Международный туризм и его роль в развитии экономики Кыргызской Республики

Свои услуги прибывающим туристам предоставляет 22 гостиницы в столице, один пяти - звездочный отель «Хайят», 2 четырех звездочных гостиниц, 5 трех звездочных, 36 ресторанов, 309 кафе, 91 баров.

В настоящее время в г. Бишкек туристической деятельностью занимаются 161 туристическая фирма и 5 общественных организаций.[37]

В Бишкеке функционирует один  регулярно эксплуатируемый международный аэропорт «Манас».

Структура распределения инвестиций по г. Бишкек, в 2003г.

Таблица 2.31

Наименование

 (тыс. сом)

1

Объем привлеченных инвестиций в сферу туризма (всего)

-

2

За счет грантов

-

3

За счет иностранных инвестиций

491427,3

4

За счет местного бюджета

34216,0

5

За счет население

-

6

За счет собственных средств

-

Итого

525643,3


Оценивая потенциал отрасли, следует обратить внимание на актуальные проблемы отрасли,

среди которых выделяют следующие:

1.     Нормативно-правовая база

2.     Доступ в пограничные зоны республики

3.     Доступность Кыргызстана

4.     Известность Кыргызстана

5.     Кадры.

6.     Материальная инфраструктура

7.     Отношение государства к частному предпринимательству в области туризма

8.     Региональное сотрудничество в Центральной Азии.

Доступ в пограничные зоны республики. Некоторые важные туристические объекты Кыргызстана находятся в пограничных зонах. В настоящее время для доступа в эти зоны, помимо пропуска, нужно еще и специальное разрешение Пограничных отрядов, которым подконтрольны эти зоны. Такой распорядок понятен для южных районов Кыргызстана - наличие террористов, наркопути и пр. Но совершенно непонятны такие правила для такого района как Центральный Тянь-Шань, где граница проходит по неприступным хребтам, и, попав куда, практически невозможно перейти в соседний Китай. Логика подсказывает, что для районов Центрального Тянь-Шаня необходима процедура упрощенного доступа.

Отмена в одностороннем порядке Узбекистаном и Казахстаном признания виз участников Соглашения стран СНГ уже сыграла свою негативную роль для туризма Кыргызстана. Значительная часть туристов посещала нашу республику транзитом на пути из Узбекистана в Казахстан или обратно, имея только одну визу - Узбекскую или Казахскую. Теперь же туристам потребуется как минимум к Кыргызской визе и Казахская и (или) Узбекская. Помимо удорожания программ, это создает значительные неудобства в их организации. Подобные решения наносят ущерб туристическому бизнесу всех трех  республик, но наибольший урон понесет Кыргызстан. Возможно, еще не поздно восстановить хотя бы признание виз в двустороннем порядке с Казахстаном и Узбекистаном.

Доступность Кыргызстана. В настоящее время туристы в подавляющем большинстве прибывают в Кыргызстан и выбывают из него через соседние государства - Узбекистан, Казахстан и Китай. Основной причиной тому является то, что многие из программ Великого Шелкового Пути проходят через нашу республику как промежуточный пункт. В обоих этих случаях значительной для туризма Кыргызстана была роль Соглашения о взаимном признании виз странами-участниками СНГ.

Существенно сдерживает поток туристов через нашу республику очень неудобный для туристов режим работы пропускного пункта Торугарт. Как известно вопрос о повышении статуса этого пропускного пункта и свободного пропуска через него граждан третьих стран ставился уже много раз, но существенных сдвигов в решении этого вопроса до сих пор нет. Решение этого вопроса даст ощутимую выгоду в основном Кыргызской стороне, нежели Китайской. Решение вопроса в компетенции Правительств наших государств.

Известность Кыргызстана. Знания о Кыргызстане за рубежом крайне скудны. Фирмы не в состоянии проводить самостоятельную рекламу Кыргызстана за рубежом по многим причинам, да это не их задача. Реклама туризма Кыргызстана переплетается с рекламой турпродукта и фирмы самостоятельно не могут проводить такую работу в достаточном объеме. Очевидно, что в этом вопросе необходима координация усилий всех заинтересованных в этом вопросе сторон - Кыргызских турфирм, государства и иностранных заинтересованных организаций. На сегодняшний день единственно приемлемой тактикой фирм в условиях ограниченных средств является использование чужой рекламы, рекламы за счет спонсоров, создание государственного рекламно-информационного сайта о Кыргызстане и туризме, т.е. такие мероприятия, которые не требуют вложения значительных средств ни от государства, ни от туристических фирм.

Способствовать известности Кыргызстана за рубежом могло бы участие в туристических ярмарках, возможности участия в которых наших турфирм крайне ограничены. Здесь имеется большой потенциал для координации совместной работы Госагентства по туризму и спорту и туристических фирм республики.

Кадры. Несмотря на то, что специалистов в области туризма готовят многие учебные заведения республики, их (специалистов) катастрофически не хватает. И не хватает на всех уровнях туристического бизнеса, начиная с менеджеров низового уровня, сопровождающих тургруппы (гидов), менеджеров среднего звена (менеджеров программ) и заканчивая менеджерами высшего уровня - управляющих турфирм. Выпускники ВУЗов не востребуются фирмами. В первую очередь, это связано с низким уровнем подготовки выпускников, который, в свою очередь, объясняется низким уровнем преподавания и слабой базовой подготовкой студентов. Ежегодная потребность в менеджерах среднего звена составляет 30-50 человек, менеджеров низового уровня - 50-100 человек. В то же время ВУЗы Кыргызстана выпускают ежегодно 60-80 человек менеджеров среднего звена  и около 20 человек менеджеров низового уровня.[38] Связано это с отсутствием координации в подготовке специалистов со стороны государства во множестве мелких бедных ВУЗов, не имеющих соответствующей базы.

Отсутствует система формирования института гидов из-за отсутствия стандартов на эту профессию, центров подготовки, повышения или изменения квалификации, отсутствия сертификации, единой базы данных.

Материальная инфраструктура. Материальная база фирм слабая. Капитал обычно не превышает 25-50 тысяч USD. Фирмы, как правило, имеют собственные средства связи - телефон, факс, электронную почту; специальное снаряжение и оборудование для проведения туристских и альпинистских программ; по несколько транспортных средств (доля которых от потребности составляет 10-15%, остальные арендуются). Около 60% фирм имеют собственные офисы. Постоянный персонал таких фирм составляет 5-15 человек. Почти все фирмы имеют каталоги программ и флаера, уровень исполнения которых оставляет желать лучшего; часть фирм имеют рекламу в Интернете (www). Развивать собственную материальную базу за счет прибыли фирмы не в состоянии, поскольку её объем низок по причине большой доли субподряда при исполнении программ (гостиницы, транспорт и др.). Налоговое бремя также усугубляет ситуацию с развитием материальной базы. Возможности для получения кредита практически отсутствуют. Это связано с тем, что приемлемая ставка для турфирм составляет не более 9%. Кредит с такой процентной ставкой получить практически невозможно. Кроме того, фирмы не имеют возможности предоставлять полнообъемный залог для получения кредита из-за отсутствия достаточного залогового капитала и из-за низких залоговых кондиций этого капитала.

Отношение государства к частному предпринимательству в области туризма и к туризму.

Как известно, туризм был декларирован как приоритетная отрасль индустрии республики. Но это заявление так и осталось декларацией. Приоритетность отрасли не реализована практически.

Для развития туризма в республике были приняты Государственная программа развития туризма до 2010 года (принята в 2000 году), а для эффективного функционирования отрасли - Закон о туризме (принят в 1999 году). Во II части Программы показаны причины, препятствующие развитию туризма в нашей республике. До настоящего времени не устранена хотя бы одна причина и не ослаблено негативное влияние какой-либо из них. Напрашиваются два вывода - либо оба эти документа нереальны и их невозможно выполнить, либо те органы, которые призваны устранять недостатки и решать задачи по развитию туризма, не могут их устранить. Возможно, и то и другое. Если говорить о Законе «О туризме», то он носит декларативный характер. Этот Закон очень трудно применить на практике. Отрасль не может нормально развиваться, если нет реального плана, если не осуществляется действенный контроль за выполнением принятых документов. Сегодня нам нужны реальная программа, реальная Концепция, работающий Закон. В группу по подготовке таких документов нужно обязательно включить наиболее опытных практиков туристской отрасли.

Региональное сотрудничество в Центральной Азии. Известно, что наиболее продаваемыми турами в Центральную Азию, являются круизы с посещением нескольких Центрально-Азиатских государств за одну поездку. Это связано с тем, что Узбекистан и Туркменистан, имея богатейшие культурные достопримечательности, не могут добавить к ним эквивалентную по значимости природу. Это можно сделать только в Кыргызстане и Казахстане. Туроператоры этих стран уже давно нашли общий язык и работают между собой в тесном контакте. В то же время переходы границ, транзитные переезды, поездки транспорта и много других вопросов, связанных с проведением туров, не только не упрощаются, но становятся с каждым годом сложнее и сложнее. Это не способствует развитию туризма в регионе. В быстрейшем развитии туризма региона заинтересованы все страны Центральной Азии, но для этого необходима согласованная политика всех государств нашего региона, в которую необходимо включить и создание единого туристского пространства, и общую рекламную стратегию, и много других вопросов, от согласованности действий в которых зависит развитие туризма. Для проведения согласованной политики в области туризма необходим Межгосударственный Совет по туризму Центрально-Азиатского региона, куда вошли бы помимо государственных органов, курирующих туризм, и ведущие производители турпродукта из каждой страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать