Работники, которые достойно потрудились и показали высокие результаты, могут рассчитывать на денежные вознаграждения и премии.
1.4. Характеристика персонала предприятия
Управление численностью и составом работников является наиболее ответственным звеном в общей системе функций управления персоналом торгового предприятия. Основной целью управления численностью и составом персонала является оптимизация затрат живого труда на выполнение основных видов работ, связанных с деятельностью торгового предприятия, и обеспечение заполнения необходимых рабочих мест работниками соответствующих профессий, специальностей и уровней квалификации.
Реализация этой функции управления персоналом в наибольшей степени должна быть увязана с общей стратегией торгового менеджмента, поскольку сформированный на предприятии трудовой потенциал и будет обеспечивать осуществление всех стратегических целей и направлений его деятельности.
Соотношение различных категорий работников торгового предприятия в их общей численности характеризует структуру кадров предприятия (см. табл. 3).
Таблица 3 - Структура персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21» на конец 2006-2007 гг.
Категории персонала
2006 г.
2007 г.
чел.
%
чел.
%
Руководители
5
20,0
6
16,5
Специалисты
2
8,0
2
5,6
Продавцы
12
48,0
22
61,2
Вспомогательный персонал
4
16,0
4
11,1
Младший обслуживающий персонал
2
8,0
2
5,6
Всего
25
100
36
100
Потребность в рабочей силе в торговом предприятии напрямую тесно зависит от динамики товарооборота супермаркета «Орджоникидзе, 21», сезонности и возможности размещения рабочих мест на имеющихся торговых площадях.
В 2007 г., по сравнению с предыдущим годом, существенно вырос товарооборот, что вынудило администрацию магазина в ряде отделов разделить функции собственно продавца и продавца-кассира, поскольку интенсификация торговой деятельности магазина не давала возможности справляться прежнему количеству работников с возросшей нагрузкой.
Как следствие, произошел рост численности персонала с 25 до 36 человек за счет увеличения численности торговых работников - продавцов и продавцов-кассиров.
Кроме того, возросший поток покупателей и необходимость обеспечения безопасности и порядка в торговом зале заставил руководство магазина ввести должность администратора торгового зала, функции которого ранее выполнял старший продавец, что привело к увеличению управленческого аппарата на одну штатную единицу (на 20%).
Неизменной осталась численность специалистов (бухгалтер-экономист и товаровед), вспомогательного персонала — фасовщик, грузчик, приемосдатчик и водитель и младшего обслуживающего персонала - два уборщика.
Штатные расписания магазина ежегодно пересматриваются и утверждаются директором.
Постоянной службы подбора персонала на предприятии не имеется, набор сотрудников производится по мере необходимости через кадровые агентства, по объявлениям в средствах массовой информации (размещающих бесплатные объявления о приеме на работу) и путем вывешивания соответствующих объявлений.
Продвижение по службе определяется уровнем квалификации специалиста, способностью работать с людьми и управлять коллективом, желанием принять на себя дополнительные функции. В то же время, хотя продвижение по службе в магазине не ограничивается возрастным цензом, возможности карьерного роста на предприятии крайне ограничены.
Например, количественный состав персонала магазина с учетом возраста приведен на рис. 3.
Рисунок 3 – Характеристика возрастного уровня персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21» за 2006-2007 гг.
Данные рис. 3 показывают, что магазин имеет достаточно молодой состав персонала. Лишь по 5 сотрудников в 2006 г. и 2007 г. имеют возраст свыше 45 лет.
Отразим в табл. 4 динамику персонала по половому признаку.
Таким образом, видно, что за 2006-2007 гг. произошел рост численности, как мужчин, так и женщин. В структуре персонала «супермаркета «Орджоникидзе, 21» за анализируемые периоды преобладает категория женщин, что объясняется спецификой деятельности предприятия.
Таблица 4 - Характеристика трудового потенциала персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21»
Показатель
2006 г.
2007 г.
Отклонение
Мужчины
5
6
1
Женщины
20
30
10
Отразим в табл. 5 данные, характеризующие динамику уровня образования персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21».
Таблица 5 – Динамика уровня образования персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21» за 2006-2007 гг.
Показатель
2006 г.
2007 г.
Отклонение
Высшее
6
7
1
Среднее специальное
13
23
10
Среднее
6
6
-
В структуре персонала преобладает категория сотрудников, имеющих среднее специальное образование. В основном это категория продавцов и один специалист. Вспомогательный и младший обслуживающий персонал имеет среднее общее образование. Руководители и еще один специалист имеют высшее образование.
Наиболее заинтересованы в работе на данном предприятии преимущественно работники, не имеющие большого практического опыта, и рассматривающие данную работу как промежуточный этап в профессиональной карьере, а также опытные торговые работники, имеющие длительный опыт работы на данном или подобном рабочем месте, не подпадающие под действие нового пенсионного законодательства и, соответственно, не рискующие менять место работы в условиях жесткой конкуренции на рынке труда.
Структура и динамика движения персонала магазина представлены в таблице (см. табл. 6).
Таблица 6 – Динамика движения персонала супермаркета «Орджоникидзе, 21» в 2006-2007 гг.
Категории персонала
Численность персонала, чел.
на начало года
принято
уволено
Утп, %
на конец года
все-го
Рс
Риа
2006 г.
Управленческие работники
5
-
-
-
-
0,0
5
Специалисты
2
1
1
1
-
50,0
2
Продавцы
10
5
3
2
1
27,3
12
Вспомогательный персонал
3
3
2
1
1
57,1
4
Младший обслуживающий персонал
2
2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23