Традиционно в сознании работника заработная плата психологически ассоциируется с признанием его авторитета на предприятии, косвенно выражает его социальный статус. Через заработную плату работник косвенно оценивает себя, свои успехи в работе сравнительно с другими. Заработная плата может быть и невысокой (какой она была все застойные годы прямого государственного управления экономикой), но если она оказалась выше, чем у коллег по работе, то и мотивационная действенность будет выше.
В зависимости от системы оплаты труда, организации заработной платы на предприятии мотивационным стимулом может выступать как размер заработной платы, так и непосредственно оценка заслуг работника (хотя последнее в конечном счете также выразится размером заработка). Однако, оценка работника (заслуг работника) с последующим установлением размера заработка оказывается для рабочих более предпочтительной по сравнению с оценкой косвенной (в последовательности: заработная плата - заслуги работника). Поэтому организация заработной платы с оценкой заслуг играет большую мотивационную роль, нежели оплата без оценок.
Если нет признания, то не будет и лояльного мотивированного отношения к предприятию со стороны работника, нет ориентации на высокую производительность, отдачу. Таким образом, заработная плата- есть решающее условие достижения цели управления трудом, нацеленности работника на производительный труд.
Рассмотрим следующие статистические данные по трудовым ресурсам, численности занятого населения по отраслям экономики Республики Беларусь, уровню жизни населения, реальным денежным доходам населения, оплате труда.
Численность трудовых ресурсов Республики Беларусь в 2004 году составила 6183 тысяч человек, или 62% общей численности населения. По сравнению с 1995 годом она увеличилась на 334 тысячи человек, или на 5%, в том числе численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте возросла на 412 тысяч человек (на 7%), лиц старше и младше трудоспособного возраста, занятых в экономике – 4,3%, [4, c.46].
Численность трудовых ресурсов в 1995году, 2001-2004гг. приведем в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Трудовые ресурсы (тысяч человек)
Показатели
1995
2001
2002
2003
2004
Трудовые ресурсы,
Всего
5848,7
6075,8
6109,6
6141,6
6182,7
В том числе:
трудоспособное население
в трудоспособном возрасте
5503,3
5786,6
5836,8
5877,8
5914,9
Лица старше и младше
трудоспособного возраста,
занятые в экономике
345,4
289,2
272,8
263,8
267,6
Примечание. Источник: [4, с.46]
Наибольшая численность трудовых ресурсов сосредоточена в городе Минске – 1242 тысяч человек (20,2% общей численности трудовых ресурсов), Гомельской области – 915 тысяч человек (14,9%), Минской области – 896 тысяч человек (14,6%), Гродненской области-687,1 тысяч человек[4, c. 46].
Численность занятого населения, в 2004 году в экономике республики составила 4,3 миллиона человек, или 72% населения в трудоспособном возрасте. В городах и поселках городского типа работало 78% занятого населения, в сельской местности- 22%.
В промышленности республики работает 27% общего числа занятых в экономике, торговле и общественном питании – 13%, сельском хозяйстве и образовании – по 11%, строительстве – 7%, на транспорте и в здравоохранении - по 6%. [4, с. 42]. Распределение численности занятого населения в 1995г., 2000г., 2004 году приведем в таблице 1.2.
Таблица 1.2.Распределение численности занятого населения по отраслям
экономики (тысяч человек)
Показатели
1995
2000
2004
Всего занято в экономике
4409,6
4441,0
4316,3
Из них:
-промышленность;
-сельское хозяйство;
-строительство;
-транспорт;
- торговля и общественное питание, материально
техническое снабжение и сбыт;
- жилищное коммунальное хозяйство и
непроизводственные виды бытового обслуживания
населения;
-здравоохранение, физическая культура и
социальное обеспечение;
-образование;
-наука и научное обслуживание;
-финансы, кредит и страхование.
1216,2
843,5
302,4
250,0
472,1
175,6
287,1
417,5
45,7
46,4
1226,7
625,1
312,3
255,8
532,3
208,1
326,1
463,7
42,2
58,4
1157,7
463,4
330,4
262,6
574,0
234,0
327,6
460,7
38,7
58,3
Примечание. Источник: [4, с.42]
Уровень жизни населения, обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни белорусских граждан – основная задача социальной политики государства.
Для характеристики уровня жизни населения применяется ряд социально экономических индикаторов. Основными из них являются: денежные доходы населения, размер заработной платы, средний размер назначенной пенсии и другие. В мировой практике для оценки уровня жизни применяется также показатель индекса человеческого развития.
В первой половине 90-х годов в Беларуси, как и в других странах СНГ, имели место тенденции снижения уровня жизни населения, что было связано с объективными трудностями переходного периода.
Экономический кризис 1991-1995 годов, гиперинфляция, достигшая максимума в 1994 году, значительно отразились на материальном благосостоянии людей, на уровне их денежных доходов и, прежде всего, на заработной плате.
В 1995 году реальные денежные доходы населения (доходы с учетом индекса потребительских цен) составили лишь 62,2% к уровню 1990 года, реальная заработная плата - 55,7%, реальный размер назначенной месячной пенсии - 60,3%.
Начиная с 1996 года, в результате наметившегося экономического подъема и социальной политики государства, направленной, прежде всего, на повышение размера заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения, отмечается устойчивая тенденция роста реальных денежных доходов населения [4, с. 48].
Реальные денежные доходы населения в 2004 году возросли по сравнению с 1995 годом в 2,5 раза, по сравнению с предыдущим годом - на 14,2%.
В январе-июне 2005 года реальные денежные доходы увеличились по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 12,5%.
В общей сумме денежных доходов в 2004 году оплата труда составила 46,9%, социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии)- 17,7%.
В структуре денежных расходов и сбережений населения в 2004 году покупку товаров и оплату услуг приходилось 71,9%, накопление сбережений в депозитах и ценных бумагах, покупку валюты и другие - 17,5%, оплату обязательных платежей и добровольных взносов -10,6%.
Рост денежных доходов сопровождался повышением их покупательной способности.
Так, если в 1995 году на величину среднедушевого располагаемого денежного дохода в республике можно было приобрести 30 килограммов говядины, то в 2004 году – 46,1 килограммов, свинины -соответственно 22 и 44,5 килограмма, молока - 270 литров и 317 литра, масла животного -18 и 32,4 килограммов [4, с. 49-50]. Покупательную способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения приведем в таблице 1.3.
Таблица 1.3.Покупательная способность среднедушевых располагаемых
денежных доходов населения (килограмм в месяц)
Показатели
1995
2000
2002
2003
2004
1
2
3
4
5
6
Хлеб пшеничный
147
139
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27