Гостиничная индустрия представлена такими средствами размещения, как гостиницы, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, а также специализированные средства размещения. Специализированные средства размещения представляют собой заведения, которые помимо представления размещения, выполняют какую-нибудь специализированную функцию. Например, оздоровительные заведения или конгресс-центры.
В Кыргызстане гостиничная индустрия представлена 83 гостиницами, общий гостиничный фонд которых составляет 1974 номеров. В 2002 году численность размещенных лиц составила 123,7 тысячи человек. Единовременная вместимость составляет 3498 койко-мест[17].(Таблица 2.13)
Таблица 2.13 |
|||||
Основные показатели работы гостиниц |
|||||
|
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Число гостиниц, единиц |
88 |
78 |
95 |
91 |
83 |
Численность размещенных лиц, тыс. человек |
182,1 |
136,2 |
131,9 |
103,7 |
123,7 |
Число всех номеров, единиц |
2339 |
2247 |
2367 |
2172 |
1974 |
Единовременная вместимость, койко-мест |
4125 |
3777 |
4192 |
3505 |
3498 |
Предоставлено койко-суток, тыс. |
313,9 |
242,6 |
313,3 |
209,7 |
278,4 |
Коэффициент использования гостиничного фонда (наличных мест)[18] |
0,21 |
0,18 |
0,20 |
0,16 |
0,22 |
Источник: Нацстатком КР |
Индустрия питания в Кыргызстане, в последнее время развивается быстрыми темпами. Данная индустрия представлена ресторанами, кафе, барами, столовыми и другими предприятиями по поставке готовой пищи. Данные Нацстаткома, показывают, что объем услуг, предоставленных ресторанами, барами, столовыми и другими предприятиями по поставке готовой пищи за период с 1998 по 2002 год увеличился больше чем в два раза. Таким образом, в 2002 году объем услуг, произведенных индустрией питания составил 1,14 млрд. сом (Таблица 2.14).
Среднегодовой темп рост за последние пять лет составляет 106,58 %. Это говорит о довольно стабильном развитии индустрии питания в Кыргызстане.
Таблица 2.14 |
|||
Объем услуг, предоставленных ресторанами, барами, столовыми и другими предприятиями по поставке готовой пищи |
|||
Годы |
Млн. сомов |
В процентах |
|
к предыдущему году |
к 1997 |
||
1998 |
540,9 |
116,6 |
116,6 |
1999 |
742,5 |
97,4 |
113,6 |
2000 |
918,8 |
102,6 |
116,5 |
2001 |
995,7 |
101,9 |
118,7 |
2002 |
1143,8 |
114,4 |
135,8 |
Источник: Нацстатком КР |
Индустрия развлечений Кыргызстана представлена парками, театрами, цирками, музеями и другими развлекательными заведениями. Сюда также включается посещения заповедников и природных парков. Особенностью Кыргызстана, в этом плане, являются 8 природных национальных парков, 6 заповедников и 69 заказников и памятников природы.
На начало 2003г. в республике функционировало 15 театров, 41 музей, 1035 библиотек, 651 учреждение клубного типа.
Профессиональные театры в республике имеют государственную форму собственности. Наиболее развита их сеть в г.Бишкеке (8) и Ошской области (3). В 2002г. театральными коллективами показан 1561 спектакль и представление, из которых 463 - гастрольные и выездные за пределы своего города. Число зрителей составило около 201 тыс.
Наиболее посещаемыми театрами являлись Государственный Академический русский драматический г. Бишкек, Ошский Узбекский музыкально-драматический и Джумгальский драматический театр, число зрителей которых составило 107,2 тыс.
Музеи республики располагают фондами в размере более 180 тыс. экспонатов. Число экспонатов, требующих реставрации, в 2002г. составило 6,9 тыс. Наибольшим числом экспонатов располагают музеи г. Бишкека (90,5 тыс.) и музеи Ошской области (33,1 тыс.)
В музеях, открытых для посещений, доля выставленных экспонатов составила 27,2 процента, а в отдельных областях этот показатель значительно выше, чем по республике в целом. Так, в Таласской области он составил 97,7 процента, Баткенской -72, Иссык-Кульской области - 57,9 процента. Во всех музеях республики не экспонировалось 131,6 тыс. экспонатов (72,8 процента). Так, в музеях г.Бишкек удельный вес выставленных экспонатов составил всего лишь 9,5 процента, Ошской области - 10,4 процента от наличных фондов.
В 2002г. музеи посетило около 555 тыс. человек. Наибольшее число посетителей отмечено в г.Бишкек (261,6 тыс., или 47,1 процента) и Таласской области (97,7 тыс., или 17,6 процента). Однако, в отдельных областях посещаемость остаётся низкой: в Баткенской она составила 9,4 тыс. человек (1,7 процента), Нарынской - 18 тыс., (3,2 процента) за год. В истекшем году музеями проведено 8,2 тыс. экскурсий с экскурсоводом. Наибольшее количество экскурсий проведено в Таласской (2,8 тыс.) и Ошской (0,9 тыс.) областях. Доля посетителей, принявших участие в экскурсиях с экскурсоводом, в целом по республике составила 37,7 процента. Сотрудниками музеев прочитано 748 лекций. Доля лекций, организованных сотрудниками музеев Чуйской области, составила 16,2 процента, Баткенской - 14,4, Ошской - 13,9, Иссык-Кульской - 6,9 процента.
Из сведений о техническом состоянии музеев видно, что более трети их требуют капитального ремонта.
Поскольку на практике прием туристов сосредоточен в руках частных фирм, проблемы и трудности, стоящие перед частными фирмами, являются проблемами туризма в целом. Какие же это проблемы? Можно выделить несколько блоков:
Государство должно взять на себя функции органа, координирующего развитие туристической отрасли экономики с точки зрения отрасли, доход приносящей.
Необходимо партнерство - Государство/частный сектор: необходима реформа государственного управления, которая должна быть нацелена на сокращение бюрократии, также должна создать инструменты, противодействующие взяточничеству и коррупции. Необходимо заручиться влиянием и поддержкой правительства (например, в области национального продвижения продукта и образования). Следовательно, где возможно, частные организации должны взять на себя функции и задачи в плане усиления институтов, с Правительством, сохраняющим стратегический контроль там, где это необходимо.
До 1991 года туристическая система СССР, руководимая профсоюзами, развивалась в направлении предоставления дешевого отдыха для трудящихся и не была интегрирована в мировую систему туризма. Естественно, что после распада СССР огромное туристическое хозяйство оказалось совершенно не пригодным к работе в новых условиях. Начало 90-х годов было периодом поиска новой модели развития туризма.
К нормативным и управляющим отраслью институтам относятся: 1) Президент КР и его Администрация; 2) Жогорку Кенеш и его комитеты; 3) Премьер-министр и Правительство КР. Что же представляет собой эта важнейшая часть государственных институтов применительно к отрасли сегодня?
В Администрации Президента КР имеется отдел социальной политики, который, в соответствии с положением об этом отделе, выполняет следующие функции; «разработка предложений по определению государственной политики и реформированию в области образования, науки, культуры, искусства, здравоохранения, медицинского страхования, межнациональных отношений, государственного языка, социальной защиты, пенсионного обеспечения, туризма и спорта, миграции и беженцев, общественно-политических организаций и религиозных конфессий». Туризмом занимается структура, ориентированная на социальные вопросы, несмотря на то, что в Администрации имеется отдел экономической политики, ведающий вопросами производственных отраслей.[19]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21