Внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений, в то время как внешние факторы являются факторами среды, находящиеся вне предприятия, которые оказывают серьезное влияние на его успех. К ним следует отнести крупных конкурентов, источники получения техники и технологии, социальные факторы, государственное регулирование и другие изменения. Хотя внешние факторы находятся вне контроля руководства, но в тоже время руководство должно стремиться сделать так, чтобы их предприятия реагировали на изменения в конкретной внешней среде, если предприятие намеревается достичь поставленных целей. На рисунке 6 представлены результаты анализа литературных источников по СУ, определяющие структуру и место внешнего и внутреннего окружения предприятия.
Рисунок 6 - Структура внешней и внутренней среды предприятия
Предприятие функционирует в окружении, в среде, состоящей из множества элементов: рынок, с его предложениями и запросами, акционеры с их интересами получения дивидендов и реализации прав собственности, правительство с его налоговыми и законодательными требованиями, партнеры, по отношению к которым организация имеет свои обязательства, меняющиеся технологии, оборудование, требования к качеству продукции, образовательному уровню исполнителей, возрастающие запросы наемных работников, деятельность конкурентов, последствия экономических кризисов. Среда влияет на предприятие и накладывает свои требования. Руководитель должен учитывать это значительное влияние.
Внешняя среда (окружение бизнеса) не может быть постоянной, она изменяется. Можно выделить среду, параметры которой изменяются медленно, и такую, которая меняется резко и непредсказуемо. В таблице 1 приведены основные типы и характеристики внешнего окружения предприятия.
Таблица 1 - Основные характеристики внешнего окружения предприятия
№ |
Тип внешнего окружения |
Характеристики внешнего окружения |
1 |
Стабильная внешняя среда |
длительные циклы жизни товаров (услуг); большие складские помещения; возможность длительных сроков разработки. |
2 |
Предсказуемая внешняя среда |
продолжительные циклы жизни товаров (услуг); наличие большого времени на разработку новых технологий; массовое выпуск товаров (услуг). |
3 |
Изменчивая внешняя среда |
характеризуется повышенной неустойчивостью и непредсказуемостью; поведение менеджеров сильно усложняется по сравнению с их действиями в среде 1и 2 типов; правила, согласно которым предприятия должны действовать, быстро и непредсказуемо меняются; на первое место выходит способность предприятий к повышенной приспособляемости и выживанию. |
4 |
Глобальные изменения. |
резкое укорочение жизненных циклов; невыгодность содержания складов; изменение отношений заказчик-изготовитель; потребитель диктует поставщику; ужесточение конкурентной борьбы. |
5 |
Турбулентная среда |
уменьшение размеров предприятия; частая реорганизация предприятия; постоянное отслеживание ситуации во внешней среде; немедленная реакция на изменения внешней среды. |
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к предприятию факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Для этого необходимо выяснить перечень факторов, воздействующих на успехи и провалы предприятия, где находится это предприятие, где оно должна находиться в будущем и что для этого должно сделать руководство.
На рисунке 7 приведены результаты предварительной оценки степени влияния основных факторов внешнего воздействия на предприятие, полученные путем качественного анализа особенностей функционирования предприятий в условиях стабильной внешней (1 тип) и внутренней среды. Необходимо отметить, что степень влияния факторов внешнего воздействия на предприятие в значительной мере определяется типом внешнего окружения, видом выпускаемой продукции, принятыми управленческими решениями.
Рисунок 7 - Степень влияния факторов внешнего воздействия на предприятие
Анализ внешней и внутренней среды позволяет предприятию создать перечень опасностей и возможностей, с которыми оно сталкивается в этой среде. Только приведя внутренние возможности предприятия в соответствие с внешним окружением, руководство сможет осуществлять эффективное управление.
В нашем округе конкуренции для предприятия как таковой нет. Единственными конкурентами являются Индивидуальный предприниматель Медведев в г.Сарапуле и Открытое Акционерное Общество «ИжАвтоТранс» в г.Ижевске.
2. Экономический анализ деятельности предприятия
2.1 Анализ основных технико-экономических показателей
Для получения наиболее полного представления о масштабах деятельности анализируемого предприятия, об основных характеристиках его деятельности необходимо рассмотреть основные показатели деятельности компании. Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «АС-Авто» приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Основные показатели деятельности ООО «АС-Авто» за 2005- 2006гг.
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2005 год |
2006 год |
%выполнения |
1. |
Выручка от реализации услуг |
тыс. руб. |
3532 |
9920 |
280,9 |
2. |
Себестоимость проданных услуг |
тыс. руб. |
(3355) |
(2108) |
62,8 |
3. |
Валовая прибыль |
тыс. руб. |
177 |
7812 |
4413,6 |
4. |
Коммерческие расходы |
тыс. руб. |
(142) |
(7384) |
5200 |
5. |
Управленческие расходы |
тыс. руб. |
(7) |
- |
- |
6. |
Прибыль (убыток) от продаж |
тыс. руб. |
28 |
428 |
1528,6 |
7. |
Прочие доходы |
тыс. руб. |
- |
5 |
- |
8. |
Налог на прибыль |
тыс. руб. |
(7) |
(20) |
285,7 |
9. |
Чистая прибыль |
тыс. руб. |
21 |
413 |
1966,7 |
10. |
Численность |
чел. |
3 |
11 |
366,6 |
11. |
Фонд оплаты труда |
тыс. руб. |
20,700 |
182,996 |
884,04 |
12. |
Среднемесячная з/плата |
руб. |
6,900 |
16,636 |
241,1 |
13. |
Дебиторская задолженность |
тыс. руб. |
598 |
1487 |
248,7 |
14. |
Кредиторская задолженность |
тыс. руб. |
6 |
125 |
2083,3 |
Из таблицы 2 видно, что:
1. Обороты предприятия составляют небольшую величину, ни о какой доле рынка и речи вестись не может. Данную ситуацию можно объяснить тем, что предприятие фактически не является субъектом рыночных отношений. Наши клиенты могут выбрать другого поставщика аналогичных услуг. Все это создает определенные проблемы. Из таблицы видно, что показатели по оплате намного ниже аналогичных показателей по отгрузке, что свидетельствует о несбалансированности денежных потоков предприятия и о недостатке денежных средств. Грубо говоря, счета акцептуются, но платить по ним никто не торопится. Для того чтобы избежать подобной зависимости необходимо развивать коммерческую деятельность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16