Тактика и организация допроса

2.2 Особенности допроса несовершеннолетних

Допрос является не только распространенным и эффективным следственным действием, но и самым необходимым в ходе предварительного расследования. В тоже время это очень сложное следственное действие, а допрос несовершеннолетнего вдвойне. От того насколько грамотно следователь его проведет, нередко зависит успех расследования по уголовному делу. В условиях роста преступности несовершеннолетних вопрос об особенностях тактики допроса несовершеннолетних становится особенно актуальным.

Допрос несовершеннолетних имеет свою специфику, которая обусловлена возрастными особенностями, своеобразием психоло­гии детей и подростков. Поэтому его проведение предусматрива­ет дополнительные процессуальные гарантии, обеспечивающие объективность и применение особых тактических приемов, разра­батываемых криминалистикой.

Педагогика и психология различают шесть групп несовершен­нолетних в зависимости от их возраста и психического развития: младенческий возраст (от рождения до года); раннее детство (от года до 3 лет); дошкольный (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); подростки (от 11 до 14—15 лет); старший школьный возраст (от 14—15 до 17—18 лет). Представители последних четырех групп могут быть допрошены на пред­варительном следствии. С учетом этих особенностей строится так­тика допроса, формулируются вопросы, избирается линия пове­дения следователя.

Наряду с этими основными особенностями личности, прису­щими несовершеннолетним соответствующих возрастных групп, психические качества различны и индивидуальны у каждого несо­вершеннолетнего. Поэтому следователь должен знать не только психические особенности той возрастной группы, к которой отно­сится допрашиваемый, но также хорошо знать и его личные качест­ва. Эта необходимость подтверждается и тем, что психические осо­бенности допрашиваемого могут оказывать существенное влияние на восприятие и запоминание им обстоятельств, интересующих следствие, а также на последующее их воспроизведение при до­просе.

Анкетирование следователей в городе Орле по поводу тактики допроса несовершеннолетних показал, что допрос несовершеннолетних не создает, по их мнению, каких-либо трудностей, относится к разряду "легких" следственных действий. По нашему мнению, такое убеждение связано с тем, что подростки, как правило, сознаются в совершенном, их попытки скрыть происшедшее или дать ложные показания обычно непродуманны. Тем не менее, как правильно замечают криминалисты[58], абсолютно бесконфликтных ситуаций не бывает, и, признаваясь в совершении преступления в целом, обвиняемые могут преуменьшать или преувеличивать свою роль в совершенном преступлении, скрывать соучастников преступления, не рассказывать про отрицательно их характеризующие эпизоды в процессе совершения преступления и т.п.

В Следственном отделе Заводского РОВД г. Орла нами были изучены материалы следственно практики (около 30 уголовных дел), в которых участвовали несовершеннолетние. Мы вынуждены констатировать, что во многих случаях следователями не были учтены личностные особенности несовершеннолетних. 

На совещании сотрудников Заводского РОВД было отмечено, что первый допрос несовершеннолетних проводится не совсем грамотно, второпях, поскольку освещаются в нем только основные моменты совершенного преступления. Тем не менее, этот допрос должен проводиться максимально детально, так как на этом этапе предварительного расследования в качестве доказательств фигурируют только протокол осмотра места происшествия (и то не во всех случаях) и некоторые другие недостаточные для уяснения сути происшедшего доказательства (сообщение о преступлении, фототаблица, изъятые с места происшествия предметы и т.д.).

Допросу несовершеннолетнего должна предшествовать тщательная подготовка. Подготовка включает собирание достаточно полной информации о психических и физических качествах несовершеннолетнего, об условиях его жизни, быта, воспитания. Во главу угла при подготовке к допросу следует поставить изучение личности несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого. Для достижения указанных целей необходимо использовать методы разработанные криминалистикой, юридической психологией, логикой, и педагогикой в комплексе.

Начать допрос рекомендуется с получения данных о личности несовершеннолетнего, условиях его жизни и воспитания. Поскольку получение этих данных предполагает психологически менее неприятную для несовершеннолетнего процедуру: подросток рассказывает о своей жизни, и в том числе, имеет возможность рассказать о своих положительных качествах или негативных условиях, которые, так или иначе, способствуют совершению преступлению. Встретив искреннее внимание и интерес к себе самому, подросток охотнее и спокойнее расскажет о совершенном преступлении и своей роли в нем.

