Уменьшился товарооборот и по группе ликероводочных изделий на 11,32%. Причина этого - ценовой фактор. Руководству предприятия необходимо учитывать специфику торговли алкогольной продукцией и в частности водкой. Основной товарооборот в этой группе товаров приходится на самую дешевую водку. Поэтому если цена на самую дешевую водку в данном магазине выше, чем у конкурентов, то рассчитывать на увеличение товарооборота по всей товарной группе не приходится. А вот при торговле марочными винами и коньяком действие ценового фактора уже не столь велико. Большое значение имеет престижность торговой марки производителя вина и широта ассортимента, что тоже сказалось на уменьшении товарооборота, так как при Корпорации «Мир» широта ассортимента была шире, чем представлено сейчас в продаже, так же сказывается потеря богатых клиентов. Критической можно назвать ситуацию с оборотом пива. Его объем упал на 14,34%, для этого есть причины. Появление множества конкурентов. Ближайший – круглосуточный киоск, находящийся непосредственно напротив магазина, неправильное ценообразование. Цены в магазине в среднем выше на 15%, чем в указанном киоске, также открылся магазин «Три толстяка» на ул. Холмогорова.
Намного снизился товарооборот по кондитерским изделиям (16,58%) и по группе чай, кофе (9,88%). Причиной также является изменение ассортимента дорогих конфет, печенья. Мало представлено конфет КФ «Красный Октябрь», импортных Германских. А по группе чай, кофе не всегда представлен устойчивый ассортимент. По остальным группам товаров товарооборот изменился незначительно.
Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты по осуществлению планомерной связи между производством и потреблением, опосредствуемой товарным обращением. К ним относятся издержки на транспортировку товаров, затраты на хранение и приведение их в удобную для реализации форму (подработка, фасовка, комплектование и упаковка), а также расходы по реализации товаров.
Борьба за рациональное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов в сфере товарного обращения требует правильной постановки, учета, контроля и анализа издержек обращения. Этим определяются и задачи анализа в данной области; их можно сформулировать следующим образом:
- изучение сметы издержек обращения предприятиями розничной торговли и разработка мероприятий на будущее;
- изучение основных факторов, оказывающих влияние на общий уровень издержек обращения, а также на отдельные статьи расходов;
- изыскание резервов экономии ресурсов в сфере товарного обращения при одновременном улучшении качественных показателей торговых предприятий.
Издержки обращения торгового предприятия характеризуются следующими основными показателями:
-абсолютной суммой издержек обращения. Показатель дает представление об объеме текущих затрат магазина, но не позволяет судить об эффективности этих затрат;
-уровнем издержкоемкости торговой деятельности. Показатель является важнейшим качественным показателем экономичности хозяйственной деятельности торгового предприятия, отражая долю его текущих затрат в цене реализуемых товаров;
-уровнем издержкоотдачи. Показатель характеризует объем товарооборота, приходящийся на единицу издержек обращения предприятия, то есть свидетельствует о результативности текущих затрат торгового предприятия.
Значения перечисленных показателей для магазина рассчитаны в таблице 9.
На основании произведенных расчетов можно сделать вывод, что в 2006 г. магазин работал эффективнее по сравнению с предыдущим годом. Снижение товарооборота магазина на 8,65% привело не только к повышению удельного веса издержек обращения, но и росту их абсолютного значения на 425,48 тыс. руб. Издержки на 1 руб. товарооборота увеличились на 2 коп. и составили 19 коп.
Таблица 9 - Анализ издержек обращения магазина за 2006-2007 гг.
показатели
2006г.
2007 г.
Отклонение
Абс. величина
В %
Товарооборот, тыс. руб.
106850,37
98340,40
-8510,17
-8,65
Издержки обращения, тыс. руб.
18008,92
18434,40
+425,48
+2,31
Издержкоемкость, руб.
0,17
0,19
+0,02
+10,52
Издержкоотдача, руб.
5,93
5,33
-0,6
-11,25
Прибыль, тыс. руб.
5721,04
3651,84
-2069,20
-
рентабельность
0,05
0,04
-0,01
-125
В 2006г. на 1 руб. издержек приходилось 5,93 руб. товарооборота, то есть результативность произведенных магазином затрат снизилась на 11,25%. Рентабельность сократилась в 1,25 раз. Это обусловлен тем, что снизилась прибыль от основного вида деятельности (на 2069,20 тыс. руб.).
Проведем анализ динамики и структуры издержек обращения в супермаркете, взяв за основу данные таблицы 10.
Все затраты от объема товарооборота зависят не одинаково. В связи с этим условно делят на две группы: постоянные и переменные. К постоянным затратам, не зависящим напрямую от объема товарооборота можно отнести расходы на содержание здания, помещения, инвентаря, торгового оборудования, износ, расходы на аренду и амортизацию основных средств, текущий ремонт.
К переменным затратам отнесены транспортные расходы, расходы на хранение, упаковку, подработку и подсортировку, расходы на тару, потери товаров при перевозке, хранении и реализации, расходы на оплату труда отнесены к переменным издержкам, так как трудовым соглашением предусмотрено выплачивать премиальные за перевыполнение плана по товарообороту.
Таблица 10 - Анализ структуры и динамики издержек обращения магазина (тыс. руб.)
Статья издержек
2006 г.
2007г.
Отклонение
+/-
%
Транспортные расходы
1830,40
1270,80
-559,6
-30,57
Расходы на содержание здания, помещения, инвентаря, торгового оборудования
1770,55
1790,08
+19,53
+1,10
Износ
-
370,20
-
-
Расходы на хранение, подработку, упаковку и подсортировку
790,60
1050,20
+259,60
+24,72
Аренда основных средств
2460,53
3410,70
+680,17
+27,64
Амортизация
373,54
450,27
+76,73
+17,04
Расходы на тару
160,10
90,50
-69,60
-43,47
Потери товаров при перевозке, хранении и реализации
1955,37
1625,40
-329,97
-16,88
Текущий ремонт
480,80
190,05
-290,75
-252,99
Прочие расходы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23