Тактика и организация допроса

    Законность и этика.

Допрос принадлежит к числу таких следственных действий, тактика которых имеет ярко выраженный этический аспект. До­прос должен отвечать требованиям уголовно-процессуального за­кона и соответствовать этическим нормам.

Законность и этика — категории взаимосвязанные. Законность предполагает соблюдение нравственных требований, и наоборот, любое нарушение требований уголовно-процессуального закона одновременно является и нарушением нравственных норм.

Следователь — впереди идущий в правосудии. От него зависит выполнение главной задачи уголовного судопроизводства: быст­рое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных. Немало терпения, настойчивости, знаний, ума, особого чутья пси­холога и такта педагога нужно иметь следователю, чтобы выпол­нить эту задачу. На необычность профессии по осуществлению правосудия указывал еще И. Т. Посошков, писавший в середине XVII в.: «Я по своему мнению судное дело и управление судейское вельми поставлю высоко, паче всех художеств, на свете сущих»[9].

Понятия «криминалистическая тактика» и «следственный такт» взаимосвязаны. Следственный такт как выражение профессиональ­ной этики является одним из определяющих факторов действен­ности тактических приемов допроса. От этичности поведения сле­дователя, его воспитанности, добросовестности, деликатности и благородства, профессиональной и общей культуры зависит каче­ство следствия, а нередко и судьба людей.


1.3. Психологические и логические основы допроса.

Некоторые положения психологии допроса.

Допрос является одним из психологизированных действий, связанных с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психологическим взаимодействием между ними[10].

Отсюда необходимость использования данных психологии при произ­водстве допроса.

Так, для понимания поведения допрашиваемого целесообразно уяс­нение психологического процесса формирования показаний.

Выделяют три стадии формирования показаний[11]:

-       восприятие;

-       запечатление;

-       воспроизведение.

Восприятие - первая стадия, представляет собой совокупность ощу­щений, получаемых всеми органами чувств и отражающих предметы, явления объективной действительности в совокупности их сторон[12].

На качество восприятия влияет ряд факторов объективного и субъек­тивного характера:

-       расстояние до воспринятого объекта, степень его освещенности, ме­теорологические условия;

-       состояние  органов  чувств,  жизненный   опыт,   состояние   внимания,
особенности памяти, характера, темперамента и т. п.

Особо следует учитывать, что процессы ощущений протекают у раз­личных людей по-разному и зависят от состояния органов ощущения, тренированности органов чувств, их развития и т. п.

На процесс восприятия большое влияние оказывает эмоциональное со­стояние допрашиваемого. Поэтому при допросе следует учитывать, что острота восприятия притупляется в угнетенном состоянии. Психологи отмечают отсутствие правильной ориентации в происходящем у лиц, на­ходящихся в состоянии алкогольного опьянения, отсюда вытекает и не­достаточно четкое воспроизведение. Восприятие зависит и от направлен­ности внимания.

На восприятие оказывает влияние профессиональная принадлежность воспринимающего, что находит выражение в определенной избирательно­сти внимания. Так, при дорожно-транспортном происшествии наиболее обстоятельно и детально увиденное смогут описать работники транспор­та, более полные показания о нарушении правил безопасности на строи­тельных объектах дают очевидцы, профессионально связанные с выше­названным видом человеческой деятельности. Если врач-дерматолог об­ратит внимание на дефекты кожи, то парикмахер, вероятнее всего, за­помнит прическу, а портной - покрой платья. Профессиональное вос­приятие объясняется явлением апперцепции, иначе - обусловленностью содержания и направленности восприятия, предшествующим опытом, приобретенными знаниями, сложившимися интересами.

Как правило, наибольшую сложность для следователя представляет оцен­ка результатов восприятий пространства, времени и движения. Следует иметь в виду, что относительно точное восприятие расстояния возможно в пределах до полукилометра.

Результатом восприятия является образование в коре головного мозга временных нервных связей (ассоциаций), которые, собственно, и состав­ляют вторую стадию формирования показаний – запечатление, заклю­чающееся в запоминании, сохранении воспринятого[13].

Прочность запоминания зависит от состояния нервной системы воспри­нимающего, полноты и четкости восприятия, понимания и осмысливания воспринятой информации, наличия внимания, волевых усилий, характера эмоциональных переживаний, особенностей речи, проявления интереса субъекта к воспринимаемой информации, сознания ее значимости и т. д.

Интенсивность забывания зависит от ряда факторов: силы впечатле­ния и прочности запоминания, степени осмысливания и понимания вос­принятого, волевых усилий удержать в памяти факты, степени устойчи­вости интересов к воспринятой информации, темперамента, состояния нервной системы, дефектов памяти, утомления, а также времени, про­шедшего с момента восприятия. Чрезмерно сильнее впечатления могут не только подкреплять, но и ослаблять, а иногда и полностью глушить то, что было запечатлено в сознании.

Являясь третьей стадией формирования показаний, воспроизведение осуществляется, как правило, с помощью устной речи.

Большое значение для тактики допроса имеют психологические зако­номерности воспроизведения ранее воспринятой информации. Воспроиз­ведение может быть непосредственным и опосредствованным, произ­вольным и непроизвольным. Оно протекает в двух формах: узнавания (воспроизведения при повторном восприятии объекта) и воспоминания (осуществляемого в отсутствие объекта).

-       Особо значимым для допроса является произвольное воспроизведе­ние, основанное на ассоциативных процессах и активной мыслительной деятельности. Необходимо знать, что на формирование показаний в стадии вос­произведения оказывают влияние многочисленные субъективные и объ­ективные факторы.

В ходе допроса следователю нередко помогает умение мобилизовать память допрашиваемого. В припоминании забытого следователь может использовать различные способы оказания помощи допрашиваемому, в том числе постановку напоминающих вопросов о сопутствующих об­стоятельствах, которые допрашиваемый хорошо помнит, предъявление предмета, который ранее допрашиваемый видел, проведение допроса на месте проверяемого события и т. п.

Кроме того, следователям не следует сбрасывать со счетов данные на­учных исследований, которые вооружают следствие знаниями об этапах формирования показаний, указывают на причины возможных заблужде­ний, подсказывают, на каком этапе и почему могут происходить откло­нения оттого, что имело место в действительности, показывают специ­фику процесса формирования показаний допрашиваемых. В частности, отмечается необходимость учета:

-       особенностей формирования показаний потерпевших на стадии полу­чения информации о происшедшем, ее запечатления, сохранения, до-
процессуального воспроизведения и передачи;

-       особенностей формирования (изменения) показаний при их приеме и процессуальном закреплении;

-       изменений показаний между первым и повторными допросами.

Так, на стадии получения информации формирование показаний на­чинается с ощущений и восприятия, особенности проявления которых, у разных людей неодинаковы.

Одним из важнейших положений тактики допроса является необходи­мость установления психологического контакта[14] с допрашиваемым, кото­рый достигается благодаря авторитету следователя, его твердости в прове­дении своей линии, непреклонности в принципиальных вопросах, с одной стороны, и благожелательности, готовности видеть в любом допрашивае­мом живого человека, подчеркнутому стремлению избавить его от лишних тягот, облегчить его участь (действуя при этом в рамках закона) - с другой.

Следует отметить, что психологами установлен ряд мешающих уста­новлению нормальных контактов между людьми психологических барьеров, представляющих собой барьер к "человеку", содержанию требования, его форме, условиям предъявления и т. п. Психологические барьеры можно условно подразделить на:

-       логические;

-       эмоционально-логические;

-       эмоционально-волевые.

Рассматривая установление психологического контакта как своеобраз­ный процесс, исследователи выделяют в качестве одной из ведущих харак­теристик закономерность его динамики[15]. Это позволяет установить после­довательность этапов указанного процесса, раскрыть внешние и внутрен­ние факторы, определяющие особенности каждого из этапов.

На первой стадии допроса, как правило, следователь получает от доп­рашиваемого сведения, содержащие анкетные данные, но не это является основной целью данного этапа. Это, по сути, лишь внешняя сторона, подтекстом же этой части допроса, ее внутренним содержанием являет­ся определение обоими собеседниками линии своего дальнейшего пове­дения по отношению друг к другу.

На второй стадии допроса, которая является стадией перехода к пси­хологическому контакту, обычно задаются незначительные для существа дела вопросы (касающиеся трудового и жизненного пути допрашиваемо­го, порой совершенно отвлеченные, например, о хорошей погоде за ок­ном, оригинальности фасона платья допрашиваемой и т. п.). Главной же задачей является установление контакта. На этом этапе допроса опреде­ляются общие параметры предстоящей беседы: темп, ритм, уровень напряженности, состояние собеседников и главные аргументы, которые будут использованы для убеждения друг друга в своей правоте.

Третья стадия допроса может быть определена как главная, так как именно здесь следователь организует получение от допрашиваемого ос­новной информации, необходимой для расследования, и раскрытия пре­ступления. И допрашивающий успешно справляется с поставленной за­дачей, если владеет приемами, основанными на глубоко индивидуальном подходе к личности допрашиваемого.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать