Сторона обвинения в российском уголовном судопроизводстве

1) немедленно освободить своим постановлением каждого в нарушение закона подвергнутого задержанию или предварительному заключению (ст. 33 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

2) не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их приему и учету, о результатах проверки составлять акт;

3) принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершенном преступлении, в каждом случае обнаружения признаков преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ);

4) обеспечить участие защитника в деле в случаях, предусмотренных законом (ст. 51 УПК РФ), если защитник не был приглашен самим обвиняемым или другими лицами по его поручению, и др.

Прокуроры не осуществляют надзора за деятельностью судов; они поддерживают государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.[89]

Принятый новый УПК РФ закрепил четкое определение процессуальной функции прокурора в уголовном процессе. По новому УПК прокурор - это сторона обвинения, должностное лицо, осуществляющее функцию уголовного преследования, а уголовное преследование, осуществляемое также следователем, органом дознания и дознавателем, рассматривается как деятельность, осуществляемая с целью изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5).

Таким образом, законодатель поставил, наконец, точку в дискуссии о том, какую функцию осуществляет прокурор в уголовном процессе - обвинения (уголовного преследования) или надзора за соблюдением законов.

Как считает С.Н. Алексеев, наряду с тем, что прокурор является органом надзора за законностью в Российской Федерации, нелепо оспаривать и обвинительную направленность уголовно-процессуальной деятельности прокурора. Все полномочия прокурора в уголовном процессе направлены на достижение единственной цели - обеспечить законность предварительного расследования, т.е. законность раскрытия преступления, собирания доказательств виновности подозреваемого, обвиняемого.[90] Обеспечивая соблюдение законов в стадии предварительного расследования, прокурор создает условия, необходимые для рассмотрения уголовного дела судом, для постановления судом законного и обоснованного обвинительного приговора. Надзор за соблюдением законов органами следствия и дознания, за соблюдением в ходе расследования прав и свобод участников уголовного процесса - не самоцель, а эффективное средство достижения задач уголовного судопроизводства. Отрицать это - значит, отрицать очевидное.

Такое назначение прокурора в уголовном процессе вытекает и из ч. 2 ст. 21 УПК РФ: "В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры к установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления". Это принципиальное положение закреплено и в ст. 14 УПК РФ: "Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого и обвиняемого, лежит на обвинителе".

Закрепление в Уголовно-процессуальном кодексе этого давно и широко известного постулата следует признать несомненным достоинством нового Закона. Такая четкая формулировка, из которой вытекает, что прокурор, следователь и суд в равной мере обязаны полно, объективно и всесторонне исследовать обстоятельства дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, свидетельствует о том, что состязательность и презумпция невиновности перестают быть простыми декларациями и превращаются в реально действующие и законодательно обеспеченные принципы уголовного процесса.[91]

Ряд важных положений в новом УПК РФ касается права прокурора отказаться от продолжения уголовного преследования. Тем самым законодатель учел высказывавшиеся многими авторами предложения о расширении элемента диспозитивности в уголовном процессе, в том числе в распоряжении государственным обвинением.

Новым для УПК РФ является возможность участвовать в суде в качестве государственного обвинителя не только должностному лицу прокуратуры, но и - по поручению прокурора - представителю органа дознания. В определенной мере это новшество способно снять то напряжение, которое может возникнуть в связи с необходимостью обеспечить участие прокуроров в судебных заседаниях по всем уголовным делам. Практике уже сегодня известны факты поддержания государственного обвинения следователями районных прокуратур, особенно в сельской местности. Однако эта мера решить все проблемы не может, более того, она способна породить новые проблемы, вызванные порой не квалифицированностью государственных обвинителей из представителей органов дознания.[92]

Начальник следственного отдела - это начальник следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, действующие в пределах своей компетенции.[93]

Под группой здесь понимается имеющаяся, к примеру, в РОВД по штатному расписанию группа следователей, руководителем которой считается старший следователь. Каждый из следователей группы является самостоятельным органом предварительного следствия и расследует принятые к своему производству уголовные дела. Старший следователь - руководитель такой группы - имеет статус начальника следственного отдела.[94]

Полномочиями начальника следственного отдела не обладает руководитель следственной или следственно-оперативной группы, которая является одним (а не несколькими) органом предварительного расследования. Этот субъект уголовного процесса обычно обладает статусом руководителя следственной (следственно-оперативной) группы и в определенной степени контролирует входящих в нее следователей.

Начальник следственного отдела уполномочен:

1) продлять срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

2) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, в том числе давать поручения: возбудить (в случае получения на то согласия прокурора) уголовное дело и начать производство предварительного следствия; принять к производству уже возбужденное другим следователем уголовное; приступить к предварительному следствию по уголовному делу, по которому в соответствии со ст. 157 УПК РФ производится дознание;

3) проверять материалы уголовного дела, заявления (сообщения) о преступлении и материалы по исполнению поручений, поступивших из других органов предварительного следствия;

4) давать указания о направленности расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, квалификации преступления и объеме обвинения;

5) отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия;

6) вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя.

Начальник следственного отдела должен давать указания в письменном виде. Такие указания обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы прокурору.

Осуществляя контроль за правильностью составления обвинительного заключения, постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, постановления о прекращении уголовного дела, а также при передаче дела прокурору для направления другому органу предварительного следствия или в орган дознания, начальник следственного подразделения обязан проверить наличие в деле документов, в которых отражено место нахождения вещественных доказательств, предметов и ценностей, изъятых по делу, сверить их с записями в книге учета вещественных доказательств.[95]

Таким образом, процессуальное положение начальника следственного отдела схоже с положением прокурора при производстве предварительного расследования.

Следователь как субъект уголовного процесса - это лицо, законно состоящее в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности.[96] Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь прокуратуры, не являющийся гражданином России, так как, согласно ст. 40 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурорами и следователями могут быть только российские граждане.

Постановления, требования, поручения и запросы следователя по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для всех без исключения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа дознания). Ни один из следователей не обладает правом применять оперативно-розыскные меры (ст. 40 УПК РФ), хотя такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. Между тем, следователь обладает такой процессуальной самостоятельностью, которой нет у дознавателя.[97]

Подробно процессуальные функции следователя как субъекта уголовного процесса проанализированы в монографии А.П. Гуляева[98] и в работе С.А. Шейфер[99], в работах А.Р. Ратинова, П.С. Элькинд, А.М. Ларина, Н.Я. Якубович и других ученых. Рассмотрим некоторые теоретические подходы к вопросам о функциях следователя как субъекта, наделенного властными полномочиями.

По мнению А.П. Гуляева, следователь осуществляет следующие процессуальные функции: 1) рассмотрение заявлений и сообщений о преступлении; 2) исследование обстоятельств дела; 3) обвинение в совершении преступления; 4) ограждение граждан от неосновательного обвинения в совершении преступления; 5) обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и исполнения приговора в части конфискации имущества; 6) пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления; 7) розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно; 8) разрешение уголовных дел.[100]

Существуют разные взгляды относительно системы функций следователя. Своеобразна, в частности, позиция Н. А. Якубович. Она считает, что следователь осуществляет следующие функции: раскрытия преступлений, уголовного преследования и предупреждения преступлений. Причем основное  содержание первых двух функций состоит, по ее мнению, в  выявлении   данных   о   готовящихся   или   совершенных   преступлениях,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать