Бюджетное устройство организации

6.                Контроль осуществляется для оценки качества бюджета. Он основан на определении  размера отклонений фактических достигнутых результатов с запланированными. Если, например, фактические затраты больше планируемых, то имеют место отрицательные отклонения. Необходимо определить причины, их вызвавшие, и разработать мероприятия, направленные на их уменьшение. Если, например, фактические доходы больше, чем планируемые, то это положительные отклонения. В процессе контроля составляются отчеты о выполнении бюджетов. При  составлении отчетов должны учитываться следующие принципы;

·                  Своевременность – поступление информации об отклонениях как можно быстрее после завершения отчетного периода;

·                  Точность – информация должна быть достаточно точной, неточная информация приведет к принятию нерациональных решений;

·                  Соответствие информации уровню компетенции  пользователя;

·                  Информация в отчетах для каждого уровня должна освещать в большей степени контролируемые этим уровнем статьи доходов и расходов;

·                  Адресность, т.е. информация должна предоставляться менеджерами, имеющими полномочия на ее получение.

7.Оценка – бюджет позволяет руководству организации объективно оценить деятельность каждого работника подразделения по реализации поставленных задач в зависимости от его способности достичь целей, намеченных в статистическом бюджете, продвигать его по службе в некоторой зависимости от исполнения этого бюджета.

Формирование оперативного бюджета

   Для формирования оперативного бюджета необходимо использовать информацию о деятельности предприятия  за предшествующий периоды, использовать данные балансовой отчетности периода, предшествующего прогнозируемому. Такая информация дает представление об имеющихся активах и источниках их покрытия.

Подготовка оперативного бюджета должна осуществляться на основе цели бюджетирования в следующей последовательности:(табл.2).
























Операционный бюджет

Бюджет продаж

 Бюджет продаж предприятия составляется на основе прогноза продаж, который формируется по результатам анализа и обсуждения руководством различных микро – и макроэкономических факторов, маркетинговых исследований о состоянии экономики, спроса и предложения на конкретные виды сырья и материалов, продукцию, производственных мощностей, конкурентах, ценовой политики и т.п.

При формировании бюджета продаж предприятия особое внимание следует уделять динамике изменения таких показателей как;

1.                 состояние рынка сбыта продукции в целом – используя данные за предыдущие периоды, необходимо выявить: средний темп роста спроса на конкретную продукцию, кто является основными конкурентами предприятия на данном рынке, каков их объем продаж и качество продукции;

2.                 зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня доходов покупателей, долгосрочности тенденций продаж и т.п.

3.                 потенциальные возможности предприятия по расширению объема продаж.

  Бюджет продаж – это самый первый и самый важный бюджет при составлении общего бюджета организации. Товарная структура бюджета продаж предопределяет уровень и общий характер всей деятельности организации, оказывает существенное влияние на все другие частные бюджеты.

Смета продаж должна предусматривать объем продаж в натуральном и стоимостном выражениях, прогнозируемый индекс роста цен с учетом уровня инфляции.

Выручка от продаж в стоимостном выражении определяется по формуле:


В=Vпр*Ц*Jц,


Где В – выручка от продаж; Vпр – объем продаж в натуральных единицах; Ц – цена реализации единицы продукции; Jц – индекс роста цены продукции.

Смета продаж должна рассматриваться совместно с прогнозом денежных поступлений от продаж, основным на сложившихся правилах расчета с потребителями продукции и планируемых мероприятиях по улучшению сбыта продукции. В данном прогнозе представляются значения остатков дебиторской задолженности на конец периода (с учетом безнадежных долгов и переходящих остатков предыдущего периода), сумма задолженности к погашению в текущем периоде и поступления от продаж каждого периода.

Составление бюджета продаж табл.1.

Составление бюджета продаж продукции (по периодам) (табл.3).

Показатель

1-й

2-й

3-й

4-й

1.Объем продаж (Vпр), ед.

10 000

12 000

13 000

14 000

2.рыночная реализация на момент составления бюджета (Ц), тыс.руб.

10

10

10

10

3.индекс роста цены

1,02

1,04

1,06

1,08

4. Индексированная цена (стр.2*стр.3) (Цин), тыс.руб.

10,2

10,4

10,6

10,8

5. Прогнозируемая выручка (В) (стр.1-стр.4), тыс.руб.

102 000

124 800

137800

151200


Бюджет производства

Бюджет производства разрабатывается на основе бюджета продаж и учета производственных возможностей и технологии производства. Определяет план выпуска продукции в натуральных показателях, может быть составлен и в стоимостном выражении. На основе продаж указываются объемы необходимых запасов готовой продукции на конец и начало периода, возможные потери в результате производства. Значения этих показателей определяются, как правило, в процентном соотношении от объема продаж в натуральном выражении.

Объем производства продукции рассчитывается по формуле:


V=Vnp+Vsk-Vsn+Vb, V<Vmax,


Где  V – объем производства,       Vnp – объем продаж,            Vsk, Vsn – запасы готовой продукции на конец и начало периода,    Vb – потери от брака,   Vmax –потенциальные производственные возможности предприятия.

При составлении данного бюджета особое внимание необходимо уделить обоснованности запасов готовой продукции на конец периода. Если объем запасов  готовой продукции будет недостаточным, то можно потерять в будущем потенциальных покупателей, если достаточно большой, то предприятие несет дополнительные  издержки по хранению продукции.

Для обоснования запасов готовой продукции можно использовать (EPR), который позволяет рассчитывать уровень запасов, при котором совокупные издержки предприятия будут наименьшими. Для этого необходимо учитывать плановый выпуск продукции на бюджетный единичный период (Vпр), издержки по изготовлению единицы продукции (ИЗ1), стоимость сохранения единицы запасов продукции в течение бюджетного периода (С1). На основе этого рассчитывается оптимальный размер партии выпуска готовой продукции (EPR):


EPR=[(2*Vпр*ИЗ1):С1]1/2.


Предприятие в отчетном периоде реализовало за год 20 000 единиц продукции, издержки по  изготовлению составили 1,35 тыс.руб., а стоимость хранения единицы запаса готовой продукции – 0,20 тыс.руб. Тогда, оптимальный размер выпуска одной партии продукции составит:

EPR=[(2*V*ИЗ1):С1]1/2 =[(2*20 000 ед.*1,35 тыс.руб.):0,20 тыс.руб.]1/2=520 ед.


Доля запаса готовой продукции на складе в объеме продаж:


Dзк= EPR: Vпр=520 ед.*100%=2,60%.


При таком значении запаса готовой продукции на складе совокупные издержки по переработке и хранению продукции являются минимальными. Если предполагается, что объем продаж будет увеличен на 18%, стоимость хранения – на 5%, а издержки по изготовлению – на 6%, то размер запаса должен составить:


EPR=[(2*V*ИЗ1):С1]1/2 = [(2*(20 000 ед.*1,18)*(1,35


тыс.руб.*1,06):(0,20тыс.руб.*1,05)]1/2=567 ед.


Доля запаса готовой продукции на складе в объеме продаж:


Dзк1= EPR1:Vпр1=567 ед.:(20 000 ед.*1,18)*100%=2,40%


Запасы готовой продукции на начало  периода соответствуют запасам готовой продукции на конец предшествующего периода, поэтому являются известными величинами. (см.табл.2)


Составление бюджета производства продукции (по периодам) (табл.4).

Показатель

1-й

2-й

3-й

4-й

1.затраты на производство ед.продукции (ИЗ1), тыс.руб.

5

5,4

5,8

6,3

2.Стоимость хранения ед. продукции на складе (С1), тыс.руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать