Для достижения главной цели выдвинуты следующие приоритеты:
1) совершенствование системы управления туристической индустрией на всех уровнях, обеспечение постоянного, равноправного и взаимовыгодного диалога через развитие горизонтально и вертикально интегрированного института социального партнерства: государство - частный сектор - местные сообщества дли обеспечения равных возможностей, прозрачности и согласования деятельности сторон;
2) разработка и реализация маркетинговой стратегии развития туристической индустрии;
3) создание благоприятной административно-правовой среды для привлечения внутренних и внешних инвестиций в развитие и модернизацию инфраструктуры туристической индустрии;
4) совершенствование системы подготовки кадров для туризма и развитие человеческих ресурсов.
Для осуществление широкого комплекса мер государственного регулирования, направленных на стимулирование развития туризма требуется создать современную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в государственных и частных структурах сферы туризма.
На настоящий момент Госкомтурспортом совместно с международными организациями Хельветас, ТАСИС, КАТОС, ГТЦ, JICA, ПРАГМА, ВТО, СПС постоянно ведется переподготовка и повышение квалификации кадров, работающих в государственных и частных структурах сферы туризма. Ведется работа по развитию агротуризма и маркетинга, активизации деятельности комитетов и центров, проведению обучающих семинаров для работников посольств и представительств Кыргызской Республики за рубежом по вопросам презентации и рекламы турпотенциала Кыргызстана, турассоциаций Кыргызстана, предпринимателей, преподавателей ВУЗов по части туризма, руководителей и менеджеров турпредприятий Иссык-Кульской области и др.
Одним из важных моментов является завершение приватизации курортно-рекреационных и туристических объектов и создание конкурентной среды, способствующей повышению качества туристических услуг и расширению их ассортимента. Постановлениями СНП ЖК КР от 15.11.01г. П№ 335-II-7 и постановлением ЖК КР от 31.01.02г. З№ 574-II. утверждена программа приватизации государственной собственности в КР на 2001-2003гг.
Всего за 2002 год приватизированы 15 объектов КРХ на сумму 61,7 млн.сом.
За 1 полугодие 2003 года осуществлена продажа 14 объектов курортно-рекреационного хозяйства в виде отдельных имущественных комплексов и целых объектов на общую сумму 38610,1 тыс. сомов при их оценочной стоимости 24948, 7 тыс. сомов.[41]
На конкурсной основе продано 7 объектов, на аукционе – 2, через аренду с выкупом – 4, напрямую продан трудовому коллективу пансионат Хан-Сарай в с.Каджи-Сай Тонского района после многократного выставления на открытые торги.
Приватизация объектов курортно-рекреацинного хозяйства по Программе приватизации государственной собственности Кыргызской Республики на 2001-2003 годы на сегодняшний день практически завершена, за исключением нескольких объектов, зарезервированных Правительства Кыргызской Республики.
Конечно же, необходимо постоянно наблюдать и совершенствовать законодательную базу, способствующую созданию благоприятных условий для пребывания в республике туристов из дальнего и ближнего зарубежья, а также для вложения инвестиций в индустрию туризма. Госкомтурспортом разработаны и приняты постановления Правительства Кыргызской Республики от 25 ноября 2002 года №802 «О плане мероприятий по реализации предложений по комплексному развитию туризма в Иссык-Кульском регионе, разработанных Организацией Ага-Хана по развитию»[42], от 17 февраля 2003 года № 71 «О неотложных мерах по улучшению экономических индикаторов туристического сезона 2003 года», от 16 июня 2003 года № 349«О работе Госкомтурспорта и госадминистрации Иссык-Кульской области по развитию туризма в Иссык-Кульской области » и Распоряжение Президента Кыргызской Республики от 6 февраля 2003 года № 26 «О Межведомственном координационном совете по привлечению инвестиций для развития инфраструктуры туризма курортной зоны оз. Иссык-Куль».
Согласно Концепции развития туризма до 2010, посольствам и представительствам КР за рубежом необходимо активно содействовать привлечению кредитов и инвестиций для финансирования реконструкции и строительства объектов туризма и санаторно-оздоровительных комплексов. Другой задачей является, активизация работы по распространению информации через СМИ для иностранных и местных инвесторов с целью привлечения их к участию в прямых переговорах, аукционах, тендерах на приобретение объектов курортно-рекреационного хозяйства и туризма.
Государственным комитетом по туризму, спорту и молодежной политике постоянно направляются инвестпроекты в посольства КР за рубежом. Так были направлены 14 инвестиционных резюме с инвестиционными проектами в сфере туризма. Также в целях поиска инвесторов данные инвестиционные проекты размещены на сайте www.Kyrgyzinvest.org.
Осуществляется активная работа по широкому распространению информации через СМИ о продаже объектов курортно-рекреационного комплекса и туризма, государственных пакетов акций АО, о передаче гособъектов в управление по конкурсу.
Объекты реализовывались только через конкурсы и аукционы, прямая продажа применялась только в исключительных случаях, после двукратного применения других методов.
В 2002 году создана пресс-служба и печатный орган – журнал «Менчик»[43]. На сей день, выпущены шесть номеров этого экономического издания, в котором освещается тема реформирования собственности, приватизации, привлечения инвестиций, банкротства и другие экономические вопросы.
Одним из важнейших элементов Концепции развития туризма в КР является реконструкция и строительство важнейших туристических объектов (гостиниц преимущественно малой и средней вместимости, развитие транспортных коммуникаций, систем связи и других элементов туристской инфраструктуры). 3 августа 2003 года на Иссык-Куле было открытие аэропорта «Тамчы».[44] Кроме того, важную роль играет реконструкция и модернизация автомагистралей в соответствии с международными стандартами:
- Бишкек - Ош;
- Бишкек - Торугарт;
- Бишкек - Иссык-Куль;
- Иссык-Кульское кольцо;
- Ош – Сары-Таш – Иркештам;
- Ош - Исфана;
- Отмек – Талас - Тараз;
- Чолпон-Ата - Алматы
В настоящее время создаются благоприятные условия для развития сопутствующих услуг, предоставляемых малым и средним бизнесом, таких как: автостоянки, точки общепита, общественные туалеты, киоски по продаже печатной продукции, службы гидов-экскурсоводов, издание рекламно-информационных буклетов, картосхем и другой рекламной продукции. Следует отметить, что необходимо оборудовать основные автотрассы, вдоль которых расположены туристические альпинистские зоны, санаторно-курортные, оздоровительные комплексы знаками, табличками и надписями на государственном и иностранном языках.
Автомобильные дороги общего пользования оборудованы знаками на 109%, работы по установке знаков продолжаются.
Дальнейшее развитие воздушного транспорта в республике с целью создания комфортности и удобств для иностранных туристов:
- завершить реконструкцию аэропорта в г. Ош;
- создать условия для увеличения количества международных воздушных перевозок в Кыргызстан;
- продолжить постоянные курсы повышения квалификации для членов экипажей и сотрудников сферы обслуживания авиапассажиров НАП «КАЖ».
Увеличена частота выполнения регулярных рейсов авиакомпаниями «Алтын эйр» в Москву. Начаты полеты по маршруту Бишкек-Новосибирск-Бишкек. Открыты прямые регулярные рейсы в города Санкт-Петербург, Красноярск, Худжанд, Чолпоната-Алматы.[45]
Не решен вопрос реконструкции аэропорта «Ош», несмотря, что между ПКР и Исламским банком развития подписано Кредитное соглашение по финансированию проекта реконструкции аэропорта «Ош», т.к. одним из условий упомянутого соглашения является участие в софинансировании проекта Кувейтским Фондом Арабского экономического развития (КФАЭР). Начиная с 2000 года, кыргызская сторона ведет переговоры с КФАЭР о смягчении финансовых условий кредитования проекта, что также не решается по настоящее время.
Активно развиваютя телекоммуникационные связи как одна из составных частей туристской индустрии, для чего:
- создается сеть международных таксофонов на кредитных карточках в аэропортах, отелях, банках, ресторанах и т.д.;
- автомобильные трассы обеспечиваются спутниковой связью и системами быстрого оповещения и вызова помощи;
- на территории альптурзон внедряют спутниковую систему поиска и спасения пропавших групп альпинистов и горных туристов;
- организовывают сеть междугородной, международной связи, систем передачи данных, радиосвязи, радиовещания и телевидения при строительстве туристических комплексов, баз, кемпингов и т.д.
Концепция предполагает совершенствование системы образования и профессиональной подготовки кадров для сферы туризма, подготовка преподавательских кадров для системы туристского образования, в том числе за рубежом.
Конечно же, развитие туризма требует огромных инвестиций во все сферы экономики, начиная от транспорта и коммуникаций и заканчивая медицинским обслуживанием. За государством в этом плане стоит решение проблем в масштабе всей республики - совершенствование нормативно-правовой базы, создание экономических условий, благоприятствующих притоку инвестиций, реализация таких больших проектов, как реконструкция дорог, аэропортов, связь и т.д. На сегодня существующая законодательная база - Земельный кодекс, Государственная программа разгосударствления и приватизации, Закон "Об инвестициях" - предлагает инвесторам достаточно благоприятные условия для вложения средств. Активизировался частный сектор, почти все объекты уже приватизированы, что явилось мощным стимулом для инвестирования.
Итак, принятие и осуществление Концепции развития туристической отрасли способствует развитию отрасли, рациональному распределению ресурсов, распределению обязанностей между субъектами туристской отрасли, позволяет концентрировать усилия для достижения более эффективных результатов.
3.2 Государственная политика развития международного туризма
Туризм является одной из приоритетных отраслей развития экономики Кыргызстана. Поэтому государство создает благоприятные экономические, политические, правовые и другие условия, необходимые для развития международного туризма. Таким образом, государство проводит политику развития международного туризма, для того, чтобы отрасль превратилась в реальный источник доходов бюджета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21