Законность и этика.
Допрос принадлежит к числу таких следственных действий, тактика которых имеет ярко выраженный этический аспект. Допрос должен отвечать требованиям уголовно-процессуального закона и соответствовать этическим нормам.
Законность и этика — категории взаимосвязанные. Законность предполагает соблюдение нравственных требований, и наоборот, любое нарушение требований уголовно-процессуального закона одновременно является и нарушением нравственных норм.
Следователь — впереди идущий в правосудии. От него зависит выполнение главной задачи уголовного судопроизводства: быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных. Немало терпения, настойчивости, знаний, ума, особого чутья психолога и такта педагога нужно иметь следователю, чтобы выполнить эту задачу. На необычность профессии по осуществлению правосудия указывал еще И. Т. Посошков, писавший в середине XVII в.: «Я по своему мнению судное дело и управление судейское вельми поставлю высоко, паче всех художеств, на свете сущих»[9].
Понятия «криминалистическая тактика» и «следственный такт» взаимосвязаны. Следственный такт как выражение профессиональной этики является одним из определяющих факторов действенности тактических приемов допроса. От этичности поведения следователя, его воспитанности, добросовестности, деликатности и благородства, профессиональной и общей культуры зависит качество следствия, а нередко и судьба людей.
1.3. Психологические и логические основы допроса.
Некоторые положения психологии допроса.
Допрос является одним из психологизированных действий, связанных с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психологическим взаимодействием между ними[10].
Отсюда необходимость использования данных психологии при производстве допроса.
Так, для понимания поведения допрашиваемого целесообразно уяснение психологического процесса формирования показаний.
Выделяют три стадии формирования показаний[11]:
- восприятие;
- запечатление;
- воспроизведение.
Восприятие - первая стадия, представляет собой совокупность ощущений, получаемых всеми органами чувств и отражающих предметы, явления объективной действительности в совокупности их сторон[12].
На качество восприятия влияет ряд факторов объективного и субъективного характера:
- расстояние до воспринятого объекта, степень его освещенности, метеорологические условия;
-
состояние органов чувств,
жизненный опыт, состояние внимания,
особенности памяти, характера, темперамента и т. п.
Особо следует учитывать, что процессы ощущений протекают у различных людей по-разному и зависят от состояния органов ощущения, тренированности органов чувств, их развития и т. п.
На процесс восприятия большое влияние оказывает эмоциональное состояние допрашиваемого. Поэтому при допросе следует учитывать, что острота восприятия притупляется в угнетенном состоянии. Психологи отмечают отсутствие правильной ориентации в происходящем у лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, отсюда вытекает и недостаточно четкое воспроизведение. Восприятие зависит и от направленности внимания.
На восприятие оказывает влияние профессиональная принадлежность воспринимающего, что находит выражение в определенной избирательности внимания. Так, при дорожно-транспортном происшествии наиболее обстоятельно и детально увиденное смогут описать работники транспорта, более полные показания о нарушении правил безопасности на строительных объектах дают очевидцы, профессионально связанные с вышеназванным видом человеческой деятельности. Если врач-дерматолог обратит внимание на дефекты кожи, то парикмахер, вероятнее всего, запомнит прическу, а портной - покрой платья. Профессиональное восприятие объясняется явлением апперцепции, иначе - обусловленностью содержания и направленности восприятия, предшествующим опытом, приобретенными знаниями, сложившимися интересами.
Как правило, наибольшую сложность для следователя представляет оценка результатов восприятий пространства, времени и движения. Следует иметь в виду, что относительно точное восприятие расстояния возможно в пределах до полукилометра.
Результатом восприятия является образование в коре головного мозга временных нервных связей (ассоциаций), которые, собственно, и составляют вторую стадию формирования показаний – запечатление, заключающееся в запоминании, сохранении воспринятого[13].
Прочность запоминания зависит от состояния нервной системы воспринимающего, полноты и четкости восприятия, понимания и осмысливания воспринятой информации, наличия внимания, волевых усилий, характера эмоциональных переживаний, особенностей речи, проявления интереса субъекта к воспринимаемой информации, сознания ее значимости и т. д.
Интенсивность забывания зависит от ряда факторов: силы впечатления и прочности запоминания, степени осмысливания и понимания воспринятого, волевых усилий удержать в памяти факты, степени устойчивости интересов к воспринятой информации, темперамента, состояния нервной системы, дефектов памяти, утомления, а также времени, прошедшего с момента восприятия. Чрезмерно сильнее впечатления могут не только подкреплять, но и ослаблять, а иногда и полностью глушить то, что было запечатлено в сознании.
Являясь третьей стадией формирования показаний, воспроизведение осуществляется, как правило, с помощью устной речи.
Большое значение для тактики допроса имеют психологические закономерности воспроизведения ранее воспринятой информации. Воспроизведение может быть непосредственным и опосредствованным, произвольным и непроизвольным. Оно протекает в двух формах: узнавания (воспроизведения при повторном восприятии объекта) и воспоминания (осуществляемого в отсутствие объекта).
- Особо значимым для допроса является произвольное воспроизведение, основанное на ассоциативных процессах и активной мыслительной деятельности. Необходимо знать, что на формирование показаний в стадии воспроизведения оказывают влияние многочисленные субъективные и объективные факторы.
В ходе допроса следователю нередко помогает умение мобилизовать память допрашиваемого. В припоминании забытого следователь может использовать различные способы оказания помощи допрашиваемому, в том числе постановку напоминающих вопросов о сопутствующих обстоятельствах, которые допрашиваемый хорошо помнит, предъявление предмета, который ранее допрашиваемый видел, проведение допроса на месте проверяемого события и т. п.
Кроме того, следователям не следует сбрасывать со счетов данные научных исследований, которые вооружают следствие знаниями об этапах формирования показаний, указывают на причины возможных заблуждений, подсказывают, на каком этапе и почему могут происходить отклонения оттого, что имело место в действительности, показывают специфику процесса формирования показаний допрашиваемых. В частности, отмечается необходимость учета:
-
особенностей формирования
показаний потерпевших на стадии получения информации о происшедшем, ее
запечатления, сохранения, до-
процессуального воспроизведения и передачи;
- особенностей формирования (изменения) показаний при их приеме и процессуальном закреплении;
- изменений показаний между первым и повторными допросами.
Так, на стадии получения информации формирование показаний начинается с ощущений и восприятия, особенности проявления которых, у разных людей неодинаковы.
Одним из важнейших положений тактики допроса является необходимость установления психологического контакта[14] с допрашиваемым, который достигается благодаря авторитету следователя, его твердости в проведении своей линии, непреклонности в принципиальных вопросах, с одной стороны, и благожелательности, готовности видеть в любом допрашиваемом живого человека, подчеркнутому стремлению избавить его от лишних тягот, облегчить его участь (действуя при этом в рамках закона) - с другой.
Следует отметить, что психологами установлен ряд мешающих установлению нормальных контактов между людьми психологических барьеров, представляющих собой барьер к "человеку", содержанию требования, его форме, условиям предъявления и т. п. Психологические барьеры можно условно подразделить на:
- логические;
- эмоционально-логические;
- эмоционально-волевые.
Рассматривая установление психологического контакта как своеобразный процесс, исследователи выделяют в качестве одной из ведущих характеристик закономерность его динамики[15]. Это позволяет установить последовательность этапов указанного процесса, раскрыть внешние и внутренние факторы, определяющие особенности каждого из этапов.
На первой стадии допроса, как правило, следователь получает от допрашиваемого сведения, содержащие анкетные данные, но не это является основной целью данного этапа. Это, по сути, лишь внешняя сторона, подтекстом же этой части допроса, ее внутренним содержанием является определение обоими собеседниками линии своего дальнейшего поведения по отношению друг к другу.
На второй стадии допроса, которая является стадией перехода к психологическому контакту, обычно задаются незначительные для существа дела вопросы (касающиеся трудового и жизненного пути допрашиваемого, порой совершенно отвлеченные, например, о хорошей погоде за окном, оригинальности фасона платья допрашиваемой и т. п.). Главной же задачей является установление контакта. На этом этапе допроса определяются общие параметры предстоящей беседы: темп, ритм, уровень напряженности, состояние собеседников и главные аргументы, которые будут использованы для убеждения друг друга в своей правоте.
Третья стадия допроса может быть определена как главная, так как именно здесь следователь организует получение от допрашиваемого основной информации, необходимой для расследования, и раскрытия преступления. И допрашивающий успешно справляется с поставленной задачей, если владеет приемами, основанными на глубоко индивидуальном подходе к личности допрашиваемого.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22