По сравнению с общими требованиями, предъявляемыми к допросу участников уголовного судопроизводства[59] при получении данных о личности подростка, должны быть зафиксированы следующие факты: 

1) учеба: где подросток учится, как давно, менял ли школы, если учится в техникуме, ПТУ, то каким образом был осуществлен выбор, его отношение к учебе в целом и к отдельным учебным дисциплинам в частности, его объяснение причин неудач в учебе, отношение с учителями и одноклассниками, поведение (дисциплина) в школе, участие в жизни школы, планы на будущее (продолжение учебы), имеется ли возможность для полноценных занятий дома, пропуски уроков, их причины;

2) здоровье: как часто подросток болеет, какими заболеваниями, пьет ли регулярно какие-либо лекарства, занимается ли спортом, употребляет ли алкоголь, наркотики, курит. Если подросток начинает нервничать и все отрицать в агрессивной форме: я не больной, я не псих, я в детстве не падал, необходимо разъяснить ему, что такие вопросы задаются не только ему, и его никто не подозревает в нездоровье, в том числе и психическом, просто это стандартный набор вопросов, ответы на которые должны быть получены следователем в ходе допроса;

3) семейные отношения: состав семьи, наиболее близкий член семьи, кто занимается с подростком, наличие конфликтов в семье с участием или без участия подростка (между родителями, родителями и пожилыми членами семьи и т.п.), отношение к этим конфликтам;

4) ближайшее окружение, занятия в свободное время: увлечения, успехи подростка, нарушения поведения в прошлом (мелкие хищения, хулиганство, побеги из дома, попытки суицида и т.п.).

Допрос должен проходить в спокойной обстановке, переход от одной темы к другой должен быть естественным и плавным. Например, говоря об учебе, можно спросить о том, как относились родители (в семье) к результатам его учебы. При затрудненном контакте можно использовать прием, при котором следователь сам сообщает подростку сведения, которыми он располагает (полученные из ПДН, школы, от родителей или других соучастников), и предложить подростку исправить неточности, объяснить противоречия, дополнить, прокомментировать. Здесь сразу же обнаруживаются темы, о которых подросток говорит легко и свободно, и темы, которые он старается обойти, а также становится видно, на что он особенно эмоционально реагирует.

Свободный рассказ несовершеннолетнего не рекомендуется прерывать, даже если подросток и отвлекается от изложения обстоятельств дела, так как связь между освящаемыми событиями может быть более сложной. Вместе с тем следует иметь в виду, что несовершеннолетние вследствие недостаточной развитости логического мышления, отсутствия опыта в последовательном и всестороннем изложении каких – либо событий могут испытывать трудности в освящении обстоятельств преступления[60]. Задача следователя в этой связи заключается в том, чтобы, не сообщая допрашиваемому фактов, полученных из других источников, помочь несовершеннолетнему изложить свои показания в логической последовательности.

Большое внимание в тактике допроса несовершеннолетних уделяется также такой проблеме, как лжесвидетельство, и явно недооценивается его роль на практике. Несмотря на то, что вопросы, связанные с дачей заведомо ложных показаний, подвергались широким исследованиям с позиции уголовно-правовой, уголовно-процессуальной, криминалистической науки, чему подтверждением служат работы О.А. Зайцева, В.И. Смыслова, М.Х. Хабибуллина, А.А. Шмидта, С.М. Юдушкина, проблема лжесвидетельства несовершеннолетних осталась недостаточно освещенной и изученной[61].  

Сомнение в достоверности показаний могут возникнуть у следователя, как во время, так и после допроса. В процессе допроса такие сомнения порождаются противоречивостью показаний, их изменением, явным не соответствием известным обстоятельствам дела, имеющимся в распоряжении следователя доказательствам, заученность рассказа, наличие несвойственных несовершеннолетнему формулировок и выражений.

Допрашивая лгущего несовершеннолетнего, следователь не может избежать определенного психологического воздействия на него с целью получения правдивых показаний. В этом нет ничего противозаконного или аморального (если только это воздействие не содержит элементов обмана или насилия, т.е. является правомерным).

В процессе допроса не рекомендуется показания несовершеннолетнего сразу же заносить в протокол, т.к. это отвлекает внимание допрашиваемого, да и следователю мешает сосредоточиться на реализации тактического плана допроса. Кроме того, в силу этого может быть утрачен психологический контакт, т.к. подросток может почувствовать формальное к себе отношение, а не искренний интерес к его жизни и поведению.  Более целесообразно в ходе допроса делать черновые записи показаний, которые не так заметны для допрашиваемого и не отвлекают следователя от беседы с несовершеннолетним. В протокол показания лучше заносить только по окончании допроса, сохраняя свойственные несовершеннолетнему обороты речи[62].

Необходимо также отметить неоценимую роль педагога, именно правильно подобранного педагога, в допросе несовершеннолетнего (порядок участия педагога устанавливает ст. 425 УПК РФ). С одной стороны, участие педагога в допросе несовершеннолетнего помогает следователю наладить контакт с несовершеннолетним. С другой стороны — для несовершеннолетнего обвиняемого участие педагога является дополнительной гарантией защиты его прав и законных интересов и правильности выбора для него меры пресечения или иных принудительных мер. Неверно выбранный в зависимости от типа личности подростка жесткий или благодушный педагог может оказать негативное воздействие на весь процесс расследования в будущем, поскольку первый контакт зачастую является основой будущего взаимодействия с подростком. Следователю необходимо выбрать такого педагога, который был бы удобен допрашиваемому несовершеннолетнему, т.е. подросток мог бы свободно изъясняться в его присутствии и не стесняться учителя, не бояться порицания со стороны взрослого, в противном случае закомплексованность несовершеннолетнего не даст следователю возможности установления психологического контакта с допрашиваемым.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать