Глава 2.
Процессуальные и тактические особенности допроса участников уголовного процесса.
2.1 Процессуальные особенности допроса свидетеля и потерпевшего, обвиняемого и подозреваемого, эксперта и специалиста.
Допрос свидетеля.
Свидетель - лицо, которому могут быть известны обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.
Свидетелем в уголовном процессе может быть любое лицо, которому известны обстоятельства расследуемого дела либо данные, характеризующие обвиняемого.
При производстве допроса следует учитывать положения Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188, в котором определен перечень сведений конфиденциального характера. К последним, в частности, относятся сведения представляющие собой служебную, коммерческую, врачебную, нотариальную, адвокатскую и тайну, это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные). Данные сведения не подлежат распространению участниками уголовного судопроизводства, кроме случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 51 Конституции России никто не обязан свидетельствовать против себя самого, супруга, близких родственников, однако это не означает полного освобождения последних от дачи показаний.
За отказ, уклонение от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний уголовно-процессуальным законодательством предусматривается уголовная ответственность.
Предметом свидетельских показаний являются известные свидетелю фактические данные о любых обстоятельствах, подлежащих установлению по данному делу, в том числе о личности обвиняемого, потерпевшего и о своих взаимоотношениях с ними (ст. 79 УПК РФ).
Свидетель может давать показания не только о том, непосредственным очевидцем чего он был, показания могут носить и производный характер. Но непременным условием при этом является указание первоисточника информации, без наличия которого производные показания в качестве источника доказательства не рассматриваются.
Криминалистическая литература отмечает, что доводы, суждения и умозаключения, высказываемые допрашиваемым, являются необходимым компонентом любого показания, в связи с чем, невыполнимым является требование их исключения из показаний. Они несут информацию оценочного порядка и имеют определенное доказательственное значение при отсутствии количественных характеристик сообщаемых фактов, явлений в показаниях допрашиваемого о чертах и свойствах определенной личности, каких-либо фактах, явлениях, событиях. Однако доказательственную силу имеют только сообщения свидетеля о фактах.
Действующим законодательством определены права и обязанности свидетеля. Так, свидетель имеет право давать показания на своем родном языке, что обусловливает в необходимых случаях приглашение для участия в допросе переводчика. Для участия в допросе немого или глухого свидетеля приглашаются лица, понимающие их знаки.
Права свидетеля регламентируются ст. 56 УПК РФ, в соответствии с которой свидетель не должен уклоняться от вызова лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда и давать правдивые показания. При неявке без уважительных причин следственные органы вправе подвергнуть его приводу. В случае отсутствия возможности явиться на допрос по какой-либо уважительной причине свидетель обязан своевременно поставить в известность об этом следователя. Указания на то, какие именно причины могут быть признаны законом уважительными, нет, что дает право решения вопроса следователю.
В обязанности свидетеля входит неразглашение данных предварительного расследования без разрешения прокурора или следователя, что в противном случае влечет к уголовной ответственности.
Уголовно-процессуальным законодательством установлен порядок допроса свидетелей, которым, в частности, предусматриваются:
- проведение допроса свидетелей, вызванных по одному и тому же делу, порознь;
- разъяснение процессуальных прав и обязанностей;
- предупреждение об уголовной ответственности за отказ, уклонение от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний;
- установление личности свидетеля, его отношения к участникам процесса;
- предложение в произвольной форме рассказать об известных обстоятельствах дела, после чего возможна постановка вопросов следователем.
Ход и результаты допроса должны фиксироваться в протоколе допроса. Соответствие записей в протоколе фактическому ходу и результату допроса удостоверяется подписью допрашиваемого и следователя. Подпись допрашиваемого обязательна на каждой странице допроса. Показания записываются в первом лице и по возможности дословно.
Следует отметить, что следователю необходимо внимательно выслушать свидетельские показания, в том числе и все выводы и умозаключения свидетеля, попытаться выяснить, на основании чего они сделаны и какими фактами обоснованы.
Как правило, допрос не ограничивается свободным рассказом свидетеля, поскольку он не исчерпывает тему допроса. Это приводит к необходимости постановки вопросов, единую схему которых трудно предложить вследствие разнообразия их содержания. Однако можно сформулировать общие требования к постановке вопросов, в частности: правильность, четкость, понятность для допрашиваемого их формулировки, исключение из содержания вопроса подсказки ответа, угроз и оскорблений в адрес допрашиваемого[34].
Уголовно-процессуальным законодательством запрещается задавать допрашиваемому наводящие вопросы, содержащие готовый или желаемый ответ (ст. 189 УПК РФ). К таким вопросам можно отнести следующие: "Вы познакомились с потерпевшим на вокзале, да?", "Вы не видели обвиняемого N на вокзале 25 января 2006 года, нет?"
Не следует повторять вопрос в одной и той же редакции в случае, когда допрашиваемый не может дать на него ответа. Целесообразно воздерживаться от общих, беспредметных вопросов, подобных: "Следствие располагает данными, что Вам известны факты преступной деятельности гражданина N. Что Вы можете сказать на этот счет?", "Когда же Вы поймете, что необходимо давать правдивые показания?" и т. п. Тактика допроса свидетелей имеет свои особенности, которые обусловливаются, прежде всего, процессуальным положением допрашиваемого.
Так, при вызове свидетелей нет необходимости использовать повестки с предупреждением, что в случае неявки они могут быть доставлены приводом, в отдельных случаях целесообразно практиковать приглашение на допрос по телефону либо неформальной запиской. Имеет значение и форма предупреждения допрашиваемого об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, которая должна быть лишена излишней официальности, при этом не следует отказываться от разъяснения серьезности и ответственности предстоящего следственного действия.
Свидетелю, как правило, предлагается изложить известные ему факты либо в определенной следователем последовательности, либо в произвольной. Это оправдано, поскольку следователь не всегда представляет объем и содержание сведений, которыми располагает свидетель. Изложение в форме свободного рассказа способствует более полному воспроизведению запечатленного, облегчает его припоминание. Кроме того, это помогает следователю составить более полное и правильное представление о взаимоотношениях допрашиваемого с другими проходящими по делу лицами, об избранной им линии поведения, степени его фактической осведомленности. Из тактических соображений следователь вправе предложить осветить вначале определенный факт (прием "деление темы свободного рассказа"). После окончания свободного рассказа следователь восполняет и уточняет полученные сведения посредством постановки вопросов.
В целях "оживления памяти" могут быть использованы[35]:
- допрос с использованием ассоциативных связей;
- допрос на месте;
- повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств.
Допрос производится с учетом представлений, возникающих в сознании допрашиваемого в связи с воспринимавшимися событиями. Поскольку припоминание одного факта, как правило, влечет за собой припоминание связанных с ним других фактов, с целью оживления таких связей допрашиваемому следует задавать вопросы, относящиеся не к искомому, а к смежным с ним фактам. Это помогает установить сначала их, а затем - по ассоциации с ними - и искомый.
Допрос на месте представляет собой разновидность допроса с использованием ассоциативных связей, когда их оживление вызывает не задаваемый следователем вопрос, а повторное восприятие допрашиваемым той обстановки, в которой происходило расследуемое событие. Сходным приемом оживления ассоциативных связей является предъявление для повторного восприятия допрашиваемым предметов, связанных с интересующими следствие обстоятельствами.
Следует отметить, что повторное воспроизведение активизирует память, позволяет вспомнить упущенные, забытые при первом допросе факты. Опыты доказывают, что в 40% случаев повторное воспроизведение полнее первоначального (явление реминисценции). При повторном допросе могут быть использованы помимо ассоциативных связей и такие средства, как ознакомление допрашиваемого (в пределах допустимого) с показаниями других лиц о тех же обстоятельствах.
Свидетелей в зависимости от того, какие показания (правдивые или ложные) они дают, принято делить на добросовестных и недобросовестных. В случае допроса первых применяются тактические приемы, используемые при допросе в условиях бесконфликтной ситуации. При выборе того или иного тактического приема следует иметь в виду, что причинами дачи показаний, не соответствующих действительности, могут быть[36]:
- ошибки в восприятии, запоминании, воспроизведении воспринятого, недостатки органов чувств (близорукость, дефекты органов слуха и т. п.);
- неблагоприятное психологическое состояние в момент восприятия события, интересующего следствие, или в момент дачи показаний (волнение, страх, усталость, растерянность, подавленность);
- недоверие, неприязнь к следственным органам, опасение мести со стороны преступника, нежелание быть свидетелем по уголовному делу, личная заинтересованность в исходе уголовного дела.
Если есть основания полагать, что свидетель дает правдивые показания, применяются тактические приемы, позволяющие уточнить, проверить полученные данные, оказать помощь в припоминании забытых фактов. В частности, целесообразно применение уточняющих, детализирующих, контрольных, сопоставляющих вопросов, а также приемов, основанных на использовании ассоциативных связей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22