продукцию, и других счетов.

Аналитический учет по счету 44 ведут в ведомости учета общехо­зяйственных расходов, расходов будущих периодов и расходов на про­дажу по указанным ранее статьям расходов.По истечении каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции

они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему про­данной продукции по оптовым ценам организации или другим спосо­бом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать