Международный туризм и его роль в развитии экономики Кыргызской Республики

Таким образом, число прибытий с 1960 по 2000 увеличилось почти в 10 раз (Диаграмма 1.4). Среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов, составившие с 1990 года по 2000 год 4,3%, отражают жизнестойкость и устойчивость международного туризма перед экономическими колебаниями.

Динамика числа прибытий туристов и поступлений от туризма во всем мире за 1960-2002гг.

Таблица 1.3

Число прибытий, млн. человек

Изменения, %

Поступления,

млрд. долл.

Изменения, %

1960

69,2

-

6,86

-

1970

159,6

130,4

17,9

163,2

1980

284,8

78,3

102,3

471,9

1990

459,2

61,2

264,7

158,5

2000

687,3

49,6

473,4

78,8

Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)

Доходы стран от продажи услуг туризма выросли в этот период более чем в 69 раз, с 6,8 млрд. долл. до 473,4 млрд. долл. (Диаграмма 1.5).

                    Диаграмма 1.4                                                      Диаграмма 1.5

   

Возрастающее значение туризма в экономическом развитии все большего числа стран подтверждает предположение, что доля поступления от международного туризма в ближайшее десятилетие будет расти.

Международный туризм оказывает значительное влияние на решение проблемы занятости населения, обеспечения рабочих мест на временной и постоянной основе. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям(WTTC), в 2004 году в мировом туризме будет занято 8,1% всех работающих, то есть в сфере туризма будет занят каждый двенадцатый работающий. Прогнозы показывают, что в 2014 году число работающих в туризме составит 8,6% всего занятого населения в мире. В США, согласно национальной статистике, туристская индустрия обеспечивает более 16,7 млн. рабочих мест, что составляет 11,9 % от общего количества рабочих мест в стране.[8]
Вклад туризма в занятость населения и открытие новых рабочих мест определяют социально-экономическое значение данного сектора.

Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие ключевые секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и, с учетом мультипликативного эффекта, составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

Увеличение объемов капитальных инвестиций в туризм также свидетельствует об экономическом значении этой области на мировом уровне. Так, в 2004 году ожидается, что доля туризма в общем объеме инвестиций в мире составит 9,4% или 802,3 млрд. долларов.
В общем числе туристических поездок в мире, 60% составляют поездки в связи с отдыхом, 30% - деловые поездки.

Согласно прогнозам ВТО, развитие международного туризма будет постоянно возрастать. Так, средние темпы роста международных туристских посещений 4,2% до 2010 года и 4,5% в период с 2010 по 2020 год.
 Международный туризм способствует экономическому и социальному развитию в мировом масштабе. Приведенные данные еще раз подтверждают, что международный туризм занимает важное и значимое место в мировой экономике.

1.2..Тенденции развития международного туризма в отдельных регионах мира


Для изучения развития международного туризма и его воздействие на мировую экономику необходимо рассмотреть отдельные регионы мира. Всемирная туристская организация (ВТО), выделяет пять основных регионов мира:

·  Америка

·  Африка

·  Азиатско-Тихоокеанский регион

·  Ближний Восток

·  Европа

Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится около 60% мирового туристического рынка и около 50% валютных поступлений. Свыше 18% мирового туристического рынка и 20% валютных поступлений приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, менее 17% рынка и 24% валютных поступлений - на Америку, и около 8% рынка и 5% валютных поступлений на Африку и Ближний Восток, вместе взятых.[9]

Каждый регион мира делится на более мелкие регионы, которые в свою очередь представлены составляющими их странами (Таблица 2.1).

Географическое сосредоточение международных туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, однако имеет два важных отличия. [10]

Во-первых, страны с положительным балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания, Португалия, Греция, часто имеют отрицательный ба­ланс в торговле. Страны с отрицательным балансом по туристским обменам имеют положительный тор­говый баланс, например Германия, Япония.

Состав регионов мира

Таблица 2.1

Регион

Субрегион

Страны региона

Америка

Северная Америка

Страны Карибского бассейна

Центральная Америка

Южная Америка


США, Канада, Мексика, Багамские острова, Пуэрто-Рико, Доминиканская Республика, Аргентина, Бразилия

Африка

Северная Африка

Западная Африка

Центральная Африка

Восточная Африка

Южная Африка


Тунис, Марокко, Алжир, ЮАР, Ботсвана, Кения, Зимбабве, Свазиленд, Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские острова

Азиатско-Тихоокеанский регион

Северо-Восточная Азия

Юго-Восточная Азия

Океания

Южная Азия

Китай, Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия, Тайвань, Япония, Корея, Австралия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Иран, Мальдивы

Европа

Северная Европа

Западная Европа

Центральная/Восточная Европа

Южная Европа

Восточное-Средиземноморье

Франция, Испания, Италия, Великобритания, Венгрия, Польша, Австрия, Германия, Швейцария, Чехия, Португалия, Нидерланды

Ближний Восток

-

Иордания, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сирия, Бахрейн, Кувейт, Ливия, Оман, Катар, Ирак

Во-вторых, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом про­дуктами подобных типов, как в торговле товарами.

Действительно, обмен товарами между индустриаль­ными странами является, прежде всего, обменом про­дуктами одной и той же категории, например торгов­ля автомобилями между США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными продуктами также суще­ствует, например, в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.

Европа прочно удерживает первое место среди других регионов мира по числу принятых иностранных туристов. В 2002 году, несмотря на незначительный рост в 2%, международные туристские прибытия составили  400 миллионов человек. Доходы от международного туризма возросли до 240 миллиардов долларов, что составляет цифру в 600 долларов за одно туристическое прибытие. Наиболее яркими лидерами в этом регионе являются Франция и Испания, которые показывают наилучшие результаты по числу принятых международных туристов и по доходам от международного туризма. Турция  лидирует  в этом регионе по объемам роста международного туризма, составляя 19%.  Российская Федерация, Украина и страны СНГ  развиваются довольно стабильно. Великобритания последние три года имеет отрицательный тренд развития (Таблица 2.2).

За относительной потерей доминирующего поло­жения Европы стоят следующие факторы:

•  некоторые западноевропейские страны, в част­ности на юге Европы, такие, как Италия и Греция, в меньшей степени Испания и Португалия, терпят па­дение  конкурентоспособности вследствие старения их туристского продукта;

• некоторые североевропейские страны, например Великобритания, Дания, Норвегия и Швеция, очень дорогие для туристов. Это неизбежно влияет на их конкурентоспособность;

•   растет   популярность   стран   Юго-Восточной Азии, которые с недавнего времени успешно разви­вают свою туристскую индустрию.

Тем не менее, снижение доли европейского рынка в международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы. Эти зоны насчитывают 64,5% всех прибытий в Европу. Такая туристская концентрация - резуль­тат привычки проводить летние каникулы на пляжах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